Чего ждать от нового папы?
Нынешний великий пост для католиков отметился сразу двумя важными событиями: отставка папы Бенедикта XVI в его преддверии, и избрание нового Понтифика – Франциска. Узнать что можно ожидать православным от нового папы, как могут изменится отношения двух Церквей и что препятствует их полноценному общению сейчас мы решили узнать у преподавателя Сравнительного богословия Минской Духовной Академии иерея Иоанна Кононовича.
О. Иоанн, сейчас в СМИ много говорят о причинах отставки папы Бенедикта. Люди не хотят верить в официально названную причину и склоняются ко всевозможным конспирологическим теориям пытающимся найти в решении предыдущего Понтифика какие-то скрытые мотивы. Какого мнения в данном случае придерживаетесь Вы?
Действительно, в событиях, которые случаются не часто, проще всего увидеть некий особенный смысл и не всегда верится в достаточно банальные объяснения. А уж тем более, когда речь идет о событии, которое до наших дней происходило лишь единожды (Целестин V в 1294 г.). На мой взгляд, ситуацию можно рассмотреть так: с одной стороны это действительно пожилой возраст Бенедикта XVI, а с другой стороны те актуальные, зачастую проблемные, вопросы которые реально стоят перед Римско-Католической Церковью. Думаю, что именно в сочетании этих двух факторов и стоит искать истинное объяснение случившегося. Бенедикт XVI отказался от престола не потому, что не мог больше ходить или говорить, а скорее потому что посчитал, что для решения существующих вопросов его сил уже не хватает. Естественно, можно поставить вопрос: «а как же слова «ибо сила Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12,9)?». Ответ, на мой взгляд, может быть таким: уход Папы Римского в «отставку» указывает на более простое отношение к посту Епископа Рима, в частности, на то, что Папа Римский как личность не является центральной фигурой Церкви.
Как Вам кажется, какой будет "политика" Католической Церкви в Белоруссии в период понтификата папы Франциска?
На данный вопрос мне ответить достаточно сложно, я не достаточно знаком с богословскими взглядами папы Франциска. Можно предположить, что при новом папе местные церкви в РКЦ получат больше самостоятельности и это позволить им активизировать свою работу по тем направлениям, которые они считают актуальными.
Изменятся ли отношения Католической и Православной Церквей с пришествием нового папы? В какую сторону?
Пожалуй, единственно верный ответ на этот вопрос тоже даст лишь время. В свое время избрание Бенедикта XVI оказало положительное влияние на православно-католические отношения – был преодолен затянувшийся кризис в ходе официального диалога. Папа Франциск уже упоминал о важности продвижения к единству христиан и о необходимости совместного свидетельства в современном мире. Подтверждением открытой позиции по отношению к Православию является и принятие Папой Римским приглашения Патриарха Константинопольского Варфоломея встретиться на Святой Земле в 2014 году – в пятидесятую годовщину исторической встречи Папы Павла VI и Константинопольского Патриарха Афинагора.
Сейчас можно услышать множество положительных отзывов на первые шаги нового Понтифика, в тоже время есть голоса, которые не устают напоминать о принадлежности папы Франциска к ордену иезуитов, указывая, тем самым, на возможность присутствия неких скрытых планов. Считаю что в данном случае нам необходимо немного запастись терпением для того что воспользоваться евангельским принципом: «По плодам их узнаете их».
Что сегодня препятствует диалогу двух Церквей?
Как и десять, и двадцать лет назад, основным вопросом, препятствующим позитивному развитию диалога, является «униатство». Казалось бы, в 1993 году в Баламанде (Ливан) смешанной международной комиссией по богословскому диалогу между Римско-Католической Церковью и Поместными Православными Церквями был выработан документ, четко осуждающий унию как метод достижения единства. В тоже время сам статус этого документа все еще остается неясным. Вместе с тем распространение униатства в частности в Украине, Румынии, да и в Беларуси, не дает возможности однозначно понять позицию Римско-Католической Церкви в этом вопросе. И вот здесь есть одна направление, следование которому, со стороны нового Понтифика, может вновь спровоцировать кризис православно-католических отношений. Я имею в виду предоставление Украинской Греко-Католической Церкви статуса патриархата.
В целом хочется верить, что новый Епископ Рима станет достойным преемником своих великих предшественников, и будет искренне служить единству христиан.
Беседовал Дмитрий ПАВЛЮКЕВИЧ
Фото: сайт Минских Духовных школ
Справка: Иереей Иоанн Кононович, преподаватель МинДАиС. Кандидат богословия. Защитил диссертацию по теме: «Православно-католический диалог 1964-2012 гг.: История развития, современное состояние, церковная рецепция».