«Владыка Экзарх был настоящий лекарь»: протоиерей Владимир Кишкун о Митрополите Филарете
Протоиерей Владимир Кишкун, почетный настоятель прихода храма Благовещения Пресвятой Богородицы города Волковыска, знал владыку Филарета в течение 40 лет, встречаясь с ним по делам епархии и своего строившегося храма. И сегодня мы публикуем его воспоминания о владыке Экзархе.
«Бери выше»
Моя первая встреча с Митрополитом произошла в 1979 году в Троице-Сергиевой лавре. Я поступал тогда в семинарию. Мы шли по лавре с Алексеем Шинкевичем, ныне клириком Минской епархии, и он сказал вдруг: «Вот идет наш Митрополит, давай возьмем у него благословение». Мы подошли к владыке Филарету, представились и говорим: «владыка, просим вашего ходатайства на вступительных экзаменах». А он в ответ: «Братья — по свечечке преподобному Сергию. Это самый хороший и надежный ходатай».
Короткий разговор, но я вспоминал его всю жизнь. Вот что меня удивило: владыка Митрополит не стал говорить от себя: учитесь, мол, и прочее. А сразу направил нас к святым отцам, направил к Богу.
Гродно, 2016 год
После семинарии я служил в литовском городе Тракай. В 1988 году умер мой отец, и меня, как младшего сына, направили на родину присматривать за пожилой матерью. Я приехал в Беларусь, написал прошение. В августе пришла телеграмма о том, что нужно приехать в Минск и получить указ. В епархии меня встретил отец Михаил Буглаков, секретарь Митрополита, и сказал: «Удивительный случай. Владыка дает вам приход сразу с церковным домом, хотя вы и из другой епархии. Он также благословил, чтобы вы остались на вечернюю службу и завтра — на литургию и трапезу».
Так я снова увидел владыку Филарета. Оказывается, в тот день было наречение епископа Никандра Звенигородского, а утром — хиротония и затем обед. За обедом были представители других государств, высокие власти. Новый епископ встал и произнес тост: «Владыка, благодарю вас». А владыка Филарет ему негромко: «Бери выше». Епископ говорит тогда: «Благодарю Синод Церкви и Патриарха». Владыка Филарет снова тихо говорит ему: «Бери выше». Епископ еще раз поправляется: «Благодарю Бога». Владыка удовлетворенно кивнул: «Вот так».
Меня снова это поразило: как владыка Митрополит умел всех подвести к Господу! Хотя это не удивительно: он сам жил Богом. Его цель, и путь, и жизнь был Христос. И он нес Его везде.
Гродно, 2015 год
«Ничем нельзя пренебрегать»
После возвращения в Беларусь я стал служить в поселке Порозово. В 1992 году была воссоздана Гродненская епархия, и первым архиереем был назначен архиепископ Валентин (Мищук). До поступления в семинарию я был водителем у епископа Виленского и Литовского Германа. Когда владыка Валентин узнал об этом, то попросил: «Помоги и мне здесь». Мы с ним часто ездили в Минск, Брест, Москву и Петербург, собирали утварь — на тот момент у епархии не было ровным счетом ничего. Владыка Митрополит одобрил предложение архиепископа Валентина построить в Волковыске красивый собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. А в качестве образца проекта выбрали Свято-Духов собор города Белостока, куда в 1992 году были перенесены из Гродно мощи святого младенца Гавриила.
Я был назначен настоятелем этого строящегося храма. Пока в Волковыске готовили участок под строительство, нужно было согласовать большое количество работ. В 1995 году у нас был составлен договор с организацией, которая должна была строить храм. Начальник этой организации сказал: «Мы уже можем снимать грунт и начинать строительство». А у меня не хватало одной подписи в документах. Владыка Филарет как раз был в то время в Гродно, и я спросил у него: «Владыка, мы можем приступать. Ничего, что нет одной подписи?» А он ответил: «Отец Владимир, ничем нельзя пренебрегать. Не начинай до последней подписи». А когда все бумаги были наконец подписаны, владыка сказал: «Ну вот теперь Бог в помощь». Вот какая в нем была пунктуальность.
Святейший Патриарх Алексий II благословляет макет храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы г. Волковыска. Слева — отец Владимир Кишкун, справа — Митрополит Филарет
Когда мы уже заканчивали строить храм, нам не хватило плитки на пол. Я решил поехать в Минск и попросить плитку на одном предприятии. Пришел к директору, объясняю ситуацию, говорю, что мы согласны на плитку даже не самого лучшего качества. А он отвечает: «Смотрите, у меня стопка просьб лежит. И школы просят, и больницы. Едь к Митрополиту, как он скажет, так и сделаем».
Я приехал к владыке Экзарху, рассказал. Он на моем заявлении с просьбой о помощи написал «Прошу содействовать», а мне говорит: «Всех людей, особенно хороших, надо беречь». Он имел в виду — не подставлять. Просить можно, но в разумных пределах. Митрополит никогда не требовал, а просил. И просил так, чтобы это не было в ущерб другим.
Я вернулся на завод, и нам выделили плитку.
Рабочее совещание по проекту строящегося храма Благовещения Пресвятой Богородицы г. Волковыска
«Да плюнь ты на эти болезни»
В 1995 году в Бресте праздновали 50-летие со Дня Победы. Там собрались главы Беларуси, России и Украины, множество духовенства. Мы вместе с владыкой Филаретом служили в храме святителя Николая в Брестской крепости. Рядом была устроена трибуна для выступлений. Мы вышли из храма, разговаривая с архиереями. К Митрополиту подошел кто-то из чиновников и сказал: «Владыка, президенты просили, чтобы вы поднялись на трибуну и сказали несколько слов». Владыка спросил: «На сколько минут?» Чиновник сказал: «На 7-8». Владыка ответил: «Хорошо», и спокойно пошел дальше. То есть новость о том, что нужно выступить перед президентами трех стран и толпой гостей его нисколько не взволновала. Тут меня просят интервью дать, и уже думаешь: а как сказать, а что сказать? А владыка Филарет как шел, разговаривая с архиереями, так и пошел дальше.
Я никогда не видел, чтобы он нервничал — ни в первые наши встречи в 1979 году, ни в последние, в санатории в Озерном, когда он был уже совсем слаб...
В книге святителя Игнатия Брянчанинова «Слово о смерти» описан удивительный момент. Пустынник высокой духовной жизни просил у Бога, чтобы Он указал ему, как оставляет душа праведника и как — грешника. Господь привел пустынника в город, где в монастыре жил знаменитый затворник. Тот болел и был при смерти. Весь город находился в трауре, люди говорили: «Если он умрет, мы все погибнем. Господь кормит нас только за молитвы этого праведника». А пустынник вошел в монастырь и услышал голос Божий, обращенный к сатане: «Как эта душа не успокоила Меня в себе ни единого часа, так и ты без милосердия исторгни ее». То есть внешне святой человек на самом деле не стяжал Бога в своем сердце.
Конечно, это притча. Но она говорит о важном аспекте жизни христианина — сердечном покое. Я вспоминаю Митрополита Филарета и удивляюсь: как при таких должностях, при таком общении на самом высоком церковном и светском уровне, он всегда оставался ровным и спокойным?
Мне кажется, это возможно, только если человек постоянно предстоит перед Богом и постоянно молится. Когда молился Владыка, чувствовалось, что он общается с живым Богом: весь во внимании, не отвлекается ни на что внешнее. Или вот беседует он с кем-нибудь, но как только начинается служба — всё, мертвая тишина. Владыка Филарет умел сосредоточиться. Это то, чего нам всем так не хватает.
Митрополит Филарет на освящении нижнего храма в честь святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия храма Благовещения Пресвятой Богородицы г. Волковыска, 10 декабря 2000 года
Я иногда слышал от владыки Митрополита: «Если бы вы знали, как мне хочется в келью!» Он хотел уединения, но, конечно, не получал его в полной мере. Отдыхал ли он? Когда его спрашивали: «Владыка, вы поедете на отдых?», он говорил: «Отдых? Я не знаю, что такое отдых». Если он брал свободные дни, то только для лечения. Я даже представить не могу, что он мог бездельничать.
Болезни свои владыка Филарет нес терпеливо и не жаловался. Был период, когда меня самого подводило здоровье: мне сделали сложную операцию и я неделю лежал в реанимации. Вскоре после этого я встретил Митрополита, и он спросил, как я. Я пожаловался: «Да вот, владыка, болит». А он мне: «Да плюнь ты на эти болезни». Вероятно, он так же относился и к своим.
«Не отвлекай человека от добрых дел»
В 1998 году в Полоцк приезжал Святейший Патриарх Алексий. Мы собирались ехать на встречу с ним вместе с владыкой Артемием. В то время я был и его секретарем, и шофером, и помощником. Я планировал ехать за автомобилем Митрополита, чтобы не отстать и не сбиться с дороги. Вот я иду с чемоданом облачений к своей машине, а впереди стоит машина Митрополита. К его шоферу Сергею подошел какой-то человек, возможно, просить денег. Они стоят и беседуют. Приходит Митрополит и говорит Сергею: «Сережа, не отвлекай человека от добрых дел. Садись, надо ехать». Я видел изумление того человека: не ему делают замечание, а Сергею. И так деликатно владыка Митрополит старался обращаться со всеми.
Или мне вспоминается, как на праздник Жировицкой иконы Божией Матери в Успенском храме собирался полный алтарь священников — духовенства приезжало всегда много. И Митрополит во время службы деликатно просил не толпиться: «Отцы, пополните клиросы». Понимаете, по-разному ведь можно сказать.
Владыка показал, что слово — это великое оружие. Как говорят святые отцы, словом можно убить и словом можно лечить. Мне кажется, владыка Экзарх был настоящий лекарь.
Однажды он приезжал в деревню, где живут мои двоюродные сестры. Едем потом после службы и они, простые деревенские доярки, говорят: «Ну каждое его слово на сердце ложится!» Я удивился: как то, что говорил владыка, доходило до людей самого разного образования и положения! Святые отцы писали, что когда говорят от ума, на ум ложится и потом быстро уходит. А когда говорят от сердца, на сердце ложится и на сердце остается. Владыка Филарет говорил от сердца. Наверное, поэтому его до сих пор помнят люди и даже сейчас у нас в храме в записки об упокоении вписывают «владыки Филарета».
Митрополита любили послушать не только простые люди. Когда в деревнях было освящение храмов, всегда присутствовали местные власти, руководители предприятий. И был у них неписаный закон. Когда заканчивалась трапеза, кто-нибудь подходил и говорил: «Владыка, мы будем вас ожидать на дороге». И вот едет Митрополит, скажем, через железную дорогу мимо леса, а на опушке уже собрались начальники, останавливают его и просят еще немного поговорить. Чувствовалось, что они не хотели расставаться и хотели послушать еще.
Бывало, что какой-нибудь человек был в немилости у начальства, а Митрополит с ним общался как и со всеми остальными. У него всегда на это был ответ: «Я исполняю заповедь».
«Надо беречь Православие»
Митрополит рассказывал о своих поездках на заграничные конференции. На одной из них, в Германии, были представители разных конфессий. Когда владыка шел по коридору, к нему обратился протестант и сказал: «Владыка, пока вы есть, мы можем сумасбродствовать». В смысле, пока есть Православная церковь, всё будет хорошо. Поэтому Митрополит призывал: «Отцы, надо беречь Православие. Вы должны знать каноны, устав Церкви и говорить всегда четко, чтобы люди вас понимали». Владыка Экзарх всегда требовал, чтобы священники заботились не только о правильности нотного пения, но и о том, чтобы народ понимал смысл пения. На встречах с духовенством он всегда подчеркивал, что всё должно делаться безукоризненно: без лести, поспешности и небрежности.
Митрополит был очень ответственным. На любое письмо, на любой документ он старался реагировать сам и на всё давал ответ, достойный христианина.
Надо было видеть, как он решал проблемы. Когда на ужин собирались владыки, у каждого был свой вопрос. Я помню, один из митрополитов обратился к владыке Филарету по поводу того, что на него написали в прессе. Он сказал: «Владыка, я хочу дать ответ». Владыка Экзарх подумал и говорит: «Хорошо, но сначала досконально изучи это дело и дай ответ со ссылкой на авторитетных людей». А если спрашивали за столом что-то личное, владыка деликатно отвечал: «Это уже вопрос исповеди». И так многому можно было поучиться даже просто сидя с ним за одним столом.
Я не говорю, что владыку Митрополита нужно копировать, но ему можно подражать — в том добром, что мы видели в нем. Святые отцы говорят, что книгу читать хорошо, но живой пример перед глазами видеть лучше. И я благодарен Богу, что почти 40 лет знал и видел владыку. Можно духовную жизнь знать в теории, а владыка показал, что он в ней практик.
Подготовила Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ