В день апостолов Петра и Павла архиепископ Артемий совершил литургию в кафедральном соборе города Волковыска
12 июля 2015 года в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, в день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, управляющий Гродненской епархией, Высокопреосвященнейший Артемий, архиепископ Гродненский и Волковысский, совершил Божественную литургию в кафедральном соборе города Волковыска, освященном в честь святых первоверховных апостолов.
Владыке сослужили секретарь Гродненской епархии митрофорный протоиерей Анатолий Ненартович, настоятель собора и благочинный Волковысского округа архимандрит Василий (Коржич) и представители духовенства Волковысского благочиния. После чтения Евангелия Владыка обратился к духовенству и прихожанам с архипастырским словом.
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В сегодняшний воскресный день читалось Евангелие об исцелении расслабленного. Мы знаем, что Христос пришел в Капернаум и к нему принесли парализованного человека. Это страшная болезнь, потому что этот человек зависит от окружающих его людей. Даже кружку воды должны были ему подавать, не говоря обо всем остальном. Такой человек ранимый и болезненный. Даже ближние не могут замечать тех ран и скорбей, которые он ощущает и переносит в своей жизни. И вот такого парализованного несчастного человека приносят ко Христу.
В Евангелии мы слышим, что Христос находился в доме, в котором было очень много людей. Пройти в дом не было возможным. Что делают люди, которые принесли расслабленного? Они поднимаются на крышу дома и опускают расслабленного прямо к ногам Спасителя. Господь прощает ему грехи и исцеляет этого человека.
Но что нас удивляет в этом повествовании? Это то, что человек получает исцеление не по своим молитвам, а по молитве своих друзей. Это были хорошие друзья, которые его очень любили и уважали, сострадали ему, он им был не безразличен. Друзья несут его к Иисусу, чтобы просить у Него помощи. Спаситель, видя их милосердие, веру, добропорядочность, сердечность исцеляет этого больного.
О чем это говорит? Это говорит о том, что в нашей христианской жизни есть святые и мы все одна семья. Церковь – это единый богочеловеческий организм, во главе которого Христос. И когда люди молятся друг за друга, то благодать любви подается тем, за кого молятся. И через верующих Господь помогает и исцеляет тех, за кого они молятся. В нашей жизни также есть масса случаев, когда женщины, матери, жены молятся за своих детей, родных и близких и Господь призывает их к вере.
Конечно, данный отрывок преподносит нам много уроков: мы поражаемся вере этих людей, и, конечно же, нам нужно сравнить себя с этими четырьмя мужчинами, которые принесли расслабленного. Есть ли у нас такая вера и такая настойчивость, есть ли у нас такое постоянство? Потому что, из духовного опыта, каждый из нас знает, что стоит только нам заболеть или просто Господь посылает нам скорбь, как мы день-другой помолимся и впадаем в уныние, ропщем на Бога, что нам никто не помогает, нет утешения. Важно знать, что в данной ситуации мы должны бороться и быть крестоносцами, нести крест и идти за Христом. Ведь Он не обещает нам комфорта и парниковых условий. Он говорит: «отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). Для христианина духовная жизнь – это встреча с Богом, а встретиться с Богом можно только через крест.
Нас можно сравнить с больным человеком, который хоть и получил исцеление, но не поднимается. Христос говорит ему: «Встань и ходи». Человек получил силу, чтобы встать и ходить, но он не поднимается. Ему хорошо, когда его с ложечки кормят, за ним ухаживают и ему ничего не нужно делать. Этот образ напоминает нам сегодняшнее общество. Молитвами святых угодников наших, исповедников и новомучеников Господь привел нас к Себе, поставил нас у порога Церкви. Но вошли мы в храм или нет? Мы погрузились во внешние эмоции, в религиозный суррогат и, в лучшем случае, в поиск чудес. Как говорил Господь «Род сей лукав, он ищет знамения» (Лк. 11, 29). Так и мы ищем внешнего знамения и эффекта, доказательств, что существует Бог.
А ведь не это необходимо искать. Надо искать Бога в себе! Что говорит Господь? «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). Когда нет порока, нет злобы и зависти, когда нет подлости – вот тогда ты увидишь Бога. И не нужно видеть христианство как некую абстрактную идею. Духовный человек видит реальную жизнь, реально ощущает Бога, видит перемену своей жизни и видит смысл своей жизни. И, самое главное, человек видит свое предназначение.
Каждый христианин четко формулирует цель своей жизни, он понимает как он должен жить и каким путем идти, вместо того, чтобы идти на компромисс с окружающим нас с вами миром. И, к сожалению, мы по-прежнему остались еще атеистами, мы строим царство земное. Христианский коммунизм – вот, что мы хотим увидеть сегодня в нашей Церкви. Внешнее благополучие на земле и земной рай – вот к чему мы стремимся. А Господь говорит, что земного рая не будет. Один из мыслителей сказал прекрасные слова: «Мы не в состоянии построить рай на земле, но мы можем не допустить, чтобы на земле был ад». Вот задача этого мира, а не то благополучие и внешнее удовольствие к какому он стремится. И апостол Петр предупреждая верующих, приводит прекрасные слова «Пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья [идет] валяться в грязи» (2 Пет. 2, 22).
Также сегодня наше общество казалось бы приняло Церковь, приняло христианство и при этом все равно возвращается на старые атеистические позиции. Оно снова и снова наступает на те же грабли, на которые неоднократно наступало. А Господь поругаем не бывает. Возвращаются все проблемы и нестроения, и возвратятся беды, скорби и кризисы, потому что нет веры, а мы по-прежнему парализованы царством мира сего. И об этом нам напоминает Господь. Он говорит о том, что мы должны принести покаяние. Только покаяние - это самое большое чудо, которое есть в Церкви.
Исаак Сирин говорит что тот, кто видит свои грехи, выше того, кто воскрешает мертвых. А мы можем думать, что мы самые лучшие, самые достойные, самые богоизбранные. Только подумайте – мы считаем себя просветителями и спасителями Вселенной. Поэтому нужно каяться в своих грехах, возвращаться к Церкви, встать, взять свою постель, управлять собою и идти за Христом. Вот в этом предназначение каждого верующего человека. Святые апостолы Пётр и Павел, память которых мы сегодня совершаем, в свое молитвенном предстательстве за всех помогут всем нам обрести этот путь и неуклонно идти ко Христу-Спасителю. Аминь.»
После окончания Божественной литургии Владыка возглавил Крестный ход вокруг храма.
Александр РУДИНСКИЙ