В день Преображения Господня архиепископ Артемий совершил литургию в кафедральном соборе города Гродно
19 августа 2014 года, в праздник Преображения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, в кафедральном соборе в честь Покрова Пресвятой Богородицы города Гродно состоялась Божественная литургия. Литургию возглавил управляющий Гродненской епархией Высокопреосвященнейший Артемий, архиепископ Гродненский и Волковысский, в сослужении настоятеля собора митрофорного протоиерея Александра Ноздрина и духовенства собора. По окончании литургии Владыка совершил чин освящения плодов. После чтения Евангелия Владыка обратился к прихожанам с архипастырским словом:
«Сегодня мы с вами празднуем Преображение Господне. Господь берет трех своих учеников – апостола Петра, апостола Иакова и апостола Иоанна Богословаа.. Они вместе поднимаются на гору, и Иисус начинает молиться. И во время молитвы лицо Его преображается, оно начинает светиться неким светом – нетварным, нефизическим. Для древних жителей Палестины, в южных широтах снег является чем-то необыкновенным, поэтому и евангелисты, описывая это событие, пишут о том, что и одежды Его стали белыми как снег.
Святитель Григорий Палама говорит, что этот нетварный свет – это явление самого Бога, Божественной энергии, или как мы называем ее – благодати Божией. Сам Бог являются воочию и Его видят апостолы своими глазами. И вот этот свет, идущий от Христа, он освещает стоящих с ним Моисея и Илию, освещает и апостолов. Т.е. для Бога нет ни живых, ни мертвых и Царство Божие начинается здесь на земле.
Но то существование, которое мы сейчас влачим на земле – это не та благодать, не та жизнь, к которой нас призывает Господь. Наша жизнь превратилась в какую-то борьбу за выживание, в какой-то невообразимый ужас, в то время как ее цель – это пребывание человека с Богом, торжество бытия, торжество единства с Господом. И именно для такого преображения Бог и создал нас с вами.
Эту благодать мы увидим еще и в день Воскресения Христова, когда воскресший Христос с нашим, человеческим, но преображенным телом опять явится своим ученикам. Но преображение на горе предшествовало Его страданию. Почему? Во-первых, для того, чтобы апостолов укрепить в вере – они люди и воспринимали все по-человечески, как мы сегодня. К сожалению, большинство из нас в церкви все воспринимает чисто внешне, формально – разумом, но не сердцем и душой. И конечно когда апостолы увидели Христа распятого, поруганного и оплеванного – они могли потерять веру, и чтобы это не произошло им и даруется возможность увидеть Бога воочию.
Господь показывает нам, что путь к преображению и воскресению лежит через Голгофу. Не просто величие Бога, не просто какое-то внешнее всемогущество, но прежде всего жертва любви – вот чем Господь свидетельствовал миру. И истинное величие человека является именно во время крестоношения, во время христианского подвига, когда жизнь становится свидетельством правды Божией
Но что же происходит потом – апостолы спускаются с горы Фавор после Преображения, идут вместе в Иерусалим и теже самые апостолы спрашивают у Христа: «а можно ли нам сидеть по левую и правую руку от Тебя», т.е. Ты Господи станешь императором в Иерусалиме, а можно ли нам стать твоими первыми министрами. Т.е. они все еще размышляют по-человечески… И апостол Петр на горе Фавор пребывал в таком замешательстве своего человеческого естества, был настолько поражен нетварным светом, что чисто по-человечески предложил поставить на этом месте три палатки и жить здесь всем вместе. И апостол Петр ощутивший столь необыкновенное воздействие благодати Божией – затем трижды отрекается от Христа. И тот же апостол Иаков и другие апостолы в страхе бегут, и остается только апостол Иоанн…
Так в чем же смысл Преображения? Неужели все было впустую? Неужели человек не меняется пред лицом Богоявления? И на это отвечает послание, которое мы сегодня слышали. Апостол Петр пишет: «Братия, твердо стойте в звании и призвании, которое вы имеете, потому, что только через эту стойкость вы спасетесь» Петра (2 Пет. 1:10-19). Итак, за веру – нужно стоять, крепко стоять в деле, подвиге несения Креста, явленном нам самим Христом.
Один из первых призывов Иисуса Христа: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.3:2). И человек призван к преображению через покаяние, через перемену своего ума и своей жизни. И в этом преображении мы с вами приобщаемся благодати Святого Духа, через которую, по словам преподобного Серафима Саровского, и «вокруг нас могут спастись тысячи».
Апостол Петр являет нам и величайший образ покаяния – каждый его день начинался со слез. Он слышал пение петуха и падал на колени и каялся в том, что отрекся от Христа. И, несмотря на это отречение, сила его покаяния была столь велика, что это не помешало ему стать первоверховным, т.е. старшим апостолом среди всех остальных.
И вот сегодня Церковь также призывает нас всех опомниться, опомниться и покаяться и через это покаяние преобразить наши души, подвизаться подвигом добрым в стоянии за веру для того чтобы уже здесь, в наших земных условиях стяжать благодать Духа Божия и пребывать в этой радости Божественного бытия!
Храни вас всех Господь, с праздником!»
Александр ШУРСКИЙ
Сергей ПАНАСИК