В канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы архиепископ Артемий совершил Всенощное бдение
6 апреля 2013 г. Высокопреосвященнейший Артемий, архиепископ Гродненский и Волковысский предстоял за Всенощным бдением накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. В нынешнем году этот праздник совпадает с Неделей Крестопоклонной и приходится на воскресный день.
После Великого Славословия Высокопреосвященнейший Владыка изнес из алтаря Святой Животворящий Крест для поклонения верующим. После чего архипастырь обратился к молящимся с проповедью:
«В середине Поста Церковь ставит нас перед Крестом Христовым. Крест говорит нам о безмерной, об изумительной любви Божией. Его Крест – это Его любовь, готовая всем пожертвовать ради нас.
Христос сошел с небес, став одним из нас, и явил нам Свою спасительную любовь. Любовь такую всецелую, такую совершенную, что Христос отождествляет Себя с нами и соединяется с нашей смертностью.
Сын Божий не был подвержен смерти, которую Он взял на Себя. Тот, Кто есть сама жизнь, в любви и сострадании опускается в смерть, которой Он не сотворил, но которая завладела миром, отравила жизнь. Смерть поглощает жизнь, но вот в смерти Христа сама оказывается поглощенной Жизнью...
Сила Креста дает нам мужество противостоять окружающему нас распаду жизни, совершить подвиг жизни нашей. Единственное, что нужно – принять обстоятельства своей жизни и вести себя как христиане.
Путь христианина — это путь крестоношения. Это значит всегда — путь скорбей, всегда — борьба со многими искушениями и испытаниями; борьба и с самим собой — с теми страстями и пороками, которые живут в нас; борьба и с тем злом, которое окружает нас в мире.
Если мы хотим благоденствия и спокойствия, хотим тихо плыть по течению, то, значит, мы предаем нашего Бога, Который зовет нас на труд, на борьбу, Который зовет нас следовать за Ним.
Если мы не готовы принести Христу свою жизнь, то мы не имеем части со Христом, Который приносит нам всего Себя.
Бог принимает нашу человеческую природу для того, чтобы исцелить. Бог приходит к нам, чтобы нас всех, без исключения, возвести на небо. Эту радость и возвещает ныне Архангел Гавриил Деве Марии. Это слово радости пронеслось по всему лицу земли. С этим словом на устах и горячим чувством в сердце прошли всю Вселенную апостолы, возвещая миру вечно живую евангельскую истину. Чувством неземной радости были исполнены страдания и подвиги многих тысяч святых мучеников нашей Церкви и всех подвижников веры и благочестия.
Благовещение в этом году совпало с неделей Крестопоклонной. Радость Благовещения, вместе с тем, есть и начало крестного пути и страданий. Эта мысль была прекрасно выражена на одной древнерусской иконе Благовещения. На ней Архангел Гавриил предстоит Божией Матери не с лилией в руках, как мы привыкли видеть, а с крестом. В радости Благовещения скрывается крест — крестный путь, то самое Симеоново предсказание: «И Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец»(Лк. 2,35). Страшные гвозди Креста пронзили не одну лишь Священную Плоть Сына Человеческого, но и Пречистое сердце Девы. Мать Пресвятая Богородица прошла этим скорбным путём. Она не испугалась Креста, Она не бежала скорби, Она смиренно и кротко понесла обиды и унижения, боль и ужас. И в результате Её радость, возвещённая Архангелом, стала и нашей радостью. Не согревала бы каждого из нас надежда на вечную жизнь, если бы Она, единственная из всего рода человеческого, не решилась однажды стать «Рабой Господней» без остатка, до конца, до того страшного мига, когда Сын Её и Бог в смертной муке возопил на Кресте: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27.46). Подумайте, Она слышала этот крик! Но и в этот час, когда завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу, и земля потряслась, и камни расселись, и в этот час Она, наша Заступница и Ходатаица, не забыла о радости, обещанной Архангелом, Она не поколебалась в вере.
Радость Благовещения сопряжена, конечно же, с Крестом, со страданиями и смертью. Тем не менее, это – радость, ибо без Креста не было бы Воскресения! Мы видим необыкновенную веру в Бога, сопряженную с доверием и смирением, которые имела Пресвятая Богородица.
Да, настоящая любовь — это любовь жертвенная, которая умеет страдать и умеет полностью себя отдать, так, как всего Себя ради нас отдал Христос.
25 марта 1925 года в день Благовещения Пресвятой Богородицы, в день начала спасения человечества, почил Святейший Патриарх-мученик Тихон. Одиннадцатый Всероссийский Патриарх Тихон в тяжелые, смутные дни скорби принял на себя от Бога подвиг вещать людям слово истины и любви. Гонимая, преследуемая Церковь обрела в лице Патриарха Тихона голос огромной обличительной силы. В нем была совершенно особая, царственная свобода с полным отсутствием страха за свою судьбу. Вместе со всем народом страдал и плакал Патриарх над поруганной Родиной. Семь с половиной лет он делал дело Божие, терпя поругание, насилие, не раз готовый принять мученическую кончину от злоумышленной руки. Святой Тихон призывал народ к покаянию, к плачу о грехах. Поистине пророческой силой дышат его послания: «Грех, тяжкий, нераскаянный грех вызвал сатану из бездны. О, кто даст очам нашим источники слез, чтобы оплакать все бедствия, порожденные нашими всенародными грехами и беззакониями»
Свт. Тихон прошел через многочасовые допросы, через покушения на жизнь, через аресты, травлю, унижения, но не прерывал служения, предстоя за весь народ Божий, укрепляя его своими проповедями и воззваниями. И вместе с Церковью Божией, со всем народом Божиим разделял страдания и Патриарх, который со смирением пронес мученический крест до самой смерти - в больнице при загадочный обстоятельствах.
Путь святости - это путь простой веры и преданности Богу. Бог совершит все свои великие дела. Он знает, как это сделать. От нас же требуется верность Богу в том, что в наших силах.
Сегодняшний праздник учит нас благодарить Бога за все. Мы должны со всей силой отдавать Богу свою благодарную любовь. В этой любви к Богу, пострадавшему и умершему за нас Сладчайшему Иисусу, Его Пречистой Матери и ко всем окружающим нас людям — источник счастья и блаженства, как здесь, на земле, так и там, в жизни будущего века, в Царстве Небесном. Вот к этому Царству будем идти, преодолевая все скорби и трудности настоящего времени. Аминь».
Дмитрий ПАВЛЮКЕВИЧ