Главная » Новости » 2013 » 01 » 25 » Архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий: «Традиционные ценности, как основа воспитания молодежи в современном мире»

Архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий: «Традиционные ценности, как основа воспитания молодежи в современном мире»

Тема моего выступления звучит как «Традиционные ценности, как основа воспитания молодежи в современном мире». Хотя, сказать по правде, она совсем не звучит. Особенно, как мне кажется, в ушах самой молодежи. Пожалуй, это лучший способ усыпить студенческую аудиторию – начать говорить о важности традиционных ценностей или что-нибудь еще в этом роде.

И именно поэтому я считаю, что, прежде чем обсуждать роль этих ценностей, необходимо обратить внимание на проблему их восприятия, а точнее «невосприятия» в молодежной среде. 

Об этом, кстати, в одном из своих интервью  говорит и Святейший Патриарх Кирилл: « Задача церкви заключается в том, чтобы найти правильный язык в общении с молодежью и сказать, что традиционные ценности не являются "бабушкиными" - это божественные ценности».

Другими словами, Церковь нуждается в переводе своих идей не только с церковнославянского языка на русский. Куда более актуален сегодня перевод на уровне семантики, а не лексики. Я прошу прощения за эту рыночную терминологию, но нам необходим своего рода «ребрендинг», т.е. сохранив идею, выразить ее сущность так, чтобы она была вновь конкурентоспособной. Ведь, полагаю, для всех очевидно, что наш главный конкурент на обладание людскими сердцами и душами весьма преуспел в своей черной ПИАР-компании.

Вот, например, как современный человек воспринимает заповеди, на которых и основываются традиционные ценности? Для большинства это система запретов, табу, которые не дают ему почувствовать вкус жизни, насилуют человеческую свободу. В общем, какое-то добровольное и бессмысленное самоистязание. Разумеется, с таким «имиджем» нам сложно будет воспитать молодежь на основе этих ценностей.

Поэтому просто необходимо разрушить этот стереотип. Заповеди даны не для того, чтобы усложнить жизнь, но чтобы сделать полноценной ее. Это не уголовный кодекс, а законы счастья ли на Евангельском языке – блаженства. Об этом предельно ясно говорит книга Второзакония: Если спросит у тебя сын <…>"что значат сии уставы, постановления и законы<…>" то скажи сыну твоему: <…> заповедал нам Господь исполнять все постановления сии <…> дабы хорошо было нам во все дни, дабы сохранить нашу жизнь» (Втор.6:20,24).

Одним словом, заповеди не предназначены для тех, кто собрался умирать, а для тех, кто хочет радоваться этой жизни. А ведь именно этого и не хватает сегодня. Как говорит один белорусский священник,  не столь важен вопрос о том, есть ли жизнь после смерти. Куда важнее у себя спросить: а есть ли жизнь в нашей жизни? Ведь человек эпохи постмодерна живет в мире суррогатов: у нас все синтетическое, начиная от заменителей сахара и заканчивая заменителями чувств, жизненных ценностей и, наконец, самой жизни. В этом обществе потребления подлинная радость подменяется поросячьим визгом от очередной покупки, а вкус свободы, если верить рекламе,  можно почувствовать благодаря жвачке…

Не удивительно, поэтому, что в этом царстве искусственных, безжизненных смыслов  многие ищут чего-то подлинного, настоящего и живого. На молодежном сленге существует даже специальный термин escape (ЭСКЭЙП), в прямом смысле означающий попытку вырваться, сбежать. Этим и объясняется такая популярность субкультур, которые по своему пытаются предложить альтернативу этой реальности и ее ценностям.

Конечно, это не то,  с чем мы могли бы согласиться. Но в этом проглядывается наша задача: представить христианские ценности как то, что может сделать жизнь человека полноценной и живой. Т.е. следует рассказать о них в отрыве от сложившихся предрассудков. Только так позиционируемые традиционные ценности могут быть восприняты как действительно важные.

И, прежде всего, это переформатирование нужно сделать в наших собственных церковных головах. Ведь для многих из нас православие превратилось из религии радости и свободы, в религию перманентной скорби и тотального «нельзя!». Я порой думаю, что самая трудная для современных христиан заповедь - это заповедь апостола Павла: «всегда радуйтесь». Ее очень мало кто понимает и исполняет.

Поэтому желаю всем участником нынешних Рождественских чтений подлинно духовной радости и творческого настроения.

Спасибо за внимание.

Архиепископ Артемий,

Москва

25 января 2013г.

Раздел сайта:
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.
Article | by Dr. Radut