Храм Святой Живоначальной Троицы г.п.Порозово
Богослужения совершаются в субботние,воскресные и праздничные дни.
Утреннее богослужение - 9:00
Вечернее богослужение - 17:00
Начало исповеди за полчаса до начала утреннего богослужения.
Таинство Крещения совершается после собеседования восприемников (крестных родителей) или крещаемого со священнослужителем. Собеседования проходят в 2 этапа в храме:
СБ - 13:00 ВС - 12:00
Таинство Венчания совершается после собеседования со священнослужителем. Собеседования проходят в 2 этапа в храме:
ПТ - 17:00 ВС - 13:00
Таинство Венчания не совершается накануне постных дней и во время действующих постов
Городской поселок Порозово находится на окраине Беловежской пущи в Свислочском районе Гродненской области. Известен с 1460г., когда здесь был построен один из первых католических костелов. В 1518г. он получил Магдебурское право и стал именоваться «Место Порозово Королевское» (казенное). С этого времени Порозово обрело независимость, было утверждено местное самоуправление, имелось своя ратуша и разрешалось иметь печать. С 1816г. Порозово обрело свой герб – образ Найсвятейшей Девы Марии.
Исторические предпосылки и межконфессиональные отношения
Религиозная жизнь в Порозово в настоящее время отвечает задачам сегодняшнего дня, духовного возрождения и динамичного развития. Однако вместе с религией возвращается память о тех исторических событиях, корнях местных конфессий, далеких и порой трагичных, но очень интересных, которые проходили на Свислоччине. До принятия Кревской унии 1385г. Беларусь была православной. С 1387г. началось массовое введение католицизма в Литве и Беларуси. В результате Люблинской унии 1569г. нажим со стороны польских королей и ордена иезуитов на православие еще больше усилился. Литовская знать стала активно переходить в католицизм, крестьяне же оставались православными. И чтобы крестьян обратить в латинство нужна была очередная уния. В 1569г. была принята Брестская уния, цель которой было объединение католической и православной церкви под главенством Римского Папы, при условии сохранения православной обрядности и церковнославянского языка в богослужении. Однако утверждая унию, король Речи Посполитой Сигизмунд признал законным существование во всем государстве только католической и униатской церквей. Православная церковь была объявлена еретической, что вызвало раскол в православии. Униатские епископы захватили в свои руки православные епископии. Эти обстоятельства вынудили православных крестьян переходить в католицизм или униатство. И только после воссоединения Беларуси и Украины с Россией и на Полоцком соборе в 1839г. Брестская уния была ликвидирована, а белорусы-униаты стали вновь возвращаться в православие.
Конфессии: православие, униатство, латинство, православие – по очередь сменяли одна другую в плане официальной религии. Во многих местах этот процесс сопровождался острыми религиозными конфликтами. Эти конфликты не обошли и Порозово. Об этом говорится в записках Митрополита Литовской епархии Иосифа Семашко. 17 июня 1858г. митрополит пишет Виленскому военному губернатору Назимову, чтобы тот командировал чиновника для расследования по делу о совращении в латинство порозовских православных прихожан, и поясняет: «В местечке Порозово Гродненской губернии Волковысского уезда находятся православная и римско-католическая приходские церкви. С давнего времени римско-католическое духовенство сей последней церкви действовало на совращение в латинство прежде униатских, а после – православных прихожан Порозовской и других православных церквей.... Еще в 1844 году священники церквей Порозовской и соседних Горностаевичской, Лапеницкой и Новодворской вошли ко мне с жалобою о совращении и их прихожан духовенством Порозовского костела и просили о закрытии сего костела.... Только в 1857г. Порозовским ксендзом было привлечено в латинство 12 мужчин и 50 женщин прихожан православной церкви, а всего с прежними – 81 человек. Все они – казенные крестьяне». И поясняет о принятых мерах: «соответственно обнаружившимся обстоятельствам епархиальным начальством приняты нужные меры. Священник Порозовской церкви Станкевич устранен от должности за нерадение и другие поступки, противные долгу службы. Он лишен права священствовать и носить священническое одеяние, и назначен на пономарское место при церкви в Кобринском уезде».
В следующей записке митрополита Иосифа от 10 июля 1858 года, направленной в Литовскую консисторию сообщается, что посланный в Порозово адъютант Назимов ротмистр Павлов и чин консистории Пщелка во время проверки пришли к выводу, что «упущения по Богослужению и корыстолюбия бывшего тамошнего священника Станкевича были главною причиною отступления от православия порозовских крестьян». Назимов предложил римско-католической консистории вызвать настоятеля Порозовского костела в Вильню и сделать ему соответствующее внушение, а начальнику Гродненской губернии предложено распорядиться... о закрытии, учрежденного в местечке Порозово отставным органистом Пинютою, училища».
Но дело это вышло за рамки духовной власти, и разразился скандал. Особенно после того, как журнал А.И.Герцена «Колокол», который издавался в Лондоне, в №27 откликнулся на эти события гневными статьями. В одной из них «Выпороное православие», суть, которой сводилось к тому, что в м. Порозово «всекали» розгами, шомполами и плетьми католицизм в православие. А в 1858 году в Порозово был отправлен вооруженный отряд казаков и жандармов «...вооруженная орава напала на местечко и без следствия и суда перепорола всех...». Со стороны гражданского начальства истязанием руководил окружной Новицкий. Герцен назвал это «новым злодейством русской администрации». После такой широкой огласки Назимов вынужден был оправдываться перед императором. А шеф корпуса жандармов князь Долгоруков дал митрополиту Иосифу Семашку следующее распоряжение: «Волковысского окружного начальника перевести в другую губернию, предоставить духовному начальству возвращать оставшихся прихожан к православию, и местному начальству иметь строжайшее наблюдение, чтобы гражданские власти отнюдь не принимали на себя в подобных делах мер судебно-полицейской расправы». Меры эти были одобрены царем.
В 1867 году благочинный Подороского благочиния пишет записку военному начальнику г.Волковыска, где докладывает о том, сколько иноверных присоединилось к православию за определенный период и заявляет, что «присоединение совершенно приостановилось, по причине местных жителей местечка Порозова, которые... различными интригами возмущают народ против православия... 450 душ, рожденных от православных родителей, кои следуют по закону возврату в православие, но и по настоящее время по Порозовскому приходу не присоединилось». Благочинный Иосиф Восинский обеспокоен состоянием дел в благочинии и жалуется на Порозовский костел.
В 1871 году губернский младший чиновник Пущин и его помощник штабс-капитан Мишулин были командированы в Порозово с целью разобраться в жалобе крестьянина Франца Крицкого на местного станового пристава и священника, которые принуждали местных крестьян переходить в православие, а за непослушание заключали в тюрьму. В итоге разбирательства в Гродно отправлено донесение о том, что «не обнаружено фактов, упомянутых Крицким, но весьма заметно вредное влияние Крицкого на крестьян». В том же году по итогам дела Крицкий был выслан из уезда за активную агитацию католицизма. В 1888 году священник Порозовского прихода посылает земскому Волковысскому исправнику прошение использовать свою более высокую власть для возвращения в лоно православной церкви прихожан, перешедших в католицизм. В списке значилось 111 человек и 21 человек претендентов для перехода в латинство. Однако при беседе с перешедшими в латинство запротоколировано: «...но увещания остаются без результатов, поскольку крестьяне остаются в упорстве». В 1905 году, когда земские начальники собирали сведения о благонадежности населения, рапорт земского начальника 4-го земского участка Волковысского уезда гласит: «Считаю лишь одно Порозово неблагополучно. Крестьяне исключительно неблагонадежны, еврейское население особенно. Антагонизм католиков и православных развит и заметно обострен... Настроение если не анархическое, то антиправительственное... устранение названных лиц хотя бы временно из пределов Порозово было бы очень полезно, так как возможны местные драки и избиения, имеются угрозы жизни священнику и православной церкви взрывом».
Приведенные примеры религиозной борьбы в Порозово – яркое отражение того беспокойного и трудного для конфессий жизненного пути, который пришлось пережить народу в этот период, когда борьба за верующих в королевском местечке была активной и жесткой, и где порозовчане были не только очевидцами, но и участниками событий.
Церковная жизнь в Порозово
Когда в Порозово была построена первая или одна из первых церквей и кто служил в ней, пока установить не удалось. Однако можно предположить, что до описываемых событий она действовала, была освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы, деревянная, небольшая по размерам и уже довольно ветхая. Об этом можно судить из найденных документов: 7 декабря 1858 года в Палате Государственных имуществ обсуждался вопрос о месте строительства новой церкви в Порозово. На этом заседании рассматривалось заявление статского советника Саковича о том, что «выбранное место для церкви в Порозово не соответствует никаким требованиям. Потому, что для ее строительства необходимо снести 5 жилых домов, сарай и кузницу, за которые владельцы требуют заплатить им 690 рублей. Тем более, место это находиться в низине, весной и осенью заливается водой, протекающей рядом реки». По утверждению Саковича «самое соответствующее место то, где находится старая церковь. А для расширения площади под постройку следует снести только старую избу крестьянина Петра Поплавского и хозяйственные постройки Лаврентия Пинюты. Это обойдется всего в 240 рублей».
Такое предложение было принято и в дальнейшем началась разработка проекта и сметной документации. 13 декабря 1861 года Департамент министерства госимущества шлет распоряжение в Гродненскую палату государственных имуществ, где указывается, что «на постройку церквей Новодворской, Порозовской и Самогрудской исчислена смета по проекту № 1 Новодворской 1446 р. 28 к., Порозовской 1446 р. 28 к., Самогрудской 1880р. 61 к.... суммы, исчисленные на сии постройки не превышают нормальных цен с разрешенною Министерством добавкою к ним 25%». Таким образом Департамент разрешает Гродненской палате госимуществ «произвести постройки сих трех церквей» и предлагает «об успехе сих построек донести в свое время министерству».
Однако строительство церкви в Порозово несколько затянулось. О причине можно узнать из рапорта Порозовского сельского правления Волковысскому уездному начальнику Казанли от 24 мая 1864 года. «Управляющий Гродненской палатой государственных имуществ статский советник Кожевников поручил постройку означенных церквей хозяйственным образом на счет казны сходно плану и сметному начислению помощнику Волковысского окружного начальника Яновичу, и, что Янович первоначально приступил к постройке Новодворской церкви, которая еще не окончена. Проект и сметное исчисление этих церквей находится при делах Палаты Государственных имуществ».
Таким образом строительство церкви в Порозово будет начато после завершения Новодворской. Однако в Порозово в это время нет священника в «Литовских епархиальных ведомостях» есть такое объявление: «30 июня 1864г.... в Порозовский приход особенно требуется священник. Посему желающие могут просить Епархиальное начальство о сем месте, положенном в 6-м классе, где кроме штатного жалования и земельных угодий, еще предоставляется за священником наставническая должность в существующем там казенном училище».
1967 год. На строительственную площадку свезено дерево и камень для фундамента. Но все планы по строительству Порозовской приходской церкви были нарушены пожаром, нанесший большой ущерб местечку. А случилось вот что: 19 мая 1868 года, воскресенье, в казенном местечке Порозово возник пожар. Как свидетельствует материал расследования, пожар начался с дома еврея, когда его жена вынесла в сени горшок с горящими углями. Загорелась сначала стена в сенях, потом соломенная крыша. При сильном ветре пламя быстро распространилось на другие постройки, а так как люди были в это время в церкви, в костеле, то пожар быстро охватил весь поселок.
Как рапортовал Гродненскому губернатору Волковысский уездный поверенный, сгорело во время этого пожара жилых домов с хоз. постройками: крестьянских – 77, еврейских – 90. Кроме того сгорели: дом волостного управления, дом священника, православная деревянная церковь, деревянный материал на строительство новой церкви, еврейская синагога, 7 молитвенных домов, баня, 2 кузницы и 18 магазинов. Ущерб составил сто тысяч рублей серебром.
Первым делом для православных верующих было строительство временной деревянной церкви. Уже 10 июня 1868г. в Порозово командирован младший архитектор Гурьев с целью на месте подобрать помещение для устройства временной церкви и избрания места под постройку нового приходского храма. 18 июля 1868г. был утвержден проект временной церкви и за очень короткое время к концу ноября план был осуществлен. В скором времени в Порозово начала действовать временная деревянная Свято-Николаевская церковь. Об этом событии в «Литовских епархиальных ведомостях» есть такая запись: «28 февраля 1869г. Подороский благочинный священник Восинский донес о том, что 6 декабря 1868г. освятил Порозовскую временную деревянную церковь, устроенную по желанию прихожан.
Младшим архитектором Гурьевым, уездным поверенным, двумя благочинными Волковысского уезда и священником Порозовской церкви был составлен акт о материальном ущербе, нанесенным пожаром и о месте строительства нового храма, где указывается: «Оказывается, что единственное удобное место, которое могло бы быть занято под постройку приходской церкви, находится в центре местечка Порозово, возле базарной площади, на углу, образуемом улицами – одной ведущею с Волковыска на Брест и другую из Свислочи на Слоним, шириною 20 и длиною 23 сажня. Всего под церковь с оградою будет занята 460 кв. сажень. Место это прежде уже было назначено и отведено под постройку церкви и на нем уже находился свезенный для фундамента предполагавшейся церкви камень и дерево, которое прибывшим пожаром сгорело».
Гродненское губернское церковно-строительное присутствие 3февраля 1869г посылает распоряжение Волковысскому уездному исправнику «...независимо устроенной уже в м. Порозово временной деревянной церкви приступить с наступлением весны текущего года к сооружению там постоянного приходского каменного храма», и убедительно просит «немедленно расследовать, кому принадлежит земля, где планируется строиться каменный храм, и уладить, чтобы те лица уступили ее за вознаграждение таким же количеством земли, но в другом месте или при невозможности достигнуть соглашение таким путем, рекомендует провести строгую оценку означенного места на денежное вознаграждение со стороны казны. Церковно-строительное присутствие ожидает ответа в самом непродолжительном времени, так как время приступления к постройке Порозовской приходской церкви уже близится» и просит Волковысского уездного исправника проявить особую заботливость, «чтобы отчуждение означенного места не повлекло за собой денежного, со стороны казны, расхода, испрошение коего может замедлить настоятельную необходимость в скором сооружении в м.Порозово постоянного приходского храма соответственно великолепию существующего там Р. К. костела».
Таким образом, Департамент министерства госимущества торопит Палату имуществ в скором осуществлении проекта и ставит условие, чтобы новая каменная приходская церковь в Порозово была не хуже костела.
Четыре года потребовалось православным верующим Порозовского прихода для строительства Свято-Троицкой церкви. Она возводилась не только за казенный счет, но и на пожертвование прихожан и др. верующих. Так, в «Литовских епархиальных ведомостях» есть такая запись: 31 марта 1869г. «поверенный купца Мухина Павел Кузнецов пожертвовал от себя красной материи на занавес для царских ворот в Порозовскую православную церковь, сооруженную на месте сгоревшей 19 мая 1868г. О таковом пожертвовании Гродненское губернское церковно-строительное присутствие, доведя до общего сведения, считает долгом объявить Кузнецову искреннюю свою признательность».
В 1872г. строительство Свято-Троицкой церкви было завершено, а 29 апреля 1973г. она была освещена «Подороским благочинным священником Игнатием Кончевским про многочисленном стечении народа освящена в м. Порозово новоустроенная каменная церковь».
Итак, ныне действующая Свято-Троицкая церковь в Порозово «...помнік архітэктуры рэтраспектыўна-рускага стылю. Чатырохчастковая аб'емна-прасторавая кампазіцыя складаецца з 8-граннай званіцы над кубападобным прытворам, кароткай трапезнай, папярочнай прамавугольнай у плане малитоўнай залы, пяціграннай апсіды з бакавымі рызніцамі. Двухсцільны дах асноўнага аб'ему завершаны па цэнтры цыбулепадобным купалам на 8-гранным барабане, на ўскрайках – макаўкамі. Макаўкамі завершаны вольмавы дах апсіды і шацёр званіцы. Тры ўваходы ў прытворы вырашаны калоннымі арачнымі парталамі, арачныя аконныя праёмы дэкарыраваны рустам».
Но и эту церковь, как гласит история, не обошел пожар. Он случился в 1898г. Сгорела крыша, был поврежден алтарь храма. Об этом свидетельствуют записи в «Гродненских епархиальных ведомостях»: «5 октября 1903г. Подороский благочинный рапортом 21 сентября 1903г. донес, что Виленский, Ковенский и Гродненский генерал-губернатор, князь Святополк Мирский пожертвовал на возобновление храма в местечке Порозово Волковысского уезда 100 рублей». И далее есть такая запись: «16 ноября 1903г. Подороским благочинным при многочисленной степени народа торжественно освящена Свято-Троицкая церковь, возобновленная после пожара, бывшего в 1898г.».
В 1905г. была завершена перестройка алтаря храма. И опять обращаемся к записям «Гродненских епархиальных ведомостей»: «1905г. в воскресенье, 14 августа, Его Преосвященством совершено малое освящение церкви в м.Порозово. Во время литургии рукоположен в иерея диакон Антоний Катович. В тот же день Владыка отбыл из Порозово в Гродно и по пути принял участие в совершении вечерних священнослужений в с.Горностаевичи и г.Волковыске».
В епархиальных ведомостях тех времен можно найти и другие сведения, касающиеся Порозовского прихода. Итак:
9 ноября 1880г. «Его Высокопреосвящесвом удостоен награждения набедренником за усердную службу священник Порозовской церкви Юлиан Ширинский».
30 апреля 1906г. «Бывший псаломщик Охоновской церкви Слонимского уезда запасной матрос Максим Елец назначен псаломщиком в Порозовскую церковь»
19 декабря 1907г. «Архипастырское благословение с выдачею грамоты преподано крестьянину из д.Боровики Порозовского прихода Ивану Осиповичу Петрулевичу за принесение им в Порозовскую церковь дара, состоящего из ценной храмовой аналойной иконы Св. Троицы... и бронзовой вызолоченной лампады».
6 октября 1913г. «Крестьянами-хуторянами Яловичского сельского общества пожертвована икона Св. Николая Чудотворца в память 300-летия царствования дома Рамоновых».
В самом начале 20 века, а точнее, в 1905 году к Порозовскому приходу относилось м.Порозово и 25 деревень: Заполичи, Теляки, Жуковичи, Черепки, Детковцы, Боровики, Вороничи, Лидяны, Яновщина, Берники, Залесная, Колоная, Сокольники, Крапивница, Хрустово, Кусенцы, Бойковичи, Студеники, Працутичи, Новоселки, Бояры, Бобровники, Воробейки, Матоши и Шуричи.
Есть сведения, что всего насчитывалось 3059 прихожан. За Свято-Троицкой церковью было закреплено 48 десятин земли. Действовала и приписная деревянная Николаевская церковь. На территории прихода находились четыре церковно-приходские школы.
В то время священником в Порозово служил о.Василий Пашин. Он окончил Смоленскую духовную семинарию и священствовал уже с 1870 года. Псаломщиком служил Никодим Климашевский, окончивший псаломческую певческую школу и служил псаломщиком с 1899 года.
Однако после заключения Рижского мирного договора с 1921 года Беларусь была разделена на две части. Западная её часть отошла под владения панской Польши. Началось активное окатоличивание православных христиан. Это не могло не сказаться и на Порозовском приходе. Часть деревень, такие как: Заполичи, Студеники, Яновщина, Берники, Залесная, Працутичи, Новоселки, Бойковичи, Бояры, Матоши и Шуричи, Крапивница, Хрустово, Бобровники, Воробейки стали в одночасье католическими.
Как удалось установить, настоятелями Порозовской церкви в разные годы были: до 1857 года – Станкевич, с 1871 года – Владимир Ширинский. При его участии возводилась Свято-Троицкая церковь. Сменил его Юлиан Ширинский и служил до 1883 года. За усердную службу Высокопреосвященством был удостоен награды. На местном кладбище есть могила двух его дочерей младенцев Веры и Екатерины.
О. Михаил Можаровский также служил в Порозово. Годы его служения примерно с 1884 по 1889 года. На кладбище сохранилась могила их младенца, похороненного в 1885 году.
С 1895 по 1899 года служил в Свято-Троицкой церкви Александр Иосифович Трайкович. Он окончил духовную семинарию и рукоположен в иерея в 1891 году.
О. Николай Драгун окончил Литовскую духовную семинарию, рукоположен в 1886 году и некоторое время служил в Порозовской Свято-Троицкой церкви.
Священник Владислав Самойлик также служил в Порозово, но время его служения неизвестно. Возможно, в Порозово какое-то время служили два священника одновременно, так как действовали две церкви, а приход был большой и многочисленный.
Примерно в 20-годы 20 столетия служил в Свято-Троицкой церкви протоиерей Наркис Берниковский. Он скончался в возрасте 51 года и похоронен на кладбище в Порозово 24 января 1930 года.
С 1930 года в Порозовский приход был назначен о. Федор Токаревский. Но после Великой отечественной войны он выехал в Польшу, а в Свято-Троицкую церковь был направлен о. Михаил Веретельников.
В списке церквей Гродненской Епархии на 25 ноября 1946 года Порозовское благочиние возгловлял благочинный о. Евстафий Балабушевич. Он в это время служил в Новодворской церкви св. Архангела Михаила, а в Порозове в это время служили священники Николай Холунай и Анастасий Бойко и окормляли они Свято-Троицкую церковь и часовню д. Троицковичи.
Свыше 13 лет служил в Свято-Троицкой церкви митрофорный протоиерей Владимир Михайлович Емельянкж. Родился он в 1894 году. В период гонений на Церковь он был арестован и сидел в тюрьме. Вот что вспоминают о нем прихожане Леонид Потоцкий и Ирина Козляк: «12 суток ему пришлось провести в карцере, где на шатких колодочках находились нары, а внизу вода. Любое неосторожное движение и он мог упасть в воду и утонуть, но Господь уберег его. Когда о.Владимира арестовали, то отняли его священнический крест. Он мысленно уже распрощался с крестом, не надеясь когда-нибудь получить обратно. Но при зачтении приказа об освобождении, когда о.Владимир уже собирался уходить, комиссар остановил его и внес коробочку, запечатанную сургучной печатью. Там находился крест, хранящийся весь период его заточения. О.Владимиру вернули крест и он вышел на свободу».
После выхода из тюрьмы, он получил место в Лапеницкую церковь. Но после её закрытия, а вскоре и Горностаевичской в 1960 году, был переведен в Порозовскую Свято-Троицкую. Двое его детей, опасаясь преследований, вынуждены были выехать сначала в Польшу, а потом в Австралию. Умер о.Владимир 5 октября 1973 года, похоронен на местном кладбище рядом с матушкой Надеждой, которая скончалась в 1960 году.
Некоторое время окормлял Порозовский приход о.Геннадий Яблонский. Но после его отъезда в Германию в Свято-Троицкую церковь был направлен о.Евгений Аникин. Он возглавлял церковь с 1974 по 1976 годы.
Наступил период усиления атеизма, неверия, богоборчества. Жировичская духовная семинария была закрыта, молодых священников не было, а старшее поколение было репрессировано или находилось в изгнании. Священников катастрофически не хватало. Закрылись церкви в Хорошевичах и Горностаевичах. Некоторое время не было священника и в Порозово. Тогда нависла угроза закрытия и Свято-Троицкой церкви. Староста Агеец Павел и церковный совет делегируют трех человек в составе: Леонида Потоцкого из д.Хрищеновичи, Ивана Новосада из д.Новосады и Ивана Кладкевича из д.Черепки, в Минск на прием к Филарету, Митрополиту Минскому и Гродненскому, с просьбой прислать в Свято-Троицкую церковь священника.
Много трудностей испытали верующие в этот период гонений, но их вера только укреплялась и закалялась. Вызывает уважение и восхищение семьи Агейцев из д.Кусенцы, которые не мыслили своей жизни без церкви. Юлиан Агеец избирался старостой церкви. Старостами избирались: Алексей Агеец и Павел Агеец. Ефим Агеец до глубокой старости прислуживал в алтаре церкви. Ирина Алексеевна Козляк – благоукрасительница храма. Семья Патоцких из д.Хрищеновичи. Леонид Иванович был одно время кассиром, а Зинаида Константиновна пела в церковном хоре. Активное участие в делах прихода принимала и принимает Горбач Нина Александровна. Она поет в церковном хоре, одно время избиралась старостой церкви, активно отстаивала интересы церкви в райисполкоме и районном КПБ. Глубоковерующими христианами является семья Янушко Раисы Михайловны. Раиса Михайловна некоторое время была старостой. Кассиром избиралась Карлюк Елена Степановна. Старостой был житель Кусенцов Кулеш. Благодаря таким прихожанам удалось отстоять церковь в трудный период притеснений, гонений, пронести и сохранить веру и привить ее своим детям и внукам.
Жилья для священника в этот период также не было. Бывший дом священника находился в ведении РОНО, в нем размещались детские ясли. Поэтому в Порозово для Богослужений и исполнения треб приезжали священники других приходов. В частности, некоторое время из Волковыска приезжал проводить службу благочинный Василий Коржич.
С 1977 по 1981 год в Порозово служил священник Василий Чикида. Для жилья снимал частную квартиру. Занимался ремонтом храма.
С 1982 по октябрь 1984г. В Свято-Троицкой церкви служил о.Анатолий Сверщок. Его вклад – строительство жилого дома для священника.
С ноября 1984 по январь 1986г. Служил в храме Виктор Радомысльский, а с февраля 1986 по сентябрь 1988г. – о.Борис Уткин. В этот период впервые зазвонили колокола храма, долгое время молчавшие. А люди, впервые услышавшие колокольный звон, плакали.
С октября 1988 года по август 1991 года служил в церкви о.Владимир Кишкун. Его заботами сделано паровое отопление, был обновлен иконостас.
Начиная с 22 августа 1992 года и по настоящее время Свято-Троицкую церковь возглавляет протоиерей Фёдор Дмитриевич Шелест. Родился он 10 июля 1946 года в Брестской области. Рукоположен в иерея в 1989 году, служил в храме св. Архистратига Михаила д.Изабелин и в Свято-Троицкой церкви д. Подороск.
За 19 лет служения о.Фёдора в Порозово теплые и дружеские отношения между православными и католиками укрепились, нет никаких трений. Это доказывает, что разное вероисповедание не может служить яблоком раздора в жизни порозовчан.
Открылись соседние церкви, приход Свято-Троицкой церкви значительно сократился. В настоящее время в него входит 15 населенных пунктов. Это такие как: г.п.Порозово с деревнями Новосады, Хрищеновичи, Лидяны, Вороничи, Дешковцы, Груд, Жуковичи, Теляки, Заполичи, Черепки, Кусенцы, Крапивница, Сокольники, Колонная.
В 10-ти из них живет православное население, в 5-ти – частично православное.
В г.п.Порозово православное население составляет около 25%, около 10% семей смешанного вероисповедания. Всего же в приходе проживает около 600 человек. Все они находятся под пристальным вниманием о.Фёдора. Престарелых, болящих прихожан батюшка посещает сам, исповедует, причащает, беседует и наставляет.
В настоящее время в храме увеличилось число молодежи, учащихся. Все это – результат активной работы о.Фёдора с учащимися и молодежью. В 1994 году бывший дом священника, который находился в ведении РОНО, был возвращен приходу. И в этом же году, после ремонта там была открыта воскресная школа.
Занятия в ней проводят о.Фёдор, матушка Любовь, а с 2009 года и учительница средней школы Евгения Михайловна Савицкая. Уже за время функционирования воскресной школы сделано несколько выпусков. Два бывших выпускника воскресной школы избрали для себя профессию служению Богу и людям. Прокопчик Сергей закончил регентское отделение Минской духовной семинарии, служит в храме г.Борисова и занимается на 6 курсе семинарии, а Янушко Дмитрий поступил в вышеназванную семинарию в 2009 году.
В 2005 году заботами о.Фёдора была открыта церковная библиотека, где прихожане могут брать и читать духовную, святоотеческую, историческую литературу.
В 2004 году решением было уточнено название Свято-Троицкой церкви. Отныне она стала именоваться церковь Святой Живоначальной Троицы.
С 2001 года церковный хор вышеназванной церкви принимает активное участие в фестивале православных песнопений «Благовест». В 2007 году 1 тур фестиваля Свислочского и Берестовицкого благочиния проходил в Порозово, и в этом же году детский хор воскресной школы стал лауреатам и был удостоен Диплома 6 фестиваля православных песнопений Гродненской епархии, регент Светлана Шлык. В 2008 году церковный хор удостоен Грамоты 7 областного фестиваля «Коложский Благовест», регент Светлана Подосеп.
О.Фёдор – инициативный, трудолюбивый и настойчивый человек. За 19 лет служения в храме он много сил и стараний прилагает для ремонта, реставрации храма и его благополучия.
Первое, с чего начал о. Фёдор по приезду в Порозово, это расчистка территории храма от вековых деревьев, которые наносили вред фундаменту здания, а крики ворон мешали слушать богослужение в храме.
В дальнейшем необходимо было реставрировать звонницу. Дело в том, что во время Великой отечественной войны снаряд попал в звонницу. Брешь была устранена, но шатер сильно пострадал, а за 60 лет и вовсе обветшал. Было решено подъёмным краном снять шатер и здесь на земле строить новый. А для ремонта нужны деньги. Тогда активные прихожане: Носевич М.Ф., Шлык А.П., Горбач А.А (ныне покойный), Почебут М.Л., Козляк И.А., Потоцкий Л.И., и мн. другие начали собирать пожертвования. А это было начало 90-х годов, период талонов-купонов. Но тем не менее, когда нужная сумма была собрана, начались реставрационные работы. Здесь, на земле, по чертежам был сделан новый шатёр, обшит снаружи и изнутри, заменен купол и крест и подъемным краном поднят наверх. А это очень трудная и ответственная работа, и сделана она была в очень сжатые сроки.
В планах о.Фёдора было обновить кровлю всей церкви, обшить медью главный купол храма и маковки. Для этой работы были приглашены специалисты – кровельщики, которые и сделали нужную работу. Неоценимую помощь оказала прихожанка Носевич Мария Фёдоровна, она кормила строителей.
В последующем решено было начать наружную штукатурку, отделку и покраску стен здания. Строились леса и силами самих прихожан при активном участии Почебута Дениса, Шалкевич Нины Владимировны, Горбач Нины Александровны, Криштофик Зинаиды Захаровны, Канюка Василия Васильевича, Почебута Павла Махайловича и др. начался ремонт. Но чтобы окончательно завершить наружные работы по ремонту здания, о.Федор предложил частично перестеклить, утеплить и покрасить все окна храма. Все эти работы велись силами прихожан и о.Фёдора.
Параллельно с ремонтом здания назрела необходимость очистить православное кладбище от вековых и полувековых деревьев, кустарников. Так старые деревья во время сильного ветра падали и разбивали памятники. А это трудоемкая и неспешная работа, где требуется осторожность, чтобы не повредить памятники, и крепкие мужские руки. По просьбе о.Фёдора организации: «Порозовское лесничество» (лесничий Видук), «Беловежская пуща» (лесничий В. Н Горячкин), РУП ЖКХ (мастер И. И. Янушко), совхоз «Порозовский» (директор Бабич), электросеть (мастер И. И. Амельянчик) выделяли по 1 – 2 человека для спиливания, распиловки деревьев и вывоза древесины с территории кладбища.
Когда начались внутренние отделочные работы, первым делом были подшиты потолки сайдингом. Произведена штукатурка, покраска стен храма. Активное участие здесь принимали: Емельянчик Янина, Шкулепа Анна Васильевна, Почебут Денис, Арсеньева Антонина Михайловна, Шалкевич Нина Владимировна, Криштофик Зинаида Захаровна, Горбач Нина Алексеевна, Шкулепа Варвара Семеновна, Шлык Валентина Анатольевна, Почебут Вера Андреевна и многие другие. Колористикой храма занимались Амельянчик Янина Ивановна и матушка Любовь.
Храм обновился и похорошел. Но каменная ограда оставляла желать лучшего. Она потрескалась, камни начали высыпаться. Заботами о.Федора на пожертвования прихожан и при материальной помощи райисполкома ограда была обновлена.
В настоящее время закуплена и вставлена металлическая входная дверь, обновляется убранство храма. Приобретены: жертвенник, стол для панихиды, новые иконы, подсвечники, лампады, богослужебная литература.
Главными помощниками о.Федора является церковный совет и актив храма. Одно время заместителем о.Федора избирались Благинина Ольга Павловна, сейчас – Почебут Денис Васильевич. Почти 19 лет кассиром работает Величко Нина Антоновна, секретарем – Катковская Любовь Иосифовна. Возглавляет ревизионную комиссию Почебут Вера Андреевна. Благоукрасители: Шалкевич Нина Владимировна, Криштофик Зинаида Захаровна, Шкулепа Анна Васильевна, чтец – Друть Зинаида Алексеевна – вот тот актив, на который о.Федор всегда может опереться.
Уже 137 лет стоит в центре городского поселка Порозово церковь Святой Живоначальной Троицы, радует глаз и веселит душу, встречает и провожает прихожан и гостей поселка своими куполами и позолоченными крестами, обновленная и похорошевшая, во славу Божию и в утверждение веры православной, куда не зарастет народная тропа. История церкви продолжается и дополнять ее будут уже наши потомки.
Литература:
1. Цітоў А. Геральдыка беларускіх местаў (16 пачатак 20 ст. ). – Мн.: Полымя, 1998, с. 219.
2. Полубинский А.С. Борьба за верующих в Порозово // Заветы Ильича, 1987. № 35-37.
3. Марозава С.В. Ваўкавыскія ўніяты // Ваўкавышчына: 3 гісторыі краю і лесу людзей. – Ваўкавыск, 1997. С. 64 – 65.
4. Национальный исторический архив Беларуси в Гродно, ф. 970, оп. 2., дело 55, л. 3 – 3 об.
5. Там же ср. 1. оп. 6, д. 90, л. 1 – 29.
6. Там же ср. 78, оп. 1, д. 90, л. 1 – 29.
7. Там же ср. 18, оп. 4., д. 446, л. 81.
8. Полубинский А.С Пожар // Свислочская газета, 1994, № 62.
9. Национальный исторический архив Беларуси в Гродно, ф. 31, оп. З, д. 1548, л. 910.
10. Там же ср. 848, оп. 1., д. 1, л. 75 – 76.
11. Там же ср. 78, оп. 1, д. 77, л. 12 – 12 об, 16 – 16 об.
12. Кулагін А.М Праваслаўныя храмы Беларусі. – Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 2007, с. 336.
Были использованы сведения из «Литовских епархиальных ведомостей» и «Гродненских епархиальных ведомостей» соответствующих лет.
протоиерей Федор Шелест
Храм Святой Живоначальной Троицы г.п.Порозово