Архиепископ Артемий совершил литургию в храме святителя Луки
Сегодня, 27 марта 2016 года, в Неделю 2-ю Великого поста, Православная церковь празднует день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского. Святитель Григорий жил в XIV веке и сформировал православное учение о нетварном свете.
В этот день архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий посетил приход храма в честь святителя Луки, архиепископа Крымского при Гродненской областной клинической больнице. Прибыв в храм Его Высокопреосвященство совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в сослужении секретаря Гродненской епархии митрофорного протоиерея Анатолия Ненартовича и настоятеля храма протоиерея Александра Хомбака.
За литургией Владыка Артемий обратился к прихожанам с проповедью:
«Сегодняшний воскресный день - это второе воскресенье Великого поста и Церковь в этот день совершает память святителя Григория Паламы – афонского подвижника. Афонские подвижники своей духовной жизнью реально показали значение поста для человека как способа богопознания. Цель поста и всей духовной жизни – это обожение человека. Человек по своей природе богоподобен. Он подобен иконе на которой написан образ Божий. Но этот образ может быть покрыт грязью, сажей, пыль. И образ может быть не виден, но если его отреставрировать, то образ засияет всеми красками и займет достойное место в храме.
И вот цель поста – это реставрация образа Божия в человеке, возрождение в нем образа Божия. А возрождается образ Божий через покаяние. Первыми словами Спасителя были слова о покаянии. «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божией». Бог просит нас измениться, быть способными Его воспринять, принять благодать Божию в свое сердце. Он словно говорит нам: «Будьте способными воспринять свет, который сияет во тьме».
Тот мир, в котором мы сейчас живем это не тот мир, который Бог сотворил. Это то уродство во что мы превратились потеряв Бога. В мире господствует зло, в мире господствует ненависть, неправда, болезнь, распад и смерть. А Господь сотворил мир и нас для радости и вечной жизни. Но мы это потеряли и в нашу жизнь, в наше существование вошел грех, а грех – это болезнь. Тяжелая болезнь, которая разделяет нас с Богом. Это зло, которое вселяется в наш духовный мир, в наше сознание, в наше душу и наше тело и делает нас неспособными воспринимать Бога. Ведь каждый человек, как говорит апостол – это храм живого Бога. И сердце – это престол Божий. Но если сердце поражено грехами, болезнями, оно не пускает Бога, не пускает благодать в себя. Человек становится неспособным к вере, неспособным к богопознанию.
И единственная возможность вернуть эту способность – это покаяние. А покаяние означает «изменение». Изменить себя, изменить свою жизнь и начать жить по-другому. Чтобы покаяться нужно осознать насколько ты удален от Бога, насколько ты мелочен, низок и подл. При этом ты призван к высочайшему богопознанию и богоподобию.
Мы с вами когда приходим к врачу то говорим о своих болезнях. Если мы не знаем чем мы больны, не может описать свои недомогания, то никакой врач не сможет нам помочь. Если мы приходим и на вопрос чем мы болеем отвечаем: «всем», то как врач поможет нам?
Так и в духовной жизни: если ты анализируешь себя то ты знаешь какими именно болезнями болеет твоя душа. Найти в себе грех и противостоять ему – как болеющий человек противостоит заболевания. Как говорит апостол: «Противостаньте диаволу и он убежит от вас». Мы не должны плыть по течению, а должны противостоять всему плохому и злому, что существует в этом мире, но прежде всего злу в самом себе. Мы должны каяться в своих грехах, менять свою жизнь и начинать жить совершенно по-другому – жить честно и праведно, жить по-христиански. Христиане готовы были умереть, пойти на мученичество, но никогда не кривили душой, никогда не подстраивались под этот мир.
А сегодня мы, христиане последнего времени больше всего подстраиваемся, думаем о том как бы нам выжить, как бы приспособиться… Мы хотим быть и свечкой и кочергой, как говорят в народе. Но подлинное христианство подразумевает отказ от восприятия любой формы зла, лжи или неправды. Оно подразумевает крест и готовность отдать себя, но не отступить от правды Божией.
Конечно такая жизнь требует подвига, требует изменения человеческой сущности, изменения сердца. Господь говорит: «Чистые сердцем Бога узрят». Сердце – это центр духовной жизни человека. Но на сердце влияет наше сознание, поэтому изменение ума и сердца – в Боге это смысл постного делания.
Но как изменить ум? При помощи молитвы. Когда мы молимся, мы становимся совершенно другими людьми. Вы ведь знаете об этом из своей практики. Начинаешь молиться – бывает трудно, бывает скрипит телега духовная, а бывает открывается сердце и как свежий ветер дует в душу и ощущается благодать Божия. И вот афонские старцы говорили, что в этом мире присутствует благодать. Нужно только искать ее – просите и вам дастся, ищите и вам откроется. Только не будьте равнодушны, ищите Бога и Господь сам явится к вам.
В этом поиске и есть смысл сегодняшнего праздника. Ищите благодати Божией, не теряйте ее в пустословии, думайте о Боге, храните свой ум от праздности. Не нужно плавать в страстях, насыщаться пустыми зрелищами. Будьте целенаправленными, сосредоточенными. И когда вы будете пребывать в этом сосредоточенности и молитве, тогда будет возможность действовать в вас благодати Божией. А чем больше благодать действует на человека, тем больше она его преображает.
И вот этого преображения, сущностного изменения и хочется пожелать нам всем. Аминь!»
Александр ШУРСКИЙ
Фото: Игорь ВОТКЕВИЧ