Клирик храма в честь Собора Всех Белорусских Святых принял участие в мероприятиях, посвященных проблеме ювенальной юстиции и гендерного воспитания
19 марта 2015 года в Гуманитарном колледже УО «Гродненский государственный университет им. Янки Купалы» прошел круглый стол по ювенальной юстиции и гендерному воспитанию детей. По итогам состоявшейся дискуссии, клирик прихода Храма Собора Всех Белорусских Святых города Гродно иерей Дмитрий Левчук, попытался довести основные тезисы относительно ювенальной юстиции и гендерного воспитания до целевой аудитории. 20-21 марта состоялась беседа с родителями учащихся 26 школы г.Гродно и учащимися седьмых и девятых классов данной школы. 22 марта - встреча клуба православного общения при Приходе Храма Собора Всех Белорусских Святых г.Гродно была посвящена обозначенной тематике. 23 марта - общение со студентами медицинского университета по гендерному воспитанию и некоторым примерам систем ювенальной юстиции.
Существует ряд нормативных документов, содержащих подробное описание правовых основ функционирования системы ювенальной юстиции. В 1990 г. Беларусь присоединилась к Конвенции о правах ребенка. В 1993 г. в Беларуси принят закон «О правах ребенка». Беларусь также ратифицировала и взяла на себя обязанности исполнять так называемые «Пекинские правила» (1985г.) – минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия по делам несовершеннолетних. Европейская социальная хартия также принята Республикой Беларусь.
В Беларуси большинство соответствующих законов принято, подготовительная работа проделана огромная. Система правовых механизмов Республики Беларусь, направленных на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиту их прав и законных интересов, оздоровление обстановки в неблагополучных семьях, основывается на широкой законодательной базе, наиболее значимыми нормативными правовыми актами которой являются Законы Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (2003 г.) и «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (2008 г.).
Система ювенальной юстиции представляет совокупность таких элементов, как «комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченный по правам ребенка, органы опеки и попечительства, ювенальные органы следствия и дознания, суды по делам семьи и несовершеннолетних, ювенальные воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей, приемные семьи, кураторские центры, реабилитационные службы для несовершеннолетних, коллегии адвокатов, правозащитные общественные организации, занимающиеся защитой прав и законных интересов несовершеннолетних». При этом указанная система органов ювенальной юстиции представлена независимыми особыми судами и органами с настолько обширными полномочиями, что является фактически независимой от государства.
Ювенальная юстиция – специализированная судебно-правовая система защиты прав несовершеннолетних. Казалось бы благие цели. А по сути своей это продуманная технология отбирания детей. У православной общественности вызывает обеспокоенность то, что в тех западных странах, где работает закон о ювенальной юстиции, он не принес ни сокращения детской преступности, ни понижения уровня социальных пороков.
Реальность такова: отбирая у родителей детей по доносам, анонимным телефонным звонкам, жалобам – ювенальные службы разрушают семьи в частности, и институт семьи как таковой.
Ювенальная юстиция семимильными шагами шагает от введения максимального смягчения наказания для малолетних правонарушителей к внедрению технологий узаконенного изъятия из семьи любого ребенка под предлогом защиты его интересов.
Ювенальная юстиция в ее западном варианте ставит под угрозу независимость семьи, ее право самостоятельно решать вопросы семейной жизни, право родителей определять приоритеты воспитания и устройства семейной жизни; традиционные детско-родительские отношения, исходящие из подчинения младших старшим; неограниченная возможность вмешательства разнообразных структур в дела семьи и ограничение естественного права родителей не только на рождение ребенка, но и на его воспитание в избранной им системе ценностей.
Ведь согласно системе ювенальной юстиции запретить выходить ребенку на улицу, пока он не сделает уроки, это не что иное, как «ограничение свободы», физически наказывать нельзя – это «истязание», что-то запрещать – «насилие», отказывать в чем-то – «дискриминация» и т.д.
Детям активно внушают, что родители до восемнадцати лет обязаны их содержать, кормить, поить, а вот чада своим родителям ничего не должны. В результате у детей формируется извращенное представление о правах и обязанностях. При введении системы ювенальной юстиции существенно упрощается процедура изъятия детей из семей по причинам их низкого материального достатка, долгов перед ЖКХ, инвалидности родителей и т.п., с последующей передачей детей на воспитание в государственные учреждения, патронатные семьи и т.п.
Подходы Русской Православной Церкви к проблеме ювенальной юстиции изложены в документе, который получил название «Позиция Русской Православной Церкви по реформам семейного права и проблемам ювенальной юстиции». Церковь определилась с дефиницией ювенальной юстиции. Во-первых, совокупность правовых норм в отношение несовершеннолетних жертв преступлений и несовершеннолетних преступников и, во-вторых, совокупность государственных и общественных институтов, которые осуществляют защиту детей. Есть и другие толкования этого термина, но РПЦ он понимается так и только так.
Церковь констатирует, что наиболее острые проблемы современного общества связаны с детьми. И вместе с тем звучит принципиально важный тезис: лучший способ предупредить эти проблемы — это поддержка здоровой семьи и крепких связей детей и родителей. Церковь поддерживает применение не столько карательного, сколько реабилитационного подхода при разборе правонарушений с участием несовершеннолетних. Некоторые системы ювенальной юстиции неприемлемы с точки зрения Церкви, прежде всего, потому, что подчеркивают искусственное противопоставление прав ребенка правам родителя и придают правам ребенка исключительный приоритет. Это ведет не только к ущемлению прав родителя, но и интересов семьи в целом. В большинстве стран, составляющих каноническую территорию Русской Православной Церкви уже существует исторически сложившаяся система правовых актов и органов власти, при которой уголовное наказание несовершеннолетним имеет мягкий характер, а с другой стороны действуют специализированные социальные органы опеки и попечительства.
Кстати, в дискуссиях на пленуме Межсоборного присутствия упоминалось, что в Российской империи ювенальные суды, тогда они назывались суды по делам малолетних, возникли уже в 1910-1912 годах, и Православная Церковь поддержала их создание. Сегодня Церковь предостерегает, что необъективные критерии, где возможен волюнтаризм органов опеки, недопустимы.
Иерей Дмитрий ЛЕВЧУК