Хроника фестиваля «Коложский благовест». Выставка «Вялікі Цудатворац»
Особенность церковных песнопений заключается в том, что музыкальная составляющая христианских гимнов не является самоценной. Прежде всего это молитвы. И для их исполнения необходима аутентичная для молитвы атмосфера христианского храма. Иначе, вынесенные за переделы храмового пространства они неизбежно профанируются и выглядят так же неестественно как балет вне театра или электронная книга. Хотя, конечно, последнее утверждение довольно спорное.
Возможно ввиду этих причин, организаторы фестиваля «Коложский благовест» помимо песенных конкурсов запланировали несколько мероприятий, позволяющих прикоснуться к церковному искусству в его полноте и гармоничной соотнесенности различных элементов.
Уже вчера, после открытия фотовыставки «Наши храмы» жители Гродно могли ощутить своеобразное звучание застывшей музыки церковной архитектуры.
А сегодня в музее истории религии вниманию широкой публики была представлена выставка икон – еще одного неотъемлемого атрибута церковной молитвы. Выставка называется «Вялікі Цудатворац» и полностью посвящена иконографическому образу святителя Николая.
По словам автора эксплозии, научного сотрудника музея Ирины Васильевны Охотницкой к мысли о создании выставки ее подтолкнули, во-первых, некоторые личные мотивы, связанные с недавним посещением мощей святого, а во-вторых, большое количество икон Мирликийского епископа хранящихся в запасниках музея и до этого не выставлявшихся.
Впрочем, нет ничего удивительно в этом изобилии икон святого Николая среди музейных фондов. Как отметил присутствовавший на открытии выставки благочинный Гродненской епархии прот. Александр Велисейчик отметил святитель Николай был и остается самым почитаемым святым у славян. По мысли священника причина такой любви кроется в жизненном пути святого, который не был богословом, не оставил после себя трактатов, не участвовал в формулировании христианского вероучения, одним словом, завоевал сердца людей не своими образом мысли, а своим в высшей степени христианским образом жизни. Возможно именно в этой черте облика святителя, считает о. Александр, славянские народы узнали самих себя – принявших христианство уже сформированным давней богословской традицией, призванных воплотить эти идеалы в жизнь.
В свою очередь, Ирина Васильевна призналась, что ее любимой является часть экспозиции, посвященная иконам св. Николая написанным в так называемом народном стиле. Пускай они и лишены академического лоска и догматичности канона, все же они остаются очень искренними и непосредственными, считает Ирина Васильевна.
Хотя, по ее же словам, народное богословие, зачастую приводит к нелепым курьезам. К примеру, согласно одной легенде, бытовавшей некогда в наших землях, святитель Николай является наследником Бога. И когда Бог умрет (!), святой Николай будет «боговать» один над всеми людьми.
Диакон Дмитрий ПАВЛЮКЕВИЧ
Фото: Александр ГАНЕЦ