Главная » Новости » 2021 » 11 » 19 » 60 лет без Фары Витовта

60 лет без Фары Витовта

29 ноября исполняется 60 лет со дня взрыва самого большого гродненского храма, бывшего и готическим костелом Девы Марии, и православным Софийским собором, но наиболее известного под именем Фара Витовта. Историю этого храма мы вспоминаем с Александром Сергеевичем Горным.

Александр Сергеевич Горный — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Беларуси, археологии, специальных исторических дисциплин ГрГУ им. Я. Купалы, сотрудник отдела канонизации святых Гродненской епархии.

Костел великого князя литовского

Нет, наверное, ни одного гродненца, который бы не знал, что за памятный знак в виде двух обломков каменной арки с католическим и православным крестом на ее сторонах установлен в скверике на Советской площади. На месте этого мемориала стоял прекрасный храм. Он принадлежал католикам, православным, во время войны здесь молились немцы, а в годы богоборчества решено было, что он стоит на пути строительства нового, лучшего мира…

— Фара Витовта изначально строилась как католический храм, — рассказывает Александр Горный. — Это один из первых костелов, построенных на Гродненщине после заключения Кревской унии, по которой князь Ягайло должен был обращать в католическую веру своих подданных. Храм был построен в 1389 году из дерева. Слово «фара» означает главный приходской храм города. На тот момент гродненская земля была во владении князя Витовта, поэтому и закрепилось такое название — Фара Витовта. В XVI веке, при Стефане Батории, который активно помогал Католической Церкви, храм был перестроен в камне.

Постепенно в Гродно появились и другие  костелы — иезуитский (нынешний Фарный на Советской площади), бернардинский на горе напротив современного Драмтеатра, доминиканский на Советской улице, который не сохранился. Постепенно значение Фары Витовта стало утрачиваться, и к концу XVIII века храм пришел в запустение.

Фара Витовта (Parochialis Ecclesia) в центре, гравюра Томаша Маковского, 1600 год

Собор российского императора

— В ходе раздела Речи Посполитой в 1795 году белорусские земли стали частью Российской империи, и в Гродно начала появляться российская администрация и военные. В городе на то время не было ни одной православной церкви. Российской администрации, военным и чиновникам нужен был свой храм, и поэтому в 1804 году губернские власти принимают решение о передаче пустующей Фары Витовта православному духовенству. С этого момента храм становится Софийским собором, — рассказывает Александр. — Перед этим, в конце XVIII века, храм сильно пострадал от пожара. На фоне масштабных исторических событий — разделов Речи Посполитой, восстания Костюшко — было не до реконструкций, поэтому православное духовенство получило церковь в достаточно плачевном состоянии.

В итоге храм немного отреставрировали в стиле классицизма, который был популярен в начале XIX века. Было предложено несколько проектов по перестройке, но в 1892 году случился очередной пожар, который вновь повредил храм. Уже после этого церковь была кардинально перестроена в псевдорусском стиле, на ней появились купола-луковицы.

Православный Софийский собор, 1900 год

В 1900 году была образована Гродненская епархия, и храм стал кафедральным. Здесь на службе молился с семьей будущий святой страстотерпец Николай II, ранее храм посещал Александр I. Софийский собор имел большое значение для православного Гродно, и даже центральная улица города была названа Соборной (ныне Советская), потому что она вела к собору.

— Одним из самых известных настоятелей собора был отец Иоанн Корчинский. Он был историком и написал огромное количество брошюр, посвященных нашим гродненским храмам. Отец Иоанн руководил достаточно известным и активным Софийским братством при соборе. Он вместе с братчиками три раза ездил на прием к Николаю II, подарил императору значок братства, и Николай II, которого мы чтим теперь в лике святых, стал одним из его членов,  — рассказывает Александр. — Отец Иоанн вместе с другими священниками вел летопись Софийского собора, в которой собрано множество интересных исторических сюжетов.  Она сохранилась до наших дней.

До 1918 года отец Иоанн был монархистом, а затем стал сторонником белорусского национально-освободительного движения и белорусизации Церкви. Благодаря ему в 1918 году в Софийском соборе стали проводиться чтения Евангелия на белорусском языке — это чуть ли не первый факт использования белорусского языка в богослужении на территории Гродненщины.

Гарнизонный костел

— Во время Первой мировой войны причт собора и всё имущество было эвакуировано в Москву, — рассказывает Александр. — Там же оказался и архив собора. Его метрические книги до сих пор хранятся в Москве. Во время войны православные службы в соборе не проводились, и в одном из приделов начали служить солдаты-католики.

После войны православное духовенство вернулось в город. Но в связи с приходом польских войск Софийский собор захотели занять католики. Священники во главе с отцом Иоанном Корчинским пытались отстоять храм, направляли в министерство белорусских дел Литвы огромное количество писем. Но всё равно в конце 1919 года Софийский собор перешел к католикам, а отец Иоанн вынужден был уехать.

— С 1920 года Софийский собор стал гарнизонным костелом, — продолжает Александр. — Его, в основном, использовали польские солдаты, которые служили в Гродно. Храм снова перестроили. Он получил готический вид и таким остался до своего разрушения.

После начала Второй мировой войны храм пришел в запустение. В Гродно к тому времени было несколько действующих костелов, и Фара Витовта стала никому не нужна. Советская власть рассматривала несколько вариантов: сделать в ней кинотеатр, склад, парашютную вышку в башне… Но 8 марта 1961 года Гродненский городской совет депутатов принял решение о сносе Фары Витовта.

Гарнизонный костел, 1940 год

Мы новый мир построим

— Зачем было уничтожать храм с многовековой историей? Во-первых, из-за очень активной в те годы атеистической политики, которую проводило руководство СССР во главе с Хрущёвым. А во-вторых, городские власти хотели изменить средневековую планировку Гродно. Была идея сделать Советскую улицу широким проспектом и соединить ее с Виленской улицей. А на пути этого проспекта, который, к счастью, не был прорублен, как раз стоял храм, — говорит Александр.

Взрыв церкви произвели в ноябре 1961 года. Для того, чтобы уберечь от разрушения соседние здания, вызвали специальную бригаду из Ленинграда.

— Ходит легенда о юной девушке-вундеркинде, которая занималась закладкой бомб, но документов, подтверждающих это, не найдено. Сохранилась только фамилия прораба, который реализовывал проект  — Пин. Под решением о сносе костела стояла и подпись тогдашнего директора гродненского музея, что очень печально.

— Пытались ли гродненцы защитить свой храм?

— Верующие из ближайших деревень хотели идти на защиту святыни. Но более решительных действий не было, — говорит Александр. — Город к тому времени полностью изменил свой этноконфессиональный состав. Верующих католиков было не так много, а православные, возможно, и не помнили уже, что этот костел когда-то был Софийским собором.

1960 год

Храм взорвали в ночь на 29 ноября. По воспоминаниям очевидцев, он поднялся вверх и быстро опустился, словно сложился. Во многих домах повылетали стёкла.

Александр говорит, что гродненцы, которые помнили довоенные времена, переживали из-за сноса храма, но сделать ничего не могли:

— Это видно по воспоминаниям многих людей. После взрыва они пытались забрать кирпичи храма и хранили их как реликвию. У нас в Фарном костеле до сих пор стоит орган из Фары Витовта. То есть какие-то точки памяти остались.

Кстати, проект перепланировки города вскоре поменялся, проспект решили не прокладывать и больше ничего не снесли.  Получается, что Фару Витовта уничтожили напрасно.

— Фара Витовта во многом повторила судьбу нашего края и, как никакое другое из архитектурных сооружений, показала, что нам нужно объединяться, а не ставить между собой заборы, — говорит Александр. — Хорошо, что сейчас на месте храма стоит и православный, и католический крест. Это место памяти, куда мы водим туристов, водим своих детей. Многие, проходя через этот сквер, я уверен, рисуют в воображении храм, которого, к сожалению, больше нет. Мираж Фары Витовта постоянно присутствует в нашем городском сознании.

Мы должны помнить, что многоконфессиональность — это часть истории нашего города. Фара Витовта напоминает нам о том, что наш город испокон веков был многоконфессиональным, таким и остается, и нам нужно учиться жить в мире между собой.

Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ

60 лет без Фары Витовта
60 лет без Фары Витовта
60 лет без Фары Витовта
60 лет без Фары Витовта
60 лет без Фары Витовта
60 лет без Фары Витовта
60 лет без Фары Витовта
Раздел сайта:
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.
Article | by Dr. Radut