Архиепископ Артемий совершил литургию в домовой церкви Архиерейского Подворья
5 июля 2015 года архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий совершил Божественную литургию в домовой церкви в честь Святителя Николая Архиерейского Подворья города Гродно.
Владыке в этот день сослужили настоятель Свято-Покровского кафедрального собора города Гродно митрофорный протоиерей Александр Ноздрин и настоятель Никольской церкви иерей Николай Гайдук. После чтения Евангелия Владыка обратился к духовенству и прихожанам с архипастырским словом.
«В сегодняшний воскресный день мы слышали с вами евангельское чтение о исцелении гадаринских или гергесинских бесноватых. Этот евангельский отрывок ставит нас перед страшными фактами. Факт такой, что Богу нет места в нашей жизни, человек человеку – волк.
Вот эти бесноватые люди, умалишенные, пораженные пороком они даже на дух, на вид не переносят Спасителя. И только увидев Его начинают причитать: «Уйди от нас! Зачем пришел нас мучить?» Те, кто бывал в госпиталях и лечебницах, наверное, сталкивались с таким явлением когда подходишь к человеку, а он, чувствуя на тебе крест, начинает кричать.
Также и жители города вышли все вместе ради того чтобы всем вместе сказать: «Уходи из нашей местности. Твое присутствие нам здесь не нужно». И это потому, что нарушено их благополучие.
По закону Ветхого Завета богоизбранному народу запрещалось вкушать свинину. Причины были разные – и южный жаркий климат, болезни переходят на человека, а также запрещалась такая пища и в дисциплинарных целях. И жители Гадары не внимали закону, а выращивали свиней для собственного употребления и на продажу. Это было очень выгодно. Благополучие они поставили выше духовной жизни. И как следствие появляются пороки, а плоды пороков – эти бесноватые, которые начинают появляться в обществе.
И вот Христос повелевает демонам покинуть человека. А чтобы окружающие люди увидели, что слова Его реальны, Он говорит бесам войти в свиней, которые и бросаются с обрыва в море. Казалось бы, народ должен был прийти в ужас, должен был упасть на колени и принести глубочайшее покаяние. Но что делает народ? Он говорит: «Уйди от нас! Зачем ты сделал это! Ради какого-то сумасшедшего Ты погубил все наше благосостояние. Уйди отсюда! Наш сегодняшний комфорт и благополучие важнее человеческой жизни». И вот вся история человечества подобна этой – мы то зовем Бога к себе, то изгоняем Его из наших сердец и из нашей жизни.
Иисус приходит в Назарет, в свой родной город, в синагоге читает проповедь, все поражены Его мудростью, но видя Его правдивость и братолюбие Его готовы сбросить в пропасть. Евангельская история – это история изгнания Бога. Мы знаем, что книжники и первосвященники почувствовали силу благодати Божией. За жертвенность к которой Господь призывает, самоотдачу они приговаривают Христа к смерти, так им не нужно Его свидетельство, потому что оно нарушает тишину и комфорт, то состояние, которое мы сегодня имеем в обществе. «Не вноси смуту! Уходи отсюда! Умри!»
Остается горсточка апостолов, которая жила под постоянной угрозой смерти. Они прятались, скрывались, но проповедовали Иисуса, и были готовы идти на крест.
И мы знаем, что в день Пятидесятницы, когда апостолы получили благодать Святого Духа и люди увидев силу Божию совершающуюся в человеческих сердцах спрашивали у апостолов что им делать и с чего начинать, как жить по-другому. А духовная жизнь начинается с покаяния. Апостолы призывают людей исповедовать свои грехи, чтобы увидеть насколько они далеки от Бога, не искать Бога в своей жизни, а искать Бога в самом себе. Только так Господь приблизится к человеку и исцелит от болезней духовных и телесных. О Евангелии нужно говорить не только словами, но его нужно исповедовать и своей жизнью. Основная черта христианина – это его принципиальность. Когда он не идет на компромисс и способен умереть, но не идет против правды. Незыблемость христиан древней церкви сегодня совершенно потеряна. И характерной чертой сегодняшних христиан по словам Серафима Саровского – является теплохладность или приспособленчество. Мы совсем забыли о Боге. И сегодняшний мир это – смешение. Мы готовы марксистский атеизм, который был в нашей жизни, соединить с христианством. У нас нет покаяния. И даже жизнь мы анализируем с каких-то атеистических позиций. Возникает самодовольство и самохвальство. А где же тогда христианство? Ведь любое событие в нашей истории совершается потому, что мы виновны. Христианство видит самое страшное зло – это зло, которое внутри меня. И самое страшное то, что я даю этому злу существовать.
Господь не обещает нам комфорта, благополучия и стабильности. Нет ни одной строчки, где будет сказано, что мы будем жить припеваючи, ничего не делая. Господь не для того умер на кресте, чтобы мы жили как парниковые растения. Господь взошел на крест и через крест приобщает нас Своей любви. Он говорит, что через крестоношение и самопожертвование, через духовный подвиг у человека открывается наследие вечной жизни.
Сегодня Господь на примере гадаринских бесноватых призывает нас с вами проанализировать свою жизнь, задать себе вопрос как мы живем и быть учениками Христа. Жители города увидели бесноватого рядом со Христом и слушающего Его беседу. Они видят как бесноватый стал учеником Христа и Господь посылает его в город проповедовать Евангелие. Потому что Самого Господа оттуда изгнали. "Иди домой, - сказал Христос исцеленному бесноватому, – и расскажи, что сотворил Господь и как помиловал тебя." Бесноватый пошел и исполнил повеление Господа.
Таким образом, бывший бесноватый гадаринец сделался первым благовестником Царства Божия в своей стране. Дай Бог и нам быть учениками, проповедниками и исповедниками Евангелия. И мы, именем Христа исцеляемые и спасаемые, подобно исцеленному гадаринцу должны нести благую весть о Христе в окружающий нас обездуховленный мир. Аминь!»
Александр РУДИНСКИЙ