СЛУЖИТЬ И ВЕРОВАТЬ: ВОЗВРАЩАЯСЬ К ИСТОКАМ
«…Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки моя битве и персты моя брани, милость моя и ограждение мое, избавитель мой, щит мой – и я на Него уповаю…» Псалом 143
В 2008 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внести в официальный церковный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери – 14 сентября (по новому стилю). История этой воинской иконы непосредственно связана с чудесным явлением Божией Матери русским воинам в сентябре 1914 года в Августовских лесах. Сегодня этот чудесный образ находится и почитается во многих храмах Гродненской, Волгоградской Епархиях, а так же в храме Христа Спасителя в Москве.
В апреле 2011 архиепископ Гродненский и Волковыский Владыка Артемий благословил инициативу офицерского собрания Гродненской пограничной группы, поддержанную командиром части полковником Игорем Буткевичем, возродить воинскую традицию и установить храмовый праздник Гродненской пограничной группы – в память о чудесном явлении Божией Матери, вдохновившей на ратный подвиг воинов.
Инициатива эта не случайна, так как списки иконы находятся в Свято-Преображенском храме населенного пункта Сопоцкин (настоятель иерей Василий Татарчук) и воинской Свято-Владимирской церкви г.Гродно (настоятель протоиерей Александр Велисейчик) – традиционно наиболее посещаемые пограничниками. Кроме того, с иконой Августовская Победа руководитель епархиального отдела по взаимодействию с вооруженными силами протоиерей Аркадий Косьяненко, ежегодно совершает крестный ход по населенным пунктам приграничья и пограничным заставам, в молитвенных уголках которых присутствуют списки с этой иконы.
Практически десять лет назад, в феврале 2003 года между Белорусской Православной церковью и пограничным ведомством было подписано «Соглашение о сотрудничестве», которое предусматривало совместную работу по целому ряду направлений. Необходимо отметить, что подписание этого Соглашения явилось юридической констатацией факта того, что такое сотрудничество давно реализовано в практике службы приходских священнослужителей и подразделений пограничной службы. И подтверждение этому – экспонаты комнаты боевой славы заставы «Соничи» (начальник – капитан Гомон Е.Н.), посвященные совместной работе священнослужителей Гродненской и Волковыской Епархии и воинов Гродненской пограничной группы.
Освящая вышеупомянутую комнату боевой славы, Владыка Артемий отметил: «…Церковь — это все общество верующих… изменения должны происходить с «низов» — одними циркулярами «сверху» невозможно изменить отношение к вере…Жизнь христианина — это жизнь с постоянным напряжением физических и духовных сил. И этому нужно учиться. Не плыть по течению, и не сидеть сложа руки. А начинать с самих себя…».
Возрождение православных воинских традиций в Гродненской пограничной группе – уже сложившаяся система совместных мероприятий, ритуалов, добрых дел пограничников, священников и просто неравнодушных людей, которая включает в себя:
участие воинов в богослужениях, посещение приграничных храмов,
участие священнослужителей в пограничных ритуалах (встреча вновь прибывших пограничников на заставах, вручение оружия, первый выход на охрану границы, увольнение воинов в запас),
участие в работе Офицерского собрания Гродненской пограничной группы (в 2010 году единогласным решением офицерского коллектива протоиерей Аркадий Косьяненко был избран почетным членом Совета Офицерского собрания части),
встречи со священнослужителями непосредственно в подразделениях,
создание в подразделениях молитвенных уголков,
возрождение старинных воинских традиций (благословение в 2008 году личного состава пограничной группы духовным знаменем – Хоругвь с изображением лика архистратига Михаила, установление храмового праздника части, крестные ходы с участием военнослужащих),
проведение на базе подразделений части военно-патриотических слетов молодежи,
освещение совместно проводимых мероприятий в средствах массовой информации,
уход за воинскими захоронениями,
оказание посильной помощи в создании строящихся и благоустройстве действующих храмов,
участие в Крестных ходах в населенных пунктах приграничья,
оказание помощи ветеранам, престарелым людям, проживающим в приграничье.
Отрадно то, что претворение всего вышеперечисленного в жизнь, как правило, инициатива и пожелания самих воинов, а посещение храмов – не дань традиции, а сформировавшаяся внутренняя потребность.
Вся эта работа имеет целью возродить ранее существовавшие воинские традиции, органично «впаять» их в современную практику оперативно-служебной деятельности органов пограничной службы, сформировать стойкого и непоколебимого воина, надежного защитника Границы, патриота Беларуси, ответственного за судьбу своего государства!
Подчеркивая важность такой работы, выступая перед офицерами Академии Генерального штаба России в 2011 году, Патриарх Кирилл отметил: «… если религиозный опыт станет достоянием военнослужащего, такой человек будет способен на любой подвиг, потому что в религиозном опыте жизни приоритеты сами по себе отстраиваются, и самым важным –является СТРАХ БОЖИЙ …
Когда человек понимает, что... предательство – смертельный грех, уклонение от своих прямых обязанностей, нарушение присяги – смертельный грех, вот тогда это проникает до глубины человеческой души…».
Так, например, родители одного из пограничников, посещая сына в день, когда на пограничной заставе на походном Престоле в полевых условиях совершалась Божественная Литургия, в беседе с начальником заставы отметили:«.. приятно были удивлены присутствием в подразделении священнослужителей, певчих хора… Сын повзрослел, на многие вопросы стал смотреть более серьезно с христианской точки зрения…Действительно застава это большая и дружная семья…».
Важно и то, что регулярно находит время для личного участия в трудах по возрождению воинских православных традиций и лично архиепископ Артемий.
Посещение им подразделений, непосредственно охраняющих Государственную границу, духовно-нравственные беседы с воинами-пограничниками, освящение молитвенных уголков, пастырское благословение наиболее отличившихся пограничников, вручение личному составу части Хоругви и многое другое, порой незримое, но столь востребованное и необходимое, несомненно, вдохновляет стражей границы на дальнейшее духовно-нравственное делание.
Особый интерес и, возможно, своего рода сенсацию, у многих пограничников вызывают рассказы Владыки о его службе в Советской армии, о тех трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться в период службы, о том, как он их преодолевал на пути к Богу!
Сегодня сыновья некоторых священнослужителей Епархии достойно выполнили и продолжают выполнять свой гражданский долг в рядах воинов-пограничников, стойко перенося тяготы и лишения непростой пограничной службы. Это Тимофей Ноздрин и Алексей Косьяненко. И этот факт наиболее убедительное свидетельство значимости и дальнейших перспектив сотрудничества Гродненских пограничников и священнослужителей Епархии.
Благословляя военнослужащих органов пограничной службы в мае 2012 года, в связи с Днем пограничника, Владык Филарет отметил: «…Пограничная служба требует высокого воинского профессионализма, обостренного чувства справедливости и твердого патриотизма, ибо она неотделима от понятия защиты Отечества и чужда понятию агрессии. Именно поэтому служение пограничников относится к тому виду воинской работы, представители которой вправе первыми утвердить в своих сердцах и умах извечную библейскую мудрость: «С НАМИ БОГ!»…».
Сегодня религиозный смысл жизни всё более приобретает общенародную значимость и всё в большей мере становится неотъемлемой частью современного образа Беларуси и воина-пограничника. А образ этот веками был неотделим от христианских ценностей, отеческих православных традиций, традиций беззаветного служения Родине!
Преподаватель Государственного института Пограничной службы Республики Беларусь подполковник М.В.Литвинский, протоиерей Аркадий Косьяненко
Фото: