«Когда у людей низость в почете…». Экзегетический комментарий к одиннадцатому псалму
Одиннадцатый Псалом представляет собою молитвенное переживание псалмопевцем глубокой духовной скорби, причиной которой, как можно думать, был острый духовный кризис в среде израильтян.
Одна часть общества, к которой принадлежит и псалмопевец, призывает всецело руководствоваться Божьей правдой в принятии общественных решений и безоговорочно положиться на волю Господа. Другая часть общества – большинство, свою надежду полагают вовсе не в слове Божьем, а в хитросплетениях человеческой лжи и лести, выстраивая на этом основании свою политику. Таким образом, в непримиримом конфликте сталкиваются два противоположных взгляда на организацию жизни израильского общества. Вероятно, этот фон и становится побудительным мотивом к написанию молитвы.
Стих 2.
הוֹשִׁ֣יעָה יְ֭הוָה כִּי־גָמַ֣ר חָסִ֑יד כִּי־פַ֥סּוּ אֱ֜מוּנִ֗ים מִבְּנֵ֥י אָדָֽם׃
Спаси [меня], Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими. (Синодальный перевод)
Спаси, Господь! Праведных больше нет! Средь людей больше некому верить! (Перевод Российского Библейского Общества)
Господи, помоги, потому что не стало святого; исчезли верные среди людей! (Новый русский перевод Международного Библейского Общества)
Ситуация, в которой оказывается псалмопевец, обострена на столько, что буквально с первых слов он взывает к Богу: «Спаси»! Что стало причиной этого? Псалмопевец формулирует проблему буквально с первой строки: «не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими», а далее он говорит о ситуации тотальной лжи, в которую погрузилось общество. Праведный человек не приемлет ни лжи, ни лести и поэтому при столкновении с лжецами возникает множество проблем и конфликтных ситуаций и прямых угроз. Праведник, не имея поддержки святых и праведных, которых не стало среди сынов Израилевых, и окруженный лжецами, вынужден просить Бога о Его спасении.
Но кто эти «праведные» и «верные», о которых говорит псалмопевец? Почему их отсутствие создает такую критическую ситуацию в обществе? «Не стало праведного» (евр. חָסִ֑יד хасид). Это слово производное от важного и весьма сложного для понимания богословского термина Ветхого Завета חֶסֶד (хесед). Чаще всего это слово встречается в Псалтири - 127 раз. Хесед - одно из ключевых понятий этой библейской книги. «Хесед» не простой термин для перевода. Традиция его передачи имеет широкий спектр: «верность завету», «доброта», «любовь», «дружба», «благородство». Но по мысли Орацио Симиан-Йофре, профессора Папского Библейского института в Риме, наиболее подходящим переводом в данном случае может быть, термин “великодушие”. Великодушие включает в себя и любовь, и верность, и добрую дружбу, и благородство и само по себе есть фундаментом для развития всех положительных качеств и чувств человека.[1]
Господь в полной мере реализует хесед по отношении к миру и человеку, а человек, в свою очередь, призван ответить тем же – великодушной, глубокой, преисполненной любви дружбой в отношении к Богу. Человек, живущий по «хесед» становится праведным - «хасид». Он искренний друг и несомненный союзник Господа, который полноправно представляет Бога в жизни мира. Именно о таком человеке идет речь и в 11 псалме, когда псалмопевец жалуется перед Богом, что не стало «праведных» - это значит тех, кто живёт Божьим принципом «хесед». Не стало духовно великодушных людей, преисполненных любовью друзей и союзников Божьих. Современники автора Псалма не реализуют в своей жизни духовного великодушия в отношениях с Богом. Они не ищут дружбы с Богом. Им тяжело идти на риск и опасность ради Господа и Его правды. То, что у Бога практически не осталось друзей и союзников псалмопевец переживает как беду.
Наряду с праведными друзьями Божьими великодушными «хасид» псалмопевец сетует на отсутствие еще одной категории людей – верные (эмуним) אֱ֜מוּנִ֗ים. Это наименование происходит от важного библейского слова אָמַן (аман). Именно от этого термина происходит привычное нам молитвенное слово «аминь», которое запечатывает каждую нашу молитву. Слово «аман» выражает полную уверенность человека в Боге и Его поддержке. Первоначально это слово имело связь с образом отца, который твердо держит руку своего чада, помогая ему идти уверенно и твердо. Именно такое понимание взаимоотношений Бога и человека переходит с Ветхого Завета в Новый. «Аман» одно из часто употребляемых слов Господом Иисусом Христом. И апостол Павел говорит в Послании к Евреям: «Вера есть уверенность…» (Евр. 11, 1). Все это сильно контрастирует с тем отношением к вере, которое воспринимает веру не как уверенность, а как некую гипотетическую возможность, альтернативный взгляд на реальность, как желательность либо вероятность. Вера в библейском понимании - уверенность и убежденность. Псалмопевец сетует перед Богом на то, что не осталось людей, живущих верой-уверенностью, тех, кто готов без остатка и сомнения положиться на Господа и во всякой жизненной ситуации следовать Его святой правде.
Острый недостаток «святых» и «верных» создает весьма опасную ситуацию в обществе, о которой и говорит псалмопевец. Роль «святых» и «верных» подобна роли дамбы, которая охраняет людей от потопа лжи и неправды.
Стих 3.
Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного. (Синодальный)
Все друг другу лгут, лживы их уста, они думают не то, что говорят.(РБО)
Они обманывают друг друга; от лживого сердца говорит их льстивый язык. (НРП)
שָׁ֤וְא׀ יְֽדַבְּרוּ֘ אִ֤ישׁ אֶת־רֵ֫עֵ֥הוּ שְׂפַ֥ת חֲלָק֑וֹת בְּלֵ֖ב וָלֵ֣ב יְדַבֵּֽרוּ׃
Отказ от верности Богу и Его правде, от искреннего союзничества с Богом, неизбежно приводит к погружению общества в пучину лжи, лести и притворства. Если помощь Бога и надежда на Него показались израильтянам чем-то ненадежным и призрачным, тем, на что нельзя по-настоящему опереться, то в чем они находят свою опору? Их опора – человеческая мудрость, которая понимается как опыт жизни в испорченном ложью обществе. Мудрым здесь будет почитаться тот, кто умеет лавировать между интересами разных центров силы, кто умеет говорить именно то, что хотят слышать и кто для достижения своей цели готов, не стесняясь, лгать и льстить.
Примечательно, что в этом стихе псалмопевец дважды употребляет слово сердце (לֵ֣ב лэв). Испорченные люди льстят от сердца и неправду говорят от сердца. Это описание очень точно показывает духовное состояние лжеца и льстеца, которые лгут с воодушевлением, а льстят так сердечно, что в какой-то момент сами начинают хоть на время верить в свою лесть. Человек, принимающий лесть, также зависим от нее, и в ответ на льстивые восхваления и ложь он выказывает искреннюю сердечную расположенность к льстецу. Парадоксальным образом возникает даже некое подобие сердечного единства во лжи и лести.
Слово «ложь» (שָׁ֤וְא шауэ) может переводиться и как «пустота», «пустое». Слова, не основанные на Божьей правде и верности Богу, не больше, чем пустота, они бессодержательны и иллюзорны. Лжецам и пустословам может казаться, что они обсуждают важные темы. Они могут кичиться, что от их разговоров зависят судьбы людей, но в действительности все их обсуждения самообман, ибо их дело, не подкрепленное Божьей правдой, уже осуждено на неуспех и крах.
Стих 4.
יַכְרֵ֣ת יְ֭הוָה כָּל־שִׂפְתֵ֣י חֲלָק֑וֹת לָ֜שׁ֗וֹן מְדַבֶּ֥רֶת גְּדֹלֽוֹת׃
Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый,
Покарает Господь их лживые уста, отсечет кичливый язык.
Пусть погубит Господь всякий льстивый язык и все хвастливые уста.
Псалмопевец не оставляет никаких иллюзий и прямо возвещает пагубу «всяким устам льстивым и языку кичливому». Уста, произносящие лесть, не могут вещать Божью правду и становятся, таким образом, проводником зла и поэтому противопоставляют себя Самому Богу, вступают в борьбу с Его правдой. Именно поэтому, «уста льстивые и язык кичливый» не могут не быть «истреблены», не могут избежать кары Божьей.
Примечательно, что в оригинальном тексте, говориться об «отсечении» кичливого языка. Приводится пример весьма распространенной в древние времена казни поверженных врагов, которые, будучи при силе, поносили своих противников.
Стих 5.
אֲשֶׁ֤ר אָֽמְר֙וּ׀ לִלְשֹׁנֵ֣נוּ נַ֭גְבִּיר שְׂפָתֵ֣ינוּ אִתָּ֑נוּ מִ֖י אָד֣וֹן לָֽנוּ
{тех,} которые говорят: "языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин"?
Пусть не думают: «Мы мастера говорить! Язык — наше оружье! Нам никто не указ».
что говорят: «Мы одержим победу устами. Язык наш с нами — кто нам хозяин?»
Лжецы уверенны в силе своего слова. Слово Бога для таких людей – ничто. Оно представляется им призрачным, не имеющим влияния на реальную жизнь. Главный вопрос для псалмопевца в том, чье слово победит: Слово Бога либо слово «уст лживых и кичливых». Именно это противостояние создает непреодолимый конфликт. Именно поэтому псалмопевец, видя недостаток людей готовых быть верными Слову Бога, взывает к Господу с просьбой о спасении, о поддержке Бога в борьбе с лжецами и гордецами.
Велеречивые гордецы прямо говорят, что Господа над ними нет: «кто нам господин?». Они объявляют свою полную независимость от авторитета Слова Божьего. Их собственное слово, их лживые интересы и выгоды – единственное мерило мыслей, слов и действий.
Стих 6.
6 מִשֹּׁ֥ד עֲנִיִּים֘ מֵאַנְקַ֪ת אֶבְי֫וֹנִ֥ים עַתָּ֣ה אָ֭קוּם יֹאמַ֣ר יְהוָ֑ה אָשִׁ֥ית בְּ֜יֵ֗שַׁע יָפִ֥יחַֽ לֽוֹ׃
Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.
«Бедняки ограблены, нищие стонут — Я за них вступлюсь, — говорит Господь, — Я униженного спасу!»
«Так как слабых теснят и бедные стонут, Я ныне восстану, — говорит Господь. – Я дам им желанное спасение».
Неизбежным и закономерным следствием лжи, проникающей во все сферы жизни, становится страдание наименее защищенных людей, слабых, бедных. Лжецы и льстецы видят всегда более «высокие» цели, оправданные личными выгодами и политическими резонами, ради которых они готовы не замечать страдания людей, несправедливость и зло. Бедные, о которых идет речь в этом стихе псалма, – это не просто неимущие, а люди обиженные несправедливостью, ложью и насилием. Но, наряду с обиженными, вспоминаются и действительно нищие, которые стонут от того, что лишены даже самого необходимого для жизни.
Господь посылает псалмопевцу Свое слово и грозно свидетельствует: «Я ныне восстану и дам желанное спасение». В этих словах Господь отвечает на молитвенную просьбу о спасении, прозвучавшую в первых словах псалма. Если нет людей верных и святых, то Сам Господь вступиться за обиженных и притесненных и отстоит Свою правду.
Стих 7
מֲר֣וֹת יְהוָה֘ אֲמָר֪וֹת טְהֹ֫ר֥וֹת כֶּ֣סֶף צָ֭רוּף בַּעֲלִ֣יל לָאָ֑רֶץ מְ֜זֻקָּ֗ק שִׁבְעָתָֽיִם
Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное.
Слова Господа чисты, как серебро, переплавленное в горниле земном и очищенное семь раз.
Слова Господа — слова чистые, как серебро, что очищено в горне, переплавлено семь раз.
Лжецы поставили под сомнение Слово Бога, но псалмопевец напоминает о необычайной ценности и действенности Господних речений. Здесь показывается своего рода сопоставление ценности слов Господа и речений лжецов. Горделивые лжецы напыщенной болтовней стремятся представить свое человеческое слово, как нечто ценное и имеющее вес и значение. Но, по сути, они фальшивомонетчики и мошенники, которые подсовывают своим слушателям дешевую и некачественную подделку, болтовней усыпляя их бдительность. Слова же Господа, как свидетельствует псалмопевец – «слова чистые, как серебро, что очищено в горне, переплавлено семь раз». Псалмопевец призывает к тому, чтобы люди не позволили себя обмануть, были внимательны, рассудительны и выбрали действительно ценное и существенное, а не позарились на дешевую и пустую подделку.
Стих 8.
8 אַתָּֽה־יְהוָ֥ה תִּשְׁמְרֵ֑ם תִּצְּרֶ֓נּוּ׀ מִן־הַדּ֖וֹר ז֣וּ לְעוֹלָֽם׃
Ты, Господи, сохранишь их, соблюдешь от рода сего вовек.
О Господь, Ты нас Сам хранишь! Нас бережешь и сейчас, и вовек!
Господи, Ты сохранишь нас, сбережешь нас от этого рода вовек.
Ложь изощренная и по-своему убедительна, но псалмопевец выражает молитвенную надежду на то, что Господь Сам сохранит своих людей от ее воздействия и поможет выбрать правильный путь. «Род сей» - поколение испорченных людей, которые несут и успешно распространяют ложные ценности. Они задают тон в жизни общества, но псалмопевец доверяет верных самому Богу, чтобы Господь помог сберечь праведных и сохранить их от растления ложью.
Стих 9.
סָבִ֗יב רְשָׁעִ֥ים יִתְהַלָּכ֑וּן כְּרֻ֥ם זֻ֜לּ֗וּת לִבְנֵ֥י אָדָֽם׃
Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились.
А нечестивые рыщут вокруг, и пустое в почете у людей.
Повсюду расхаживают нечестивые, когда у людей низость в почете.
Заканчивается псалом риторическим наблюдением псалмопевца, своеобразным удивлением: «когда у людей низость в почете – повсюду расхаживают нечестивые». Это наблюдение стоит во взаимосвязи с первыми словами одиннадцатого псалма, где богодухновенный автор сетует на недостаток святых и верных. Отказ от жертвенной верности и искренней дружбы с Богом неизбежно приводит к тому, что человеческая низость и приверженность лжи становится почетом, а люди, живущие так, оказываются всегда на виду и выставляют себя примером для подражания. Своим поведением они представляют своего рода образец «правильной» и эффективной жизни. Происходит переворот и извращение нравственных ценностей. То, что постыдно – восхваляется и выставляется на показ, а то, что действительно достойно принятия и уважения – объявляется смешным и никчемным. Общество начинает жить извращенной жизнью.
Протоиерей Георгий РОЙ
[1] Арсений, игумен (Соколов Андрей Павлович) חסד в книге пророка Осии. СКРИЖАЛИ. - 2017. – Выпуск 14. – (Серия "Ветхозаветные исследования"). – С. 15-28.