[Интервью] Угрожает ли Белорусской Православной Церкви раскол?
Интервью с преподавателем расколоведения и истории Русской Церкви Минской Духовной Семинарии и Академии, главным редактором сайта Минских духовных школ, кандидатом богословия Александром Валерьевичем Слесаревым.
1. Александр Валерьевич, в первую очередь хотелось бы узнать, что такое раскол. Чем он отличается от, скажем, ереси?
Понятие церковного раскола включает в себя все проявления нарушений церковного единства, не мотивированных вероучительными разногласиями. Как правило, церковные расколы возникают в результате предельного развития конфликтных ситуаций, порождаемых как личными амбициями, так и разностью воззрений на недогматические вопросы. В частности, расколы могут быть спровоцированы политическими, этническими, культурными и иными противоречиями. С апостольских времен Церковь строго осуждала всякий разрыв межхристианских связей, тесно увязывая успех евангельской миссии и личного спасения христиан с идеей единства. Вера во Христа только тогда является правильно воспринятой, когда она побуждает людей к отношениям взаимной открытости и духовному единству.
Если же в угоду личному эгоизму, политической целесообразности или национальным устремлениям попирается дух объединяющей людей евангельской любви, то в таком случае можно говорить о существовании духовной подмены. Раскол тем и отличается от ереси, что отделившиеся от канонической Церкви религиозные сообщества внешне могут ничем не отличаться от церковных общин. Сохраняя православное исповедание и традиционную литургическую практику, они утрачивают дух подлинной христианской любви, наличие которого является определяющим на пути к духовному совершенству и спасению. Именно поэтому святые отцы указывали на пагубность всякого уклонения в раскол, какими бы благовидными мотивами оно не оправдывалось.
2. Каковы основные причины возникновения расколов? Как Церковь с ними борется?
Среди основных побуждающих причин возникновения расколов можно выделить стремление части Поместной Церкви к провозглашению автокефалии, политически мотивированное противостояние церковной области церковному центру, этнополитическое противостояние регионов политическому центру, разность позиций духовенства и мирян по отношению к политическому строю, несогласие с церковными реформами и отделение от Церкви носителей раскольнических идей. Также церковные расколы могут быть инспирированы политической партией или государственной властью, как для ослабления церковного влияния, так и для извлечения политических выгод. Наиболее банальной причиной возникновения расколов является развитие внутрицерковного конфликта. В зависимости от типологии церковного разделения избираются средства к его уврачеванию. Более детальное рассмотрение каждой из вышеперечисленных форм возникновения расколов содержится в моей книге «Расколоведение. Введение в понятийный аппарат», недавно изданной в Московском Сретенском монастыре.
3. Не могли бы Вы привести небольшую статистику раскольнических организаций действующих в Белоруссии. Какие из них вы считаете наиболее опасными.
В настоящее время на территории Республики Беларусь не существует крупных раскольнических сообществ. Однако особое внимание следует обратить на существующую в условиях эмиграции «Белорусскую Автокефальную Православную Церковь» (БАПЦ). Названная религиозная организация пребывает вне общения со Вселенским Православием и к настоящему времени не отличается численной представительностью. В ее юрисдикции пребывает девять приходов на территории США, Канады, Великобритании, Австралии, а также одна община на территории Республики Беларусь. Нередко в националистически ориентированных кругах «Белорусская Автокефальная Православная Церковь» воспринимается как возможная духовная альтернатива Белорусскому Экзархату. Данное обстоятельство позволяет судить о существовании потенциальной угрозы единству белорусского Православия, исходящей от названного неканоничного религиозного сообщества.
Невозможно обойти молчанием деятельность уклонившегося в раскол иеродиакона Василия (Костюка), именующего себя «епископом Барановичским» и призывающего православных белорусов к переходу в Константинопольский Патриархат. Получив высшее богословское образование, иеродиакон Василий в 1999/2000 учебном году преподавал в Минской духовной семинарии. Но вступив в конфликт с администрацией семинарии, он оставил преподавание и уехал из Жировичского монастыря, насельником которого являлся. По прошествии некоторого времени иеродиакон Василий присоединился к «Белорусской Автокефальной Православной Церкви» и вскоре был рукоположен во «епископа». Пробыв в БАПЦ около года, он снова инициировал в конфликт и был исключен из состава названной религиозной организации. Вернувшись в Беларусь, оскандалившийся священнослужитель организовал движение «Белорусы за Константинопольский Патриархат» («Белорусское греко-православное движение»). Главной целью данного сообщества Василий (Костюк) провозгласил всемерное содействие учреждению церковных структур и параллельной иерархии Константинопольского Патриархата на территории Беларуси. Средством достижения поставленной задачи он избрал дискредитацию священноначалия и духовенства Белорусской Православной Церкви. Тиражируя непроверенные данные и откровенные домыслы, «епископ Барановичский» одновременно с этим позиционировал себя безупречным «архипастырем» и плодотворным церковным историком, дарования которого якобы игнорировались в Минской духовной семинарии. Однако проведенная мною проверка его сочинений выявила весьма объемные фрагменты плагиата в дипломной работе, кандидатской диссертации, монографиях, статьях и «архипастырских» посланиях. Данное обстоятельство не только развенчивает имидж раскольнического лидера, но и дает основание к возбуждению вопроса о лишении его дипломов духовной семинарии и духовной академии. Более того, несколько месяцев назад мною было установлено, что еще в 2008 г. «епископ» Василий (Костюк) был извержен из сана теми «архиереями» «Украинской Автокефальной Православной Церкви» (УАПЦ), которые его рукополагали для служения в БАПЦ. Данное решение было принято на заседании Архиерейского Суда УАПЦ, проходившем 25 мая 2008 г. Полагаю, что публикация материалов о псевдонаучной и религиозной деятельности Василия (Костюка), четыре года умалчивавшего о своем извержении из сана, в значительной степени способствовала формированию объективной оценки «Белорусского греко-православного движения» и снижению провоцировавшейся им угрозы церковному единству.
Также на территории Республики Беларусь действует состоящая из одной приходской общины «Могилевская епархия» раскольнической «Российской Православной Церкви» юрисдикции «митрополита Московского и Всероссийского» Дамаскина (Балабанова). Крайне немногочисленными являются «Белорусский Экзархат» «Истинно-Православной Церкви» юрисдикции «митрополита Московского и Всероссийского» Рафаила (Прокопьева) и «Гомельская епархия» «Русской Истинно-Православной Церкви», включающая до десяти общин в восточных регионах страны. Имеются немногочисленные общины раскольнической «Русской Православной Церкви Заграницей» юрисдикции «митрополита» Агафангела (Пашковского), «Апостольской Православной Церкви», основанной изверженным из сана бывшим священником-диссидентом Глебом Якуниным, а также две общины старостильной «Греческой Истинно-Православной Церкви». Все вышеперечисленные религиозные сообщества представляют собой маргинальные образования и не оказывают реального влияния на конфессиональную ситуацию в Беларуси.
4. Недавно в разговоре с редактором одной белорусской газеты услышал из ее уст заявление о том, что в современной БПЦ МП назрел серьезный раскол. Стоит ли нам по-настоящему этого опасаться или ее утверждение не более чем досужие разговоры? Проанализируйте, пожалуйста, насколько он вообще возможен исходя из тенденций внутри Белорусской Церкви.
Никакой серьезной угрозы единству Белорусской Православной Церкви в настоящее время не существует. Наиболее характерными для постсоветского пространства расколообразующими факторами являются идеи церковной автокефалии, стремления к переходу в юрисдикцию другой Поместной Церкви, а также антииерархиеческие настроения, порождаемые антиэкуменическими, антиглобалистскими и иными настроениями. В отличие от Украины, идея полной церковной независимости от Московского Патриархата не имеет широкого распространения на территории Республики Беларусь и не может рассматриваться как фактор, определяющий течение современной церковной жизни. Аналогичным образом можно констатировать непопулярность идеи перехода в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, что более характерно для таких стран, как Украина и Эстония. Еще в меньшей степени широкомасштабный раскол на территории Беларуси могут спровоцировать антиэкуменические или антиглобалистские настроения. Формирование ментальности белорусской нации на протяжении столетий складывалось в условиях поликонфессиональности, близкого соседства восточной и западной христианских традиций. Мне сложно представить, чтобы религиозная и культурная терпимость белорусов породила феномен церковного протеста, подобный тому, который в свое время был инициирован епископом Чукотским Диомидом.
Учитывая отсутствие реальных угроз единству Белорусской Православной Церкви, можно констатировать, что периодически возникающие слухи о возможном церковном расколе происходят из неверной оценки конфессиональной ситуации или из сознательного желания спровоцировать панические настроения.
5. Отвлечемся от раскола в строгом смысле этого слова. На Ваш взгляд существуют ли в сегодняшней Церкви своего рода партии или некие группы, которые можно было бы классифицировать по их отношению к тем или иным вопросам\мнениям и т.д. Дайте им краткую характеристику.
Говорить о существовании в Белорусской Православной Церкви оформленных внутрицерковных партий не приходится, поскольку сама модель церковного устройства исключает партийную систему. Фундаментальным принципом существования Церкви является ее универсальность, предполагающая возможность объединения вокруг Христа людей разных национальностей, политических воззрений, культурных особенностей и эстетических пристрастий. Именно поэтому Церковь должна являться консолидирующим и примиряющим началом в обществе, лишенным внутрипартийных интриг и борьбы за влияние. В связи с этим можно говорить о существовании в Церкви людей различной политической ориентации или культурных предпочтений. И вполне естественно, что они могут объединяться в некие группы единомышленников. Но никаких серьезных притязаний на власть в Церкви со стороны подобных групп не наблюдается.
Беседовал Дмитрий ПАВЛЮКЕВИЧ