Поход с зарицкими скаутами: «Пока взрослым интересно играть в эту игру, детям тоже будет интересно»
«Вы лучше приезжайте к нам, в воскресенье мы открываем сезон и идем в поход». Так ответил мне Арсений Казишвили, руководитель скаутского клуба прихода священномученика Афанасия Брестского в Зарице, когда я договаривалась с ним о встрече в центре.
Погода была прекрасная, поэтому мы с дочкой взяли КЛМН (кружку, ложку, миску, нож), воду и поехали в Зарицу, где скаутское движение среди гродненских приходов зародилось раньше всех.
Клуб по интересам
У храма уже собрались ребята, в основном — мальчики.
— Девочки больше любят девчачьи дела, — говорит Арсений. — Мы идем в лес, а они остаются на мастер-класс по флористике, который проводит в воскресной школе моя супруга.
Вообще, на зарицком приходе стараются отходить от привычного формата воскресной школы, который, по мнению многих, себя изжил. Вместо этого при храме открывают клубы по интересам: рисованию, пению, флористике, выпечке, в планах добавить курсы по фотографии.
— Ну а мы в походы ходим, — говорит Арсений. — По-моему, это отец Александр Гук озвучил мысль, что подростки — та группа, с которой Церковь обычно не знает, как работать. Воскресная школа принимает ребят с 6 до 12 лет, молодежное братство рассчитано на возраст 16+. А что делать подростку? Мы принимаем в скауты с 12 лет, а «жаворонком», т.е. кандидатом в скауты, можно стать вообще с восьми.
В клубах при храме дети и подростки объединяются по интересам и никуда из Церкви не уходят. Православные дисциплины ребята тоже изучают, но подаются они дозировано и ненавязчиво. Например, скаутам для получения 3-го разряда нужно сдать зачет по Закону Божию, знать молитвы.
— А если к вам придет атеист, вы его выгоните?
— Конечно, нет. Мы никого ни к чему не принуждаем, — говорит Арсений. — Но атеисту, скорее всего, будет у нас некомфортно. Мы молимся перед едой, на слетах обязательно участвуем в Литургии. Наверное, атеист или уйдет от нас, или постепенно воцерковится.
Детская мечта
От храма до леса — рукой подать. Там, по словам Арсения, у них есть «свое место», скрытое от посторонних. Лес удивительно красивый — роща со старыми дубами и орешником. Если погода хорошая, каждое воскресенье скауты ходят туда в небольшой поход — часа на два-три. Если хочется чего-то большего — идут в сторону Гожи. А иногда ездят на электричке в Поречье — это уже поход на целый день или даже с ночевкой.
— Вообще, скаутинг развивает личность подростка, — рассказывает Арсений. — Но есть момент: пока взрослым интересно играть в эту игру, детям тоже будет интересно. Взрослый должен быть максимально вовлечен.
Кажется, что Арсений, который занимается скаутским клубом уже семь лет — именно такой взрослый. Хотя по профессии он — учитель иностранных языков, руководит торговой компанией и с походами никогда связан не был.
— Вернее, в детстве родители взяли меня в один-единственный поход. Мне очень понравилось, и я ждал второго, который никогда не случился… Поэтому, когда я вырос, то захотел реализовать свою детскую мечту.
А началось в Зарице всё с прихожанки Елены, которая не знала, какую активность придумать для своих мальчиков: привлекала тренера по единоборствам, размышляла о «православном каратэ» и о военно-патриотическом клубе. В итоге узнала о скаутском клубе при минском Петропавловском соборе, познакомилась с его руководителем отцом Александром Ледоховичем и поехала вместе с Арсением посмотреть, как в Минске налажено это дело. Было это зимой 2014 года.
— Нам понравилось. Елена потом от этого дела благополучно отошла, и всё осталось на мне, — смеется Арсений. — Но я не жалуюсь, потому что люблю то, чем занимаюсь. Поначалу я, правда, ничего не умел. Но всему можно обучиться.
Арсений был первым, кто заразил скаутингом гродненскую землю. Потом этим заинтересовался Денис Шевченко с Ольшанки, после него — отец Илья Гапанович из храма в честь Собора всех Белорусских святых. Присоединился приход на Поповича, потом — Никольский храм в Волковыске. И сегодня Гродненская епархия достаточно активно занимается скаутингом. Даже ежегодный Георгиевский слет, куда съезжаются скауты со всей страны, проходит именно на Гродненщине.
10 законов в действии
Мы находим в лесу ту самую скаутскую стоянку. Вокруг кострища — пеньки, чтобы сидеть, чуть дальше — навесы, под которыми, если укрыть их еловыми лапками, можно лежать у костра даже зимой, рядом — большой стол из сучьев. Всё это скауты сделали своими руками. У них принцип: сделай из того, что есть, и сделай бережно. Недаром один из десяти законов скаута говорит, что скаут бережлив.
— Что это значит?
— Например, если тебе нужны дрова для костра, возьми столько, сколько нужно, не руби лишнего. И так во всём.
Ребята начинают собирать сучья для костра и обнаруживают, что не взяли спички. Моя дочка предлагает потереть друг о друга две палочки. Но скауты решают отложить этот способ на крайний случай и идут снимать с березы тонкий слой коры — он всегда сухой и прекрасно горит. У одного из мальчиков находится огниво и — он разжигает костер без использования спичек. Наверное, вы уже догадались, что другой закон гласит, что скаут находчив.
Ребята начинают высчитывать, сколько воды нужно налить в котелок для того, чтобы сварить пачку гречки.
— Я в эти дела уже не вникаю, — говорит Арсений. — Только во время длительных походов и слетов слежу за готовкой. А так ребята уже всё сами делают.
Моя дочка подходит и просит телефон: ей скучно. Ну какие телефоны, когда ты в осеннем, залитом солнцем лесу, у костра?
— Это потому что ты не занята никаким делом, — поясняет Арсений. — А настоящий скаут никогда не сидит без дела. В этом плане очень показательно поведение скаутов из Литвы и Польши, наших знакомых, которые приезжали на слет в прошлые годы: как только они освобождались, то сразу подходили и спрашивали: «Еще помощь нужна?»
Как вы понимаете, это еще один непреложный закон: скаут трудолюбив.
Когда гречка с тушенкой и чай с мятой были готовы, все встали помолиться. Сориентировались, повернулись в сторону востока и пропели «Отче наш». А потом приступили к пахнущей костром походной еде.
— Не зря пошли, — сказала, уплетая, дочка.
После еды, перед тем, как уходить домой, ребята собрали весь мусор, ничего не оставляя на своей стоянке. Оказывается, настоящий скаут уносит из леса мусора больше, чем принес. Видимо, это еще один негласный закон.
Друзья со всего мира
Знаете, какие дети в походе самые небезопасные? Непослушные. Они подвергают себя риску, а взрослых — лишним волнениям. Арсений рассказал, что у одного мальчика так даже забрали скаутский галстук.
— Этот парень решил во время слета сходить в магазин, никого не предупредив. Его не было на построении, все испугались, начали искать. Это серьезное нарушение. Когда он объявился, мы забрали у него галстук и повесили на столб. Потом, правда, отдали. Но больше таких инцидентов не было.
Этот важный вопрос — послушания — отражен в «скаутском салюте», который демонстрирует Арсений. У скаутов особый вид приветствия: правая рука поднята на уровень плеча с тремя вытянутыми пальцами — знаком тройного обета «верности Богу, Родине и ближнему», — а мизинец и большой палец сложены вместе. Причем большой палец накрывает мизинец, что означает: младший всегда подчиняется старшему. Это об опыте, преемственности и безопасности.
— Знаете, что мне еще нравится в скаутинге? — говорит напоследок Арсений. — Скауты из разных стран имеют одни и те же или очень сходные законы. И куда бы ты ни поехал, ты можешь встретить «своего» человека. Однажды в Риме я сфотографировался в скаутском галстуке рядом с Колизеем и забыл его снять. Ко мне подошла итальянка и спросила: «Вы ведь скаут?» Я ответил, что да. Она обрадовалась: «Моя дочка тоже скаут. Вы такие классные ребята!» К моим друзьям в Испании тоже подходили люди, узнавая в них скаутов. То есть у тебя в любом случае в разных уголках земли навсегда есть друзья. Даже не друзья, а родные, ведь есть такое правило: скаут друг всем и брат каждому скауту.
Приятно, наверное, что с людьми из разных стран можно общаться на одном языке, понимать друг друга без слов и одинаково смотреть на мир: с живым интересом, бережностью и участием.
Ранее мы писали о скаутах из Ольшанки, интервью с ними можно почитать здесь.
Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ