София, Юрий, Януш. Написаны первые портреты для уникальной галереи
Сейчас в Слуцке по благословению управляющего Слуцкой епархией митрополита Минского и Заславского Вениамина, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, по инициативе и при участии архиепископа Гродненского и Волковысского (до 9 июня 2021 года — епископа Слуцкого и Солигорского) Антония продолжается строительство приходского дома имени Митрополита Филарета (Вахромеева), первого Патриаршего Экзарха всея Беларуси.
Приходской дом расположится на улице Магистральной, в границах территории, принадлежащей религиозной общине «Приход кафедрального собора святителя Николая Чудотворца в г. Слуцке Слуцкой епархии Белорусской Православной Церкви». Здесь уже возведен храм преподобного Паисия Святогорца — деревянный, в традициях полесского зодчества. К слову, на данный момент это самый большой православный храм Слуцка: одновременно он может вместить 800 человек.
Рядом с храмом воздвигается звонница во имя святителя Николая Чудотворца с самым большим колоколом в Беларуси (7,4 т), отлитым в честь 85-летия Митрополита Филарета. Весь колокольный набор храмовой звонницы состоит из 12 колоколов общим весом 9 т.
Церковный комплекс является своеобразными «вратами города» — он встречает гостей Слуцка на въезде с северной стороны.
Наименование дома призвано увековечить память Митрополита Филарета как вдохновителя духовного возрождения Слуцкой земли. С 1992 по 2013 годы владыка носил титул Митрополита Минского и Слуцкого. Он инициировал внесение в Собор Белорусских святых имени праведной княгини Софии Слуцкой, до этого местночтимой подвижницы, и благословил установить в Слуцке памятник святой Софии. Эпоха Митрополита Филарета стала для Слуцка периодом исцеления от исторической амнезии: сейчас уже многие знают, что этот тихий скромный райцентр Минской области когда-то был столицей княжества, оплотом самобытной культуры и уникальным анклавом свободы вероисповедания в Речи Посполитой.
Фронтоны главного фасада приходского дома воспроизводят фронтоны Троицкого собора одноименного слуцкого монастыря — обители, которой больше нет. Троицкий (в народе Тройчанский) мужской монастырь был основан не позднее 1445 года, волей Божией стал центром Православия в Великом княжестве Литовском, здесь хранились мощи праведной Софии Слуцкой и мученика младенца Гавриила Белостокского, здесь жили архиереи, которые управляли церковной жизнью на территории нынешних Беларуси и отчасти Украины. В 1930 году большевики закрыли обитель. Что-то из монастырских ценностей было вывезено в Минск — мощи святой Софии Слуцкой, к примеру, оказались именно там, их забрали в анатомический музей БГУ, теперь им можно поклониться в Свято-Духовом кафедральном соборе, — что-то бесследно пропало. К 1950-м годам от бывших монастырских построек не осталось ничего.
В Троицкой обители находилась галерея портретов князей Олельковичей-Слуцких, покровителей Православной Церкви. При советской власти галерею уничтожили — но теперь в приходском доме имени Митрополита Филарета создается княжеский зал, декорированный гипсовой лепниной, в котором должны разместиться портреты правителей Слуцкой земли. Уже завершена работа над портретами святой праведной Софии Слуцкой — Софии Юрьевны Олелькович-Радзивилл, княгини Слуцкой и Копыльской (1586 — 1612), ее отца, Юрия III Юрьевича Олельковича, князя Слуцкого и Копыльского (1559 — 1586) и супруга, князя Януша VI Радзивилла, каштеляна Виленского, подчашего Литовского, старосты Борисовского (1579 — 1620).
Живописные произведения в ряде элементов (доминирующая роль красного цвета, сабля как атрибут шляхетства и т.д.) наследуют стилистику традиционного для Речи Посполитой парадного «сарматского» портрета. Их прототипами послужили изображения, относящиеся к XVI-XIX векам.
Впервые в истории независимой Республики Беларусь над визуализацией образов святой Софии Слуцкой и ее сродников работал профессиональный художник, один из лучших портретистов современной белорусской школы живописи Александр Доманов. Он — минчанин, родился в 1981 году. Окончил Белорусскую государственную академию искусств, ГУК «Творческие академические мастерские живописи, скульптуры и графики». Член Белорусского союза художников с 2008 года.
На портрете праведной Софии изображена икона Покрова Пресвятой Богородицы — семейная святыня князей Олельковичей. Эта икона сопровождала святую Софию в течение всей ее земной жизни. Образ находился в жилой комнате праведницы, а после ее кончины занял место рядом с мощами святой. В 1930 году, после изъятия мощей богоборцами, икона исчезла. В память об этой святыне в 2016 году в Софийский женский монастырь Слуцка была принесена для постоянного пребывания икона Покрова Божией Матери, написанная в келии Буразери на Святой Горе Афон (Греция).
В правой руке святая София держит миниатюрную Псалтирь на церковнославянском языке. На обложке книги изображен восьмиконечный крест. Известно, что эта форма креста бытовала не только в Русском царстве, с которым она ассоциируется, но и в Великом княжестве Литовском (см., например, икону великомученицы Параскевы XVI века, происходящую из Слуцкого района и хранящуюся сейчас в Национальном художественном музее Беларуси).
Заглавие Псалтири выполнено шрифтом, который использовал белорусский первопечатник Франциск Скорина.
Значимой деталью портрета князя Юрия Олельковича является Слуцкое Евангелие — книга, которую благочестивый правитель создал сам, потрудившись в качестве переписчика. Евангелие изображено лежащим на аналое в развороте, на странице видны характерная для этого книжного памятника красочная заставка и буквица. На груди у князя Юрия в медальоне восьмиконечный крест — символ его особого покровительства Православию, искренней веры, преданности Церкви и щедрого благотворения храмам и монастырям.
Князь Януш Радзивилл предстает на портрете как поборник свободы вероисповедания в свою эпоху. Будучи кальвинистом, он вместе с тем (как гласит житийное предание, под благотворным воздействием супруги Софии) защищал в сейме Речи Посполитой права не только своих единоверцев, но и православных христиан, ограждая их от насильственного перевода в иные конфессии.
Сабля князя Януша изображена не на левом, как это диктуют живописная традиция и логика обращения с холодным оружием, а на правом бедре. С исторической точки зрения это является вольностью, но со смыслом: так инициаторы создания портрета подчеркивают, что Радзивилл отстаивал религиозную свободу своих подданных мирно — через свой политический вес, посредством законодательства. На последнее указывает королевская хартия, которая гарантировала защиту православному населению Слуцкого княжества и которая изображена в левой руке Януша.
Князь на портрете как бы умышленно прикрепил саблю к перевязи неестественно — ее неудобно вынимать из ножен левой рукой, если рабочей является правая. Это говорит о его категорическом нежелании применять силу в борьбе за свои ценности. Но если кто-то посягнет на святое право народа исповедовать родную веру и будет готов пролить невинную кровь — то клинку найдется применение, и князь Януш Радзивилл силой отстоит легальную возможность людей возносить Богу молитвы так, как им велит совесть.
Размер портретов: 140х115 см. Материалы: холст, масло.
1 апреля 2022 года, к 410-летию преставления святой праведной Софии Слуцкой, около приходского дома имени Митрополита Филарета установят памятник первому Патриаршему Экзарху всея Беларуси высотой 3,85 м, из бронзы, на гранитном постаменте.
— Слуцкие князья были просветителями, благотворителями, меценатами, под их покровительством процветала школа белорусского храмового зодчества, иконопись, культура письменности и печати. Мы обязаны воскресить их забытые имена для нашей белорусской истории. Они сохраняли то, что потом пытались переиначить на свой лад представители иных культур, утверждая, что православная вера — удел неграмотных и невежественных людей. Слуцк, как и другие древние города Беларуси, был самобытным и неповторимым благодаря Православию, и мы это должны знать, помнить, а лучшие традиции — продолжать, — комментирует архиепископ Антоний.
Теперь владыка служит в Гродно. У Православия здесь свой облик, своя глубоко укорененная в наднеманской земле традиция. Здесь есть что возрождать. Архипастырь приоткрывает замыслы:
— Нам предстоит сложная, но очень увлекательная работа по увековечиванию гродненской школы храмового зодчества XII века. Дошедший до наших дней пример такой архитектуры — Коложа, но стилистически близких ей храмов было несколько, археологи выяснили о них немало интересного. В таком стиле, даст Бог, мы планируем построить храм благоверного князя Александра Невского на Вишневце, в районе пересечения Индурского шоссе и улицы Кабяка.
Красота, созданная во славу Божию, живет в веках. Даже канув в небытие, она может воскреснуть благодаря сердцам, которые горят идеей этого воскресения. В Слуцке и Гродно мы это видим. История продолжается, главное — избрать путь созидания и идти по нему до конца.