«Высшее счастье здесь, на земле, – это любить людей и помогать им». Свмч. Иоанн Пашин, епископ Рыльский
11 марта – день памяти епископа Иоанна Пашина, новомученика и нашего земляка. За 57 лет жизни он успел сделать многое. О главном мы расскажем в нашем материале.
Вырос на примере своего деда
Родился будущий мученик в городе Петрикове Минской губернии в семье священника. Отец Иоанна умер, когда тому было три года, и ребенка воспитал его дед по матери – священник Василий Завитневич.
Отец Василий всю жизнь прослужил на одном приходе - в местечке Скрыгалов на берегу Припяти. Когда он только прибыл туда после семинарии, это был один из самых бедных приходов епархии: в приходской кассе лежало 40 копеек, церковный дом стоял в развалинах, грамотных крестьян – ни одного. Отец Василий, испытывая жалость к этим бедным темным людям, сразу взялся за обучение крестьянских детей. Его дом стал для них на многие годы настоящей школой. Позже он открыл в каждой деревне и хуторе своего прихода школы грамоты, где преподавали уже его ученики.
Отец Василий опекал и поддерживал крестьян. После их освобождения в 1861 году он помогал им добиваться лучших наделов земли, не давая помещикам обманывать своих бывших крепостных. Он был добрым, самоотверженным и внимательным пастырем. Не унывал, даже когда во время пожара сгорел его дом. Крестьяне, воспитанные им за годы пастырства, помогали ему, и на их же пожертвования был построен в селе новый храм.
В некрологе по поводу кончины своего дедушки, отец Иоанн писал так: «Отец Василий может быть уже “последний из могикан”, но таких пастырей были десятки, сотни в прошлом, и их жизнь, их “болезни и труды” для нас, нынешних пастырей Минской епархии должны служить назиданием и утешением. Эти старые пастыри перенесли на плечах своих много бед, невзгод, напастей, но они, только они спасли здесь “Русь святую” и “веру Православную”… они, только они были искренними радетелями о благе бедных, загнанных панской неволей крестьян».
Таким был дед будущего мученика. И видя его жизнь, таким же рос и Иоанн.
Отец Василий Завитневич, дед отца Иоанна Пашина
Увековечил память другого священномученика
Иоанн закончил духовное училище в Слуцке, а после этого – Минскую духовную семинарию. В 1901 году был рукоположен в священники, а с 1903 года стал служить в храме своего деда. Здесь будущий священномученик закончил начатую своим дедом часовню в честь другого священномученика – Макария, митрополита Киевского.
Макарий был возведен в сан митрополита Киевского и всея Руси в 1494 году. В то время резиденция русских и литовских митрополитов находилась в Новогрудском замке. Митрополиты, хотя и назывались «Киевскими», не посещали Киев в то время и жили в Новогрудке и Вильно. Владыка Макарий решил положить конец этому нарушению канонов и, несмотря на охваченный войной с татарами юг Беларуси, отправился в путь по Припяти. В деревне Скрыгалов он остановился для совершения литургии. Здесь на митрополита напали татары и убили его прямо в храме.
Дед отца Иоанна разыскал место кончины митрополита и начал сбор денег на устройство памятника и часовни. Отец Иоанн собрал недостающие для строительства деньги. К началу 1905 года часовню достроили, поместили туда древнюю икону свмч. Макария в богатом киоте и 1 мая того же года освятили. Частицу мощей свмч.Макария привез в Скрыгалов из Киева сам отец Иоанн. Мог ли он тогда подумать, что он, старавшийся сохранить память митрополита-мученика на белорусской земле, скоро сам станет мучеником?
Часовня в память митрополита Киевского Макария в Скрыгалове. Фото: С.Плыткевич
Боролся за просвещение и трезвость
В 1909 году отец Иоанн стал настоятелем храма вмч. Георгия Победоносца в селе Прилепы Минского уезда. В тот же год он открыл в соседней деревне церковноприходскую школу, причем расходы по отоплению взял на себя. Позже его заботами стали действовать еще четыре школы, в том числе женская. Отец Иоанн продолжал дело своего деда по просвещению крестьян, организовал продажу молитвословов, духовных книг.
Священник основал Общество трезвости на своем приходе, которое настолько увеличилось с годами (с 30 до 300 человек), что переросло в настоящее братство – со своим уставом, гимном и хоругвью – и было единственным братством трезвости в Минской епархии на то время. Эти трезвенники были настоящей опорой прихода: присутствовали на богослужениях, следили за порядком в храме. И даже добились закрытия в 1914 году единственной винной лавки в округе.
Накануне войны, в 1913 г., отец Иоанн основал кредитное товарищество, которое с началом Первой мировой войны оказывало помощь местному населению, защищал местное еврейское население от погромов.
После смерти жены и учебы в Московской духовной академии отца Иоанна рукоположили в епископа Мозырского и Туровского. Случилось это уже после революции, в 1923 году. Несмотря на начавшиеся гонения на Церковь, владыка Иоанн продолжал собирать у себя детей и учить их церковным песнопениям и Закону Божиему.
Отец Иоанн сам аккуратно и регулярно вел Прилепскую церковную летопись, которая чудом сохранилась и теперь рассказывает нам о его «прилепском» периоде.
Служил в лагере
На служение Иоанна обратили внимание власти. Главной претензией было то, что он в качестве викария посещал приходские храмы и совершал в них богослужения, а также учил детей Закону Божиему, «подрывая авторитет советской школы». Сюда добавили еще клеветнические обвинения в антисоветских высказываниях, в том, что он жил в мире с поляками и прочее.
Улик было недостаточно, однако ОГПУ приговорила епископа к ссылке из Петрикова. По окончании ссылки в 1929 году ему было запрещено жить в некоторых городах, он остался под надзором. Владыка был назначен епископом Рыльским, викарием Курской епархии.
А в 1932 году Владыка Иоанн стал жертвой сфабрикованного НКВД дела об организации «Ревнители Церкви». Этот плод фантазии НКВД включил одиннадцать томов следствия по 400-500 страниц в каждом и подверг аресту 413 человек, в том числе трех епископов, 127 священников и более 100 монахов. Владыка Иоанн будто бы возглавлял «рыльское объединение» этой организации. Он никого не оговорил и виновным себя ни в чем не признал, но несмотря на это был приговорен к 10 годам концлагеря.
За эти годы он сидел по нескольку месяцев в изоляторе, болел сыпным тифом и малярией, будучи уже инвалидом, работал на лесоповале. Ходил в тряпье и лаптях, не получая никакой помощи, но продолжал молиться и служить и в переписке говорил, что во всем предается на волю Божию, и что все равно «высшее счастье здесь, на земле, – это любить людей и помогать им».
В последнем лагере в г.Ухта его арестовали и приговорили к расстрелу. Владыка Иоанн был расстрелян 11 марта 1938 года и похоронен в общей могиле.
Владыка Иоанн в ссылке
Более подробно о жизни священномученика Иоанна Рыльского и о судьбах его родных можно прочитать в книге Г.Э.Щеглова «Светильник Христов», 2008 г.
Подготовила Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ