"Копье судьбы" Лонгина
29 октября — день памяти Лонгина Сотника, пронзившего копьем ребра распятого Христа. Если Лонгин известен как мученик лишь в среде христиан, то его копье, которое иногда называют «копьем судьбы» - всему миру.
Кто такой Лонгин?
В апокрифическом «Евангелии от Никодима» этот римский воин упоминается под именем Гая Кассия. А «Лонгин» – латинизированная форма греческого слова logche – «копьё». Позже это слово присоединили к реальному имени и получился Гай Кассий Лонгин.
Этот римский легионер, имевший за плечами множество сражений, был на закате карьеры за заслуги отправлен в относительно тихое место – в Иудею, командовать отрядом солдат под началом Понтия Пилата.
Попал в тихое место, о котором узнал впоследствии весь мир: именно отряд Лонгина стоял на страже у крестов на Голгофе, когда был распят Христос. Лонгин вонзил свое копье в ребра Спасителю, чтобы удостовериться, что Тот уже умер. Он же с несколькими другими солдатами сторожил пещеру с телом Господа и видел Его воскресение, после чего уверовали в Воскресшего.
После этого Лонгин крестился, оставил службу и ушел проповедовать Христа к себе на родину – в Каппадокию. Был казнен по приказу иудейских старейшин за проповедь христианства.
Лонгина вспоминают на каждой Литургии: при приготовлении Агнца на проскомидии священник каждый раз прободает копием Агнец и произносит слова Евангелия с воспоминанием действий Лонгина при распятии Христа (Ин.19:34).
Своим покровителем этого святого считали многие русские цари и полководцы — Иван IV, Петр I, Суворов и Кутузов.
Мощи Лонгина хранятся в римской церкви святого Августина. А вот с местом нахождения его копья дело обстоит сложнее.
Лонгин Сотник. Икона работы Фёдора Зубова, 1680 год
Четыре копья
Копье Лонгина называют Копьем судьбы или Копьем силы. По неизвестно откуда взявшемуся преданию, ее обладатель мог получить власть над миром – при условии, если копье добыто честным путём. Поэтому бесчисленное число людей хотели завладеть им – от Константина Великого до Гитлера. О нем сняты передачи, фильмы, написаны песни.
Христиане же не приписывают копью магических свойств, а почитают копье, которое коснулось Спасителя, за великую святыню. Известно о четырех вариантах ее местонахождения и, соответственно, о четырех копьях.
Первое хранится в Ватикане, в базилике св.Петра. Представляет собой наконечник без древка. Считается, что принадлежало это копье после сотника Лонгина императору Константину, Юстинину, Карлу Великому. Оно было привезено в Рим из Парижа в 18 веке. Считается, что это копье оказалось в Риме после падения Константинополя.
Копье, Ватикан
Второе копье находится в Кракове. А история у него такая. Этим копьем владел князь Ярослав, но татаро-монголы забрали эту святыню и она оказалась в руках самого Мамая. А тот, в свою очередь, выменял своих воинов в обмен на копье у Дмитрия Донского. который разбил татар на Куликовом поле Легенда говорит, что Дмитрий Донской разбил татар, естественно, с помощью копья. Русский князь подарил копье литовскому князю Ягайло за общую победу над немцами, а из Литвы святыню перевезли в Краков.
Копье, Краков
Третье копье находится в Вене. Предание говорит, что от Лонгина копье попало в Египет к первому христианину этой земли Маврикию. Но он был убит, а копьем завладели варвары. Затем каким-то образом копье оказывается в Константинополе. А позже попадает в Австрию к Габсбургской династии.
Копье, Вена
Копье Лонгина есть и в Армении и считается теперь главной святыней Армянской Апостольской церкви. По преданию, его туда его принес апостол Фаддей. Копье хранилось в монастыре в Гегардаванке («Монастырь копья»), а с 13 века – в сокровищнице Эчмиадзинского монастыря. На то, чтобы увидеть копье, требуется специальное разрешение. Последний раз на всеобщее обозрение копье выставляли в 1805 году.
Армения, Эчмиадзин
Какое из них настоящее?
О том, какое из копий является подлинным и есть ли вообще среди этих четырех экземпляров подлинное – сказать трудно. Ватиканское и Краковское копья учёные считают копиями. Правда, разные исследователи называют то одно, то другое оригиналом. Ватиканское копье ученые признают древним, однако заявляют, что изготовлено оно было после жизни Христа. Армянская Церковь и вовсе не хочет подвергать находящуюся у нее святыню экспертизе – считает это святотатством.
В любом случае, каждое копье представляет собой историческую ценность – благодаря людям, которым оно принадлежало и событиям, связанным с ним.
Вряд ли мы узнаем, какое из копий настоящее. Но, может быть, это и не столь принципиально. Ведь намного важнее не поклоняться святыни с мыслями лишь о том, что это истинная историческая святыня, а помнить о тех событиях в жизни нашего Господа, когда это копье сыграло свою роль.
Подготовила Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ