Мученики и мученицы казахстанской земли
О мучениках и исповедниках казахстанской земли, среди которых есть и наши земляки, о необходимости хранить память о них и трудностях на этом пути мы поговорили с протоиереем Валерием Захаровым, настоятелем Никольского собора г. Алма-Аты и членом Комиссии по канонизации святых Астанайской и Алма-Атинской епархии.
Фото 1. https://el.kz/en/multimedia/photos/karlag/
Мы много читали о Колыме и Соловках, но не все из нас слышали о казахстанском Карлаге или об Акмолинском лагере жён изменников Родины. А ведь на их счету тысячи жертв и большое количество мучеников – как канонизированных, так и пока безвестных. По словам Патриарха Алексия второго, которые он произнес во время своего патриаршего визита на казахстанскую землю в 1995 году, Казахстан представляет собой распростертый антиминс с мощами бесчисленных мучеников. Среди них – женщины, дети, среди них есть и наши земляки. Церковь всегда бережно относилась к памяти мучеников – потому и мучеников в святцах больше, чем остальных чинов вместе взятых. Давайте попытаемся больше узнать о них и мы.
Земля многих страданий
- Отец Валерий, что представлял собой Карлаг?
- Карагандинский трудовой исправительный лагерь был одним из крупнейших лагерей бывшего СССР. Его деятельность началась в 1930 году, а закрыт он был окончательно в 1959-м. Его территория очень обширна - это земля многих человеческих страданий и разрушенных судеб. Как и в других трудовых лагерях, заключенные не жили, а существовали в нечеловеческих условиях.
К примеру, когда сотрудникам НКВД требовалось признание, находящегося под следствием человека помещали в специальный карцер, где ему запрещалось сидеть и лежать несколько суток. Это сложно представить, но некоторые осужденные проводили в стоячем положении до 15 дней. Но, наверное, это самое безобидное, что происходило в данном месте. Множество карцеров были оборудованы под комнаты пыток, где заключенные проводили далеко не один день, многие оттуда уже не выходили. Поэтому перед дверями всегда стояли специальные носилки, на которых из карцеров выносили трупы. Несчастных подвешивали к потолку, к стенам, истязали самыми извращенными способами. Из-за сильного холода, голода, истощения многие не справлялись и умирали, наиболее слабых добивали охранники.
Жертвами Карлага стали тысячи людей, это были и дети, оторванные от матерей. Было много беременных женщин, для которых не было никаких отсрочек или поблажек. Этим бедным матерям запрещалось брать грудничков на руки, разрешалось лишь поменять мокрые пеленки. Недалеко от Карлага в поселке Долинка сохранилось Маменькино кладбище, где были похоронены сотни и сотни не сумевших выжить младенцев.
- Сколько среди заключенных было духовенства, священников, христиан вообще?
- Точное число и на сегодняшний день назвать трудно. Многие из них, конечно, закончили свою жизнь там, в узах, но кому-то удалось и выйти. Одним из них был преп. старец Севастьян Карагандинский, исповедник Казахстанской земли, в молодости бывший келейником у оптинских старцев. После освобождения из Карлага он не уехал из Казахстана, остался в Караганде. Отец Севастьян основал приход, который объединил очень многих. Его служение наложило особый отпечаток на карагандинскую паству - в советское время много людей из Караганды поступало в Московские духовные школы. Бывший белорусский Экзарх, Владыка Павел, тоже родом из Караганды. И отец Севастьян, священноисповедник, крестил его в младенчестве.
Среди узников Карлага и расстрелянные свмч. Евгений Зернов, митрополит Горковский, и свмч. Захария Лобов, архиепископ Воронежский, и Стефан Андриенко, архиепископ Арзаманский, скончавшийся в Карлаге. Имен очень и очень много. В лагере было не только много монахов и священников, но и монахинь и просто верующих людей. Список по сегодняшний день пополняется.
«Таких, как он, в те годы были единицы»
- День памяти Казахстанских новомучеников празднуется в первое воскресенье после дня памяти епископа Верненского Пимена. Он считается первомучеником вашей земли. Что это был за человек?
- Пимен Белоликов (в миру Пётр Захарьевич Белоликов) с детства был устремлен к монашеству. Он говорил, что рос в исключительно счастливых для духовной жизни условиях. По материнской линии Петр был далеким родственником св.Иоанна Кронштадского, вел с ним переписку.
Епископ Пимен был по-настоящему бесстрашный человек и миссионер для язычников. Он много потрудился в Урмии (современный Иран), сумел через знание разных языков проникнуть в мировоззрение и культуру многих народов, которым проповедовал. Трижды назначался в миссию.
Мне посчастливилось разговаривать с людьми, весьма престарелыми, которые еще помнили Владыку. Одна женщина вспоминала, что когда она была еще маленькой девочкой, мама разрешала ей приходить в дом святителя Пимена. Владыка с большой любовью принимал детишек, угощал конфетами и пряниками, общался с ними, молился, рассказывал интересные истории из Священного Писания и жизни святых. Это оставило добрые отпечатки в сердцах многих и многих людей.
Вернувшись на Родину в 1917 году, епископ Пимен стал открытым обличителем пришедшей новой власти безбожников-большевиков. Таких, как он, в те годы были единицы. Его проповеди названы были контрреволюционными. Епископ Пимен совершенно открыто говорил о творящихся вокруг преступлениях. О том, каким он был пастырем, архиереем и человеком, говорит тот факт, что после его подлого убийства большевиками в г.Верном (современная Алма-Аты – прим.) в 1918 году в городе поднялся мятеж и был организован многолюдный митинг, во время которого люди требовали выдать тело Владыки, которое, к сожалению, не было обретено по сегодняшний день.
А арестовал и убил его отряд Мамонтова 16 сентября 1918 года в роще Баума в семи верстах от Верного. Сегодня это черта самого города. Красноармейцы не могли поднять на этого святого человека руку. И тогда только Мамонтов, как свидетельствовали очевидцы, практически в упор расстрелял Владыку в грудь. Его тело в белом подряснике было найдено прикрытым листвою. Но признаться в преступлении новые власти побоялись, и на следующий день в «Вестнике Семиреченского трудового народа» был напечатан приказ о мнимой высылке мятежного епископа и угрозе всем сочувствующим. На месте убийства Владыки в течение многих лет был виден ровный прямоугольник из красного мха размером с человека, который нигде поблизости больше не рос. Сейчас на этом месте стоит небольшой гранитный памятный обелиск.
Обретение мощей Владыки Пимена было бы важным и знаковым событием для нашей епархии. Сейчас таким знаковым моментом является то, что день памяти новомучеников Казахстанских празднуется после дня его памяти.
Женщины-мученицы
- В соборе Казахстанских святых, в отличие, к примеру, от собора Белорусских святых, есть женщины. Кто они?
- При Карлаге было подразделение, организованное в 1932 году – концлагерь в Акмолинской области для так называемых жен изменников Родины. Узницы иронично прозвали его АЛЖИРом («Акмолинский лагерь жен изменников Родины»). Сюда в начале 30-х годов привозили переселенцев из Беларуси, Крыма, Украины, Молдавии других регионов России. В этот лагерь попадали женщины самого разного социального положения – врачи, экономисты, музыканты. Были и те, у кого в графе «специальность» было пусто. Там было и много верующих людей – не только православных, но и мусульман, иудеев. Основной виной, которая им инкриминировалась, было даже не то, что они жены изменников Родины, а то, что они верующие люди.
Кто-то из них, живя в нечеловеческих условиях, озлоблялся, кто-то терял любовь к ближнему, впадал в грех осуждения - это естественная человеческая ситуация. Но многие до последней минуты жизни хранили веру, надежду и любовь.
Известны 12 акмолинских узниц, которые причислены к лику святых – Евдокия Прохоровна Андрианова, Анна Антоновна Водоланова, Акилина Степановна Дубовская, Наталья Федоровна Копытина, Александра Михайловна Смолякова, Ирина Лаврентьевна Гуменюк, Ксения Михайловна Радунь, Марфа Ивановна Дударенко, Домна Ефимовна Василькова , Татьяна Игнатьевна Кушнир, Наталья Семеновна Карих, Иустина Матвеевна Меланич.
- Почему канонизировали именно их?
- Были известны их имена. Комиссия по канонизации рассматривает дела многих и многих заключенных. И здесь существуют определенные требования. Самое главное из них – чтобы человек до конца своих дней сохранил православную веру, чтобы он не оклеветал другого человека, чтобы из-за него не пострадали другие, чтобы он не озлобился. К сожалению, были такие случаи, когда тот или иной узник в злобе начинал проклинать не только советскую власть, но и Бога. Конечно, все это внимательно взвешивалось, рассматривались личные дела. И были выбраны эти двенадцать женщин, которые ныне прославлены в лике святых. Конечно, число 12 – это очень условная единица. Под этой цифрой скрывается много десятков, а то и сотен людей, которые пока не явлены нам, но которые сегодня предстоят перед Богом. Не все святые известны земной Церкви, многие откроются нам уже в жизни будущего века.
Главный урок Владыки Иосифа
- Отец Валерий, я знаю, что Вашим духовным отцом был митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф Чернов, наш земляк, 17 лет проведший в ссылках и лагерях. Расскажите, пожалуйста, о нем.
- Владыка часто вспоминал истории из своего детства и свою Родину. У него до конца жизни сохранился белорусский акцент, несмотря на то, что в Беларуси он провел только детские и юношеские годы.
Родился он в Могилеве – туда был назначен в то время его папа-военный. В детстве Ваня, будущий Владыка Иосиф, любил с детьми на чердаке играть «в церковь» и был всегда непременно архиереем – как он говорил «Могилевским и Мстиславским». Брал мамин сарафан, который служил ему саккосом, надевал на голову тыкву вместо митры.
Владыка вспоминал один случай. Однажды мальчики подали ему свечи – «дикирий» и «трикирий», и он, высоко подняв эти свечи, начал произносить молитву «Призри с небеси, Боже» и нечаянно поджег веники, которые мама оставила сушиться на чердаке, повесив их под потолком. Благо соседи увидели и быстренько затушили. Но это, разумеется, вызвало гнев мамы. Ваня спрятался в печку, но когда увидел, что Алексея, младшего брата, бьют «за веру», вылез и сказал: «Раз его бьют, то и меня побейте».
Началось служение будущего Владыки с 17-летнего возраста, когда он поступил в Белыничский монастырь Могилевской области. И когда он находился перед Белыничской иконой Божией Матери, из его уст прозвучал обет, который станет во главу всего служения будущего митрополита и даже тех лет, которые ему довелось провести в лагерях: «Матерь Божия, прими меня в монастырь! Буду молиться, буду работать!».
Владыка был назначен на Алма-Атинскую кафедру в 1960-м, в очень непростой период, когда так называемая хрущевская оттепель обернулась для Церкви лютейшим морозом. Удивляло то, что он, будучи митрополитом огромной епархии, которая распростиралась на тысячи километров, был очень скромным, добрым и отзывчивым человеком. Он мог легко найти язык с любым – будь то ребенок, или профессор.
Каждое его богослужение становилось праздником для всех, кто вместе с ним молился в храме – он очень благоговейно служил. Владыка очень любил проповедовать и проповедовал ярко и продолжительно – минут сорок. Но мы слушали его, затаив дыхание. Удивительно, но к воскресной проповеди он начинал готовиться с понедельника.
Я получил от него благословение на поступление в Московские духовные школы, и он меня назначал на служение своим архиерейским указом в Никольский собор Алма-Аты.
В этом году исполняется 45 лет со дня его блаженной кончины. Память о Владыке жива. Останки его перевезены в Софийский собор Иверского женского монастыря Алма-Аты. И к его белой мраморной гробнице каждый день приходит нескончаемый поток людей. И я, много общаясь с людьми, знаю, что многие прошения бывают услышаны.
Что больше всего поражало – Владыка никогда не унывал. Я могу об этом свидетельствовать из личного опыта. Все заражались от него радостным настроем его ума и сердца. Это удивительное свойство тех людей, которых мы сегодня называем новомучениками и исповедниками. То же самое говорили и о старце Севастьяне Карагандинском и о многих других людях, которые пережили страшные годы лагерей, ссылок, тюрем. Они сохранили не только жизнелюбие, но и жизнерадостность. Они всё воспринимали как волю Божию и всему радовались. Это один из самых главных уроков, который преподал мне не только Владыка Иосиф, но и все новомученики и исповедники нашей Церкви.
Пополнение мартиролога
- Отец Валерий, Вы член комиссии по канонизации святых Казахстанской епархии. Будет ли мартиролог пополняться новыми именами Казахстанских мучеников?
- Те имена, которые я перечислял в нашем разговоре - это малая толика из списка, который можно было бы воспроизвести. Более 200 (и этот список будет пополняться) страдальцев за веру Христову сегодня причислены к лику святых новомучеников и исповедников Казахстанской земли. Это, опять же, условная цифра. Пострадали тысячи и тысячи людей. В одном Карлаге за все время его существования находилось более 1 миллиона человек. Страшно представить, сколько их пострадало на всей Казахстанской земле, и в других странах.
Но к сожалению, доступ к архивам сегодня весьма ограничен – и не только в Казахстане Нет возможности полноценно исследовать подвиг того или иного человека - быть может, дело в защите персональных данных или в существовании госсекретов. После Собора 2000 года Синодальная комиссия по канонизации святых ужесточила требования, подаваемые на канонизацию.
Но работа ведется. Мы собираем данные о тех, кто еще не причислен к лику святых, а также о канонизированных людях, чье жизнеописание было кратким. Отыскиваем новые публикации, документы, чтобы максимально раскрыть подвиг служения в ту страшную эпоху запретов и гонений, которая выпала на их плечи.
У нас в Казахстане есть особый проект – «Туркестанская Голгофа». Он выложен на всех официальных сайтах, и направлен на поиск людей, которые могли бы поделиться информацией о том или ином мученике. С помощью проекта мы можем узнать новые имена страдальцев за веру, составить и опубликовать их биографии, воспоминания и документальные свидетельства об их подвиге. Что касается воспоминаний, здесь есть одна сложность – чем дальше уходит время, тем меньше остается воспоминаний, тем меньше остается в живых тех, кто мог бы нам что-то рассказать.
Мы должны так же бережно и кропотливо, как ранняя Церковь, относиться к памяти тех людей, которые в непростые годы прошлого века пострадали за веру Христову. Во-первых, мы не знаем, что с нами будет завтра. Во-вторых, враг рода человеческого, меняя свое обличие и тактику, всегда остается тем самым зверем, о котором свидетельствует апостол Павел в одном из своих посланий, сравнивая его со львом рыкающим, который ходит и ищет, кого поглотить. А подвиг новомучеников – это пример того, как должен жить человек, чтобы высоко нести свое звание христианина в своей жизни.
Беседовала Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ