Пять изображений Покрова
Единый иконографический канон Покрова Пресвятой Богородицы не утвержден, потому мы имеем сотни различных изображений этого праздника. Расскажем о нескольких из них – от самых древних до современных.
1. Самое древнее
Одно из самых первых на Руси изображений праздника Покрова можно увидеть на вратах Рождественского собора в Суздале. Относятся они к XII-XIII вв. В это же время на Руси стали возводить первые храмы в честь Покрова Божией Матери.
Икона на суздальских вратах выполнена в технике золотой наводки по черненым медным пластинам. Богородица в окружении ангелов в трехчетвертном повороте воздевает руки к Спасителю, и ее покров находится у них над головами – подобно надутому парусу или куполу. В дальнейшем Богородица будет изображаться в фронтальной позе, а ангелы – парящими в небе.
2. Суздальско-новгородское
Впоследствии для изображения Покрова сложилось два основных иконографических типа: «суздальский» и «новгородский». В первом случае Божия Матерь изображается перед храмом и простирает свой омофор над всеми присутствующими. Внизу в центре обычно располагается амвон, на котором стоит святой Роман Сладкопевец со свитком в руках. А во втором случае плат поддерживают ангелы, а Сама Богородица находится внутри храма над закрытыми царскими вратами. Часто на иконе присутствует смешивание двух этих типов.
Такое смешение видно, например, на иконе из Софийского собора Новгорода (конец XV в.). Покров Божией Матери выделен ярко-красным цветом – этим подчеркивались слова в житии святого Андрея о том, что простираемый плат был «молнии подобен». Навес на колоннах (киворий) указывает, что Богородица молится в алтаре. Внизу со свитком изображен св.Роман Сладкопевец, а среди людей справа – блаженный Андрей, которому было дано видение во Влахернском храме. Кроме святых (с нимбами) и молящихся в храме людей (без нимбов) здесь изображен и патриарх в ризах, и царь в короне.
3. Белорусское
Уникальная белорусская икона Покрова Пресвятой Богородицы, датируемая 1751 годом, хранится в Национальном художественном музее г.Минска. На этой иконе фигура Богородицы увеличена в отличие от традиционного изображения. Распахнутый плащ Богородицы – скорее католическая традиция, поэтому можно сказать, что икона эта – униатская, хотя вывезена в музей была из православной церкви г.Молодечно. Икону отличает богатый фон с орнаментом.
Отличительной особенностью белорусских и украинских икон является изображение на них реальных исторических персонажей. Так, на этой иконе изображен Сигизмунд III, великий князь литовский и король польский – в воинских доспехах XVI века и горностаевой мантии. За его спиной стоит покровитель Литвы, канонизированный великий князь литовский Казимир Ягелончик. А слева в углу - Игнатий Завиша - представитель знатного шляхетского рода, маршалак ВКЛ, основавший монастырь рядом с Молодечно, откуда и происходит эта икона. По словам заведующей отделом древнебелорусского искусства Художественного музея Елены Карпенко, «это пример объединения религиозного и светского искусства, его близости к человеку».
4. Казачье
К 1836 году относится икона с изображенными под покровом Богородицы казаками.
Божию Матерь украинские казаки всегда считали своей покровительницей, Ее образ изображали на хоругвях, служили накануне битв перед ее иконами молебны. Сохранилось предание о том, что во время битвы при турецкой крепости Азов казакам явился образ «жены прекрасной в багряной ризе». И именно в преддверии праздника Покрова турецкая армия сняла осаду и ушла из Азова. В этом казаки увидели особую помощь от почитаемой ими Божией Матери.
К этому времени относится создание нового типа иконы – «Казацкая покрова». На ней иконописцы под омофором Божией Матери изображают украинских иерархов, гетманов, старшину и казаков.
5. Современное
Один из образцов современной иконы Покрова – труд американского иконописца. Божия Матерь простирает свой белоснежный омофор над современным городом. Городом, где живут злые и добрые люди, христиане и безбожники, где построены не только казино и ночные клубы, но и больницы, хосписы, школы и где стоит православная Церковь. Этим подчеркивается, что Божия Матерь ходатайствует перед своим Сыном обо всех людях и над всеми распростерла свой, «ширше облака», покров.
Подготовила Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ