Протоиерей Михаил Велисейчик: "Мы павінны выхаваць чалавека праваслаўнага"
Что могут и что не в силах дать воскресные школы? Какими должны быть их учителя? Накануне 1 сентября мы поговорили с людьми, имеющими непосредственное отношение к воскресным школам нашего города.
Фото 1. Николай БАЙДА
«То, что мы сеем, то, что потом вырастет – зависит от нас»
Юлия Бородинчик, директор воскресной школы и детского сада при Покровском соборе г.Гродно
Матушка Юлия – директор уникального для Гродно проекта – православного детского сада под названием «Зернышки». Эта инициатива существует уже год и собрала много самых добрых отзывов.
- Кто придумал «Зернышки»?
- Это инициатива настоятеля. Он давно вынашивал в мыслях проект, который бы дал детям и общеразвивающее, и церковное образование. Мы долго думали над названием, но «зярняткі» сразу поддержали. То, что мы сеем, что потом вырастет, зависит от нас. От педагога очень многое зависит и в саду, и в начальной школе - какое отношение у ребенка потом будет к школе, к жизни, к друзьям.
- Как проходит ваш день?
- Наш класс рассчитан на 8 мест. Занятия проходят до обеда, вечером – кружки. С утра у нас зарядка, два занятия, молитва, чаепитие. По вечерам – подготовка к школе, музыкальный кружок. По будням я вожу ребят на службу.
В отличие от сада, где почти все занятия, кроме музыки, ведет один преподаватель, у нас рисунок ведет художник, музыку – выпускник консерватории, подготовку к школе – филолог. То есть преподаватели могут давать знания на более высоком уровне и всё в игровой форме, подстраиваясь под детей.
- А как с дисциплиной? Вы можете, например, поставить непослушного ребенка в угол?
- Ну, в угол я не ставлю и своего ребенка дома, потому что считаю это неэффективным. Мы с детьми разговариваем, пытаемся объяснять. На крайний случай у нас есть система наказаний – приседаем 10 раз (улыбается). Конечно, дисциплина должна быть. Если у детей не будет никаких рамок, им будет очень сложно и в школе, и в жизни. Мы приучаем детей, чтобы каждый убирал за собой. Завели даже волшебную мусорку – старую коробку, в которую я выбрасываю то, что не убирают за собой дети. Когда все игрушки закончатся, малыши поймут, что так делать нельзя. Мы ежедневно назначаем дежурных, которые следят за порядком в классе и на кухне.
- Какую главную задачу Вы ставите перед преподавателями?
- Они должны воспитывать в детях любовь и дружбу между собой. Ну и конечно должна быть большая работа с родителями. По каждому ребенку конкретно мы даем рекомендации.
- И как – родители довольны?
- Некоторые приходили к нам со стереотипами – если сад при храме, значит, уровень будет так себе, чуть ли не дремучий. А потом приятно удивлялись. У нас есть мама, которая привозит малыша из деревни под Гродно. Даже зимой они не пропустили ни одного занятия. Мне приятно слышать хорошие отзывы. Да и детям у нас нравится. Они не плачут, когда приходят к нам, плачут, когда их забирают (смеется).
А еще у нас для воскресной школы и «Зернышек» проходят семейные вечера. Усаживаем каждую семью за свой стол, каждый вечер – своя тема. Делаем картины из шерсти, рисуем, занимаемся пластилинографией. Малыши могут отвлечься и прийти поиграть в класс «Зернышек». Потом все семьей пьют чай.
- Почему такой прекрасный проект у нас единичный?
- Трудно сказать. Я только знаю, что должна быть огромная поддержка настоятеля – и материальная, и моральная. Если он горит так же, как и мы, если готов поддержать новые идеи – всё получится.
«Детям нужна живость знаний»
Ольга Арсентьевна Арсеньева, завуч воскресной школы во Владимирской церкви г.Гродно
Ольга Арсентьевна работает в школе 14 лет. Начинала еще в вагончиках, в то время как здание воскресной школы еще только строилось. В то время было 4 класса по 10 человек. Сейчас же учеников порядка 180-200. В школе 11 преподавателей.
- Замечали ли Вы, что за эти годы дети изменились?
- Да. Они живые, они требуют внимания, но с удовольствием слушают живой рассказ, связанный с повседневной жизнью - т.е. когда это не оторвано от реальности. Раньше, что греха таить, мы воспитывали больше на страхе (смеется). А сейчас детям нужна живость знаний. И если ты им интересно доносишь, если приводишь интересные примеры, то это доходит.
Хотя, конечно, раньше дети были более активными. Теперь я оправдываю их непомерной загруженностью, у них и внимание рассредоточено из-за того, что слишком много информации вокруг. Раньше они активнее участвовали в нашем молодежном братстве, в разных акциях. Мы помогали детскому дому, ходили в Дом ветеранов, покупали продукты для социальной столовой. Теперь, конечно, этого меньше.
- Вы разработали курс подготовки к первой исповеди для малышей. Как он выглядит?
- У меня три набора в год, каждый включает 10 занятий. С малышами мы начинаем разговор исподволь - об окружающем мире, о природе, о том, какие процессы в ней происходят. И постепенно подходим к тому, что у этого удивительного мира есть Творец и Создатель. Так мы начинаем потихоньку знакомиться с Богом. Я даю всё очень коротко, ведь дети маленькие. В процессе мы разбираем 10 заповедей на примерах из сказок и мультфильмов. Дети мне сами подсказывают.
Первая исповедь проходит празднично. На Литургию малыши приходят вместе с родителями, крестными, бабушками. Мы выдаем свидетельства, небольшие подарочки. Как правило, делаем для них еще постановку батлейки - показываем, что у нас в воскресной школе есть и такое направление. Скажу, что практически все дети потом записываются в нашу воскресную школу.
- Что главное нужно дать ребенку в воскресной школе?
- Стержень веры. Чтобы он понимал, что он никогда не будет одинок, что он всегда с Богом. Со старшими детьми мы беседуем о современной жизни и о роли в этой жизни Бога, чтобы не забывать о Нем, когда выйдешь за порог храма.
«Мы всегда говорим родителям: «Вы первые, а мы к вам в помощь»
Светлана Павловна Бенаш, директор воскресной школы собора Всех белорусских святых г.Гродно
Светлана Павловна в воскресной школе с 2009 года. Она была регентом, но во время декретного отпуска ее, как педагога по образованию, попросили выйти и помочь с воскресной школой, которая разрасталась. С тех пор она работает с детьми.
- Почему родители отдают детей в воскресные школы?
- У нас 50-70 процентов детей из нецерковных семей. Когда-то это было модно – родители отдавали детей «с целью гармоничного развития личности». А в последнее время часто слышишь: «Мы с ним не справляемся, сделайте с ним что-нибудь». Это самое тяжелое. Потому что, как правило, при такой цели ребенка к нам приводят насильно – как в исправительную колонию. Он это ощущает и всячески сопротивляется.
Я всегда говорю, чтобы серьезнее думали, нужна ли им воскресная школа. Можно замечательного христианина вырастить, не посещая ее. Современная воскресная школа, как мне кажется, больше удовлетворяет потребности людей невоцерковленных. Если бы все дети регулярно ходили на Литургию, регулярно причащались, если бы в семьях это поддерживалось, то я думаю, что и программа у нас была бы другая. А так, если папа привозит ребенка в храм, а сам в машине играет в телефоне, как я буду рассказывать ребенку, что нужно быть на службе?
- Какая главная задача воскресной школы?
- Я считаю, что не образовательная, а воспитательная. У нас нет цели подготовить будущих семинаристов. За час в неделю сформировать мировоззрение ребенка не способен никакой даже самый талант педагог. Я считаю, что все семинаристы, которые на нашем приходе появились, это, прежде всего, заслуга семьи, настоятеля, который их, быть может, вовремя рассмотрел. А мы уже в помощь.
Мне кажется, что многие воскресные школы на каком-то этапе переоценивают себя. Мол, если все организовать правильно, то все получится. Мы забываем про промысел Божий. Мы можем приложить массу усилий и все сделать правильно, а результат получить не такой, как мы ждем.
Поэтому мы больших задач не ставим. Я детям говорю: неважно, кем вы станете, лишь бы вы были людьми. Исходя из всего этого, мы решили, что не будем переоценивать свою роль. Мы всегда говорим родителям: «Вы первые, а мы к вам в помощь».
- Катехизаторских курсов достаточно, чтобы преподавать?
- Нет. Единственный вывод после курсов, который я сделала для себя – они совершенно не готовят для воскресных школ, хотя это было одной из их задач. Там дают знания, но как переносить эти знания – через какие методы, программы – непонятно. Поэтому, например, образованным людям с высшим богословским образованием трудно с детьми – дети их не слушают.
Когда школы только начали возрождаться, за них взялись те, кто сам только что пришел к вере. А когда человек горячий, он может напороть кучу ошибок, у него очень категоричное мышление.
Знания без души, без веры могут сделать только хуже, а не лучше. Те дети, которые отлично сдают экзамен, не появляются больше в храмах. Поэтому знания как раз таки не самое главное.
«Мы павінны выхаваць чалавека праваслаўнага, паказать лад жыцця праваслаўнага чалавека»
Протоиерей Михаил Велисейчик, инспектор работы воскресных школ Гродненской епархии
Отец Михаил 19 лет проработал учителем в школе, имеет опыт работы в воскресной школе. Мы спросили его, какие мероприятия по организации работы воскресных школ запланированы на новый учебный год.
- Вучэбныя планы гродненскім школам раздадзены ўжо некалькі год таму, разлічаны яны на 5 год. У нас у горадзе больш-меньш парадак. Былі планы правесці метадычную работу з настаўнікамі па благачыннях. Але, на жаль, у сувязі з неспрыяльнай эпідэміалагічнай сітуацыяй, гэта пакуль што заглохла.
У Гродна метадычная работа была пастаўлена як належыць. Два разы ў год праходзіла пасяджэнне настаўнікаў нядзельных школ, дзе быў і даклад, і мерапрыемства ў выглядзе адкрытага уроку, мы запрашалі людей, якія маглі падзяліцца вопытам работы.
Фото: Николай БАЙДА
- Каким должен быть, по Вашему, учитель воскресной школы?
- Настаўнік нядзельнай школы ў першую чаргу павінен быць чалавекам веруючым, малітоўным, які сур’езна адносіцца да той справы, якая яму даручана. Трэба, как урок быў цікавы, рэзультатыўны, каб ён прыносіў вынік. Настаўнік павінен ведаць методыку ўрока, умець і матэрыял данесці, і патрабаваць, і дзіця не напалохаць, і не стаміць яго.
Настаўнік павінен да кожнага ўрока рыхтавацца. Каб ты ішоў і ведаў, што ты на занятках будзеш рабіць. Калі не падрыхтуешся, дзеці адразу гэта зразумеюць і больш да цябе не пойдуць. Вось чаму патрэбен і календарны план, і рабочы.
Таксама настаўнік павінен быць эрудытам, ведаць матэрыял, літургіку, біблейскую гісторыю. Каб ты сам ведаў тое, што ты хочаш дзецям данесці. Або ці можа чалавек навучыць маліцца, калі ен сам не моліцца? Калі я сам працаваў у нядзельнай школе, я на кожным занятку ўдзяляў 5-10 хвілін чытанням малітваў, каб вучні ведалі хоць пачатковыя з іх і Сімвал веры. А то на гутарках з успрыемнікамі перад хрэсьбінамі яны прызнаюцца: вучыліся ў нядзельнай школе, але нічога не памятаюць.
- Почему так происходит?
- Настаўнік, можа, і сумленна адносіцца. Але у нас праца пабудавана на ўласнай ініцыятыве. А ў Польшчы, напрыклад, калі чалавек атрымлівае дакумент аб заканчэнні школы, там стаіць адзнака і па рэлігіі. Ну, і павінна быць сумесная з бацькамі праца. Мы павінны выхаваць чалавека праваслаўнага, паказать лад жыцця праваслаўнага чалавека.
- Вы согласны, что учитель – одна из самых сложных профессий?
- Усе залежыць ад тваіх адносін. Ці любіш ты дзяцей, ці любіш людзей, з якімі маеш адносіны?
Мне часта прыходзіцца весці размову з моладдзю, якая атрымала адукацыю, але яна ёй не падабаецца. Дарагая, дарагі, давай вернемся на той момант, калі ты паступаў. Як ты хацеў паступіць, прасіў Бога дапамагчы. Ты гэтую спецыяльнасць атрымаў, табе Бог даў тое, што ты хацеў, дык навучыся цаніць гэта. Працуй і радуйся.
Беседовала Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ