Минская икона Богородицы: от первого века до наших дней
26 мая – день празднования Минской иконы Божией Матери. 520 лет прошло со дня ее чудесного появления в Минске. Вспомним основные моменты истории этого образа.
1 век: список со списка
Предание говорит, что автор этой иконы – св.евангелист Лука. Напомним, что в Русской церкви Луке приписывается авторство 10 икон, на Афоне и Западе – 21. Понятно, что Лука не мог написать все эти образы, но как говорит иконописец и богослов Л.А. Успенский, «все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом. <…> …Церковь подчёркивает преемство благодати и силы, присущих всем спискам этих икон, как воспроизводящим (со свойственными им символами) подлинные черты Божией Матери, запечатлённые евангелистом».
Т.е. назвать автора Минской иконы точно нельзя. Есть лишь сведения, что она долгое время находилась в Херсонесе (Крым).
10 век: из Крыма в Киев
Полагают, что в конце 10-го века икону перевез в Киев великий князь Владимир после своего крещения в Корсуни (Херсонесе) в 988 году. Икону он поместил в церкви Успения Божией Матери, которую называли Десятинной (т.к. на нее шла десятина всех княжеских доходов). Эта церковь была первым каменным храмом на Руси.
1240-1482 годы: время нашествий
В 1240 году Киев был разрушен татаро-монголами, разрушена была и Десятинная церковь. Судьба иконы после этого точно неизвестна, но в последующие годы она могла находиться в киевском соборе Святой Софии.
В летописи говорится, что в 1482 году, во время очередного набега татар, захватчики бросили икону в Днепр, сорвав с нее ризу и драгоценные украшения.
1500 год: Менеск
Образ Богородицы по рекам Березина и Свислочь доплыл до Минска – за два дня до праздника Успения. Жители города достали икону из воды и торжественно перенесли в замковую церковь. Жители города стали глубоко почитать икону, явившуюся к ним таким чудесным образом. Божья Матерь отвечала на их молитвы - Минская икона защитила в 1505 году тех, кто находился в замке, от татаро-монгольской орды.
В 1591 году Божия Матерь появилась на гербе города - в голубом небе в окружении ангелов.
Герб Минска после получения Магдебургского права
1835 год: пожар в соборе
В XIX веке Минская икона находилась в соборе Петра и Павла (взорванном в 1936 г.). В 1835 году в церкви случился пожар, но икону удалось спасти. Позднее супруга минского губернатора пожертвовала иконе новую серебряную вызолоченную ризу.
Петропавловский собор (бывшая церковь Святого Духа) в Минске
Первая половина ХХ века: грабёж и лишения
В 1914 году перед Минской иконой молился император Николай II. Список иконы жители города преподнесли ему в дар.
Весной 1922 года большевики изымали церковные ценности и сняли с Минской иконы ризу и украшения. Прихожане собрали деньги для их выкупа, но власти, забрав деньги, ризу не отдали.
После взрыва Петропавловского собора икону забрали в краеведческий музей. Во время Великой Отечественной войны одна минчанка упросила немецких оккупантов отдать образ. После окончания войны Минская икона была помещена в Свято-Духов собор, где находится и сейчас.
1990-е годы: слои времени
В 1990-е годы Минская икона была передана художнику-реставратору, который выяснил, когда происходили обновления образа. Так, в середине 19 века Божией Матери были дописаны корона и скипетр в руке, что соответствовало западному влиянию, но не было принято в Византии, в изначальном варианте.
А в 1999 году еще один иконописец провел рентгенографические исследования и восстановил первозданный образ иконы. Согласно исследованиям, икона оказалась гораздо старше 16 века – времени, когда она явилась в Минске.
Тропарь Пресвятой Богородице перед Минской иконой
На водах Свислочи явилася еси, Пренепорочная Отроковице, от Царьграда и Киева Богоспасаемому граду Минску милость показа, просвети нас грешных сиянием Своим, яви яко присно силу Твою, спаси нас предстательством Своим и избави от навет вражиих, Тя бо необоримому стену и едину надежду имамы.