Главная » Библиотека » Публикации » 2020 » 08 » 07 » Коложане. Часть вторая

Коложане. Часть вторая

К престольному празднику Борисоглебской церкви мы подготовили еще одну публикацию, в которой люди рассказывают, что делает их приход настоящей общиной. Хотите узнать, как там лазят по крышам, пишут стихи и ответственно относятся к своему храму – читайте в нашем материале.

Света Кулиш: «Раковина, в которой моются кружки после чаепития, способствует созданию общины ничуть не хуже, чем Чаша Причастия»

В 2014 году Света ехала работать певчей в гродненский монастырь, но волей случая попала к отцу Александру Болонникову. Они были знакомы еще с семинарии, и отец Александр знал: бритая девушка в кедах и юбке в пол – это очень православно, если мы говорим о Свете.

Она осталась в Коложе жить и вела воскресную школу, социальную работу и помогала на клиросе. А еще влилась в компанию веселых православных молодых людей, которые жили в новой Коложе.

«Я побыла там только год, но это было прекрасное время, - говорит Света. – Мы с девчонками гоняли в футбол, играли на гитаре, пели, по вечерам смотрели фильмы. Постоянно шутили, пили чай, разговаривали. Или могли нажарить целый тазик драников и целый вечер уплетать их. Это было золотое время, было весело, была искра!»

В Коложе Света очень сдружилась с Катей, которая тоже там жила. Хотя с первого взгляда они друг другу совсем не понравились. Но потом, ухахатываясь на одной из вечерних посиделок, присмотрелись друг к другу: если мы смеемся с одних шуток, не такие уж мы и разные.

«Мы стали общаться и общались очень хорошо, - говорит Света. – Ко дню Катиных именин я подсунула ей кружку ручной работы. Эскиз кружки мы разработали вместе с одной из прихожанок, которая занималась их изготовлением. Почему подсунула? Я не могу дарить подарки, произнося поздравительную речь, в торжественной обстановке и прочее. Катя подарок приняла, но сказала: «Если ты и на мой День рождения так сделаешь, я тебя не прощу. Я хочу, чтобы ты меня поздравила лично, как нормальный человек».

И как, по вашему мнению, поздравила ее Света? В 12 ночи взяла купленную в качестве подарка кота-подушку, надула шарики, нацепила для антуража свадебное платье, которое кто-то оставил в воскресной школе для утренников и полезла по крыше к Катиному окну. Потому что стучать в дверь и поздравлять на словах – банально.

«Из окна своей комнаты выбираться было неудобно, дождь со снегом накрапывает, окно бьет по голове, ветер. Кое-как залезла на конек крыши. А потом Катя услышала непонятный грохот. Все хорошо, это просто я скатилась с конька, пронеслась мимо Катиного окна, стукнула в него и оказалась в конце этого ската. Катя открывает окно, а я ей подарок кидаю: «Я хочу, чтобы этот кот сегодня же ночевал у тебя!» В общем, это был незабываемый День рождения. Но Катя потом почему-то еще долго не хотела никаких сюрпризов».

Веселились в Коложе не только люди, но и животные. Например, в живом уголке. Помимо хомячков, рыбок и черепашек, там жила шиншилла, которая всегда ждала Свету, чтобы поиграть с ней в догонялки. То Света бежит за шиншиллой, то она за ней по ступенькам.

Но конечно, в Коложе не только дурачились, но и работали. Вязали вербочки вместе с прихожанами, вырезали украшения из бумаги к Рождеству, дежурили в свечном ящике.

«Взаимовыручка была безусловной. Катя вела уроки у младшей группы воскресной школы. Если ей надо было подготовить какие-то материалы, подключались все, кто мог: рисовали, клеили, вырезали. Помню, Дима Колесников однажды где-то достал сена и через весь город нес его, что сделать рождественский вертеп, - улыбается Света».

Света в Коложе занималась социальной работой. Просто пришла в отдел социальной защиты и попросила начальника: дайте, пожалуйста список нуждающихся:

«Я получила список и села на телефон. Кто-то просил ходунки, кто-то приглашал священника, кому-то мы собирали пищевые наборы. На проспекте Строителей жила семейная пара, жена слегла, так как не могла держать равновесие. Мы узнали, что по выходным к ней не ходят соцработники и сиделка из Красного Креста и стали в эти дни приходить сами. Ухаживали, делали массаж, выполняли разные небольшие поручения. Т.е. достаточно оторваться от дивана, и многое начинает двигаться».

Света говорит, что многие сейчас стонут: при храмах нет общин. А ведь можно самим создавать ее, как это случилось в Коложе:

«Татьяна Евгеньевна, которая работала на кухне, показала мне очень важный момент. Возьмем чаепитие после службы, на которое постоянно священники приглашают прихожан. На самом деле раковина, в которой моются кружки после чаепития, способствует созданию общины ничуть не хуже, чем Чаша Причастия. Для того, чтобы привлечь новых людей в уже сложившуюся коложскую общину, Татьяна Евгеньевна просто просила кого-нибудь ей помочь. Пока женщины посуду помоют, приберут, они между собой знакомятся. А при них и дети начинают смелее ходить.

Новенькие, которые приходили на чаепитие в первый раз, видели, что здесь собрались люди из разных концов города, и при этом все знают, как кого зовут, у кого какие дети, у кого что на работе, кто когда на пенсию…. Такое ощущение, как будто собралась огромная семья со всего света на юбилей любимой бабушки. И я помню удивленные глаза этих новичков, которые увидели реальное живое общение людей, которые на самом деле друг друга знают, а не просто стоят на службе и потом уходят. Но естественно, что община строится не только вокруг кружки чая. Должна быть какая-то совместная деятельность».

Света благодарна за то, что когда ей однажды стало плохо на службе, люди буквально на руках отнесли ее обратно в корпус, а после прихожанки справлялись о ее здоровье, передавали гостинцы:

«Ты лежишь весь больной, кривой, косой, но ты понимаешь, что ты не помрешь в одиночестве, - смеется она. – Когда я как-то болела, ко мне приехала мама. Когда она увидела, что кто-то яблочки, кто-то варенье, кто-то булочки передает, то сказала: «Ну, я спокойна». Ты понимаешь, что тебя не бросят. Если у тебя проблемы, кто-то кого-то подсватает или сам поможет. Здорово, что во многих приходах стараются не только финансово жертвовать, но делиться своими знаниями, способностями, временем.. На самом деле люди хотят что-то делать, чувствовать свое соучастие в каких-то вещах кроме добывания хлебушка самим себе».

Светы не было в Коложе пять лет. Но когда она стала снова сюда приходить, ей показалось, что она просто уезжала куда-то на выходные:

«У тебя складывается стойкое ощущение, что ты своя, все тебя помнят, примерно через третьи лица наслышаны о твоей судьбе. И не в качестве сплетен, а искреннего интереса, участия. И как тогда, сейчас приходишь накрывать стол на чаепитие, заглядываешь в холодильник, а там - пирожки домашние, оладушки, блинчики с разными начинками, пироги, соленья-варенья, с грядок что-то свежее. Даже не имея возможности приходить лично по причине эпидемии, жанчынки все равно что-то передают к общему чаепитию или на перекус священникам и тем, кто трудится в Коложе. Ты уже по вкусу определяешь, чьи огурчики, чьи перчики или каша с грибами. Как будто и не было этих пяти лет».

Отец Игорь Данильчик: «Мы органично соединились»

31 декабря 2006 года состоялась священническая хиротония отца Игоря, и на то время он уже знал: его, возможно, направят в Коложу. Обстановка в то время в храме была спартанская. Зимой температура в храме опускалась ниже нуля. Святая вода в чашке превращалась в кусок льда. Осенью было довольно сыро, зимой очень холодно. Остановка общественного транспорта тоже далеко. Отца Андрея Бондаренко, который служил в то время в Коложе, учитывая его почтенный возраст и статус, решили поберечь и перевести в собор, а на его место отправить молодого священника – отца Игоря.

«Я помню, как шел на свою первую литургию 1 февраля 2006 года, - рассказывает отец Игорь. – Приехал на Советскую площадь, шел через парк. Темно, луна, ясная морозная ночь, снег блестит, мороз за щеки кусается. Идешь как в сказке через парк. И вырисовывается перед тобой этот древний храм. У меня от того дня остались яркие впечатления».

Зимой утеплялись, как могли. Отец Игорь даже купил в универмаге валенки – по совету старожил. Правда, так ими и не воспользовался – хватило носков из овечьей шерсти.

Первое время отец Игорь волновался: как примут его люди? Ведь в Коложе прихожане серьезные. Там и городская интеллигенция, и люди культуры. По словам отца Игоря, сюда приходят только мотивированные люди, не случайные, с духовными запросами. Здесь нет такой текучести, как в центральных храмах. Это особое братство, поэтому их и называют – коложане. Поначалу они присматривались к молодому священнику, и исповедников у него было немного. Но, поскольку отца Игоря поставили служить в субботу, а исповедовать в воскресенье, к нему стало ходить всё больше людей.

На данный момент отец Игорь служит в Коложе дольше остальных священников – четырнадцатый год. В шутку спрашиваю, в чем секрет его «долголетия».

«Хвалить себя некорректно. Единственное, что я могу сказать - я на самом деле старался и стараюсь служить честно. Если зовут кого-то причащать, крестить в больнице, все бросаешь, встаешь, одеваешься и едешь. Просто делаешь свое дело. Конечно, я стал опытным, может, в чем-то даже строгим. Но люди ощущают эту размеренность, дисциплину, строгость, и это созвучно нашим коложанам. На данный момент могу сказать: мы с общиной органично соединились.

В день моей хиротонии Владыка Артемий сказал: Что такое священническое служение? Люди часто видят в священнике жреца, который может особым образом помолиться и решить какую-то проблему. Тогда как на самом деле приходской священник – это как участковый терапевт, который знает всех своих пациентов на участке. Вот и я теперь смотрю на людей в воскресенье и отмечаю, что на 80 процентов знаю их по именам, знаю, что у них в семье, как зовут их детей, какие у них проблемы и радости. Всё это благодаря тому, что служишь на одном месте. Сейчас вижу в храме подростков, которых крестил когда-то младенцами. Помню и поминаю всех из нашей старой гвардии. Многих исповедовал и причащал перед смертью. Приходилось сталкиваться с разным…. Я помню поименно всех младенцев, которых отпевал. Всегда стараюсь поминать их на проскомидии».

Отец Игорь отмечает, что в те годы, когда он только начинал служить, между священниками и прихожанами ощущалась значительная дистанция. Люди робели, порой стеснялись обратиться:

«А сейчас принимаю по 50 звонков в день. Проблема коммуникации со священником пропала. По крайней мере, у нас на приходе. Мы в принципе много общаемся вне литургии. Проводим чаепития, библейские чтения. И люди раскрываются. Мы перестали видеть друг в друге функционал: это священник, он должен кадилом махать, а это люди, они должны стоять и кланяться. Мы видим друг в друге человека. Еще мне очень симпатично, что наши прихожане понимают ответственность за наш храм, за его состояние. Мы вместе решаем, что нужно сделать и делаем это: осенью листья убрать, зимой снег почистить, к Вербному вербочек навязать, храм к празднику украсить».

Отец Игорь говорит, сейчас Коложа стала обработанным алмазом. И он рад, что настоятель отец Александр Болонников находится на том месте, где его таланты могут максимально раскрыться:

«Чего стоит его авторитет, внимание ко всему, молитва. Он столько переживал и молился за храм и общину. И мы все молились. Постепенно к нам возвращаются святыни. Я верю, что это Господь посылает нам знаки Своей милости».

Елена Александровна Екимова: «Коложа любвеобильна»

Елена Александровна пришла в Коложу около 20 лет назад. Поспособствовала этому коложская прихожанка Зинаида Карпей, ныне - помощник настоятеля. Елена Александровна пришла – и осталась.

«Есть нечто такое в Коложе, что каждый, хоть раз побывавший здесь, не может ее забыть, - говорит она. - В то время настоятелем Коложи был отец Владимир Борисевич, верно служивший ей и отдававший ей много сил и любви. 9 лет – срок немалый! Его и других батюшек – почившего отца Георгия, отца Анатолия, отца Андрея Бондаренко, отца Александра Велисейчика и других - хорошо помнят прихожане, да и сама Коложа. Ведь каждый из них оставил здесь частицу своего сердца, свой след…

Многие прихожане, отдавшие свое сердце Коложе, уже ушли в мир иной. Трудились они не покладая рук: Нина Николаевна, Валентина Владимирновна, Марина Владимировна, Людмила Константиновна и другие – все они лучики Божии».

К примеру, прихожанка Валентина жила внизу, под храмом. Лестницы к Коложе тогда не было, и она бегала под горку – носила батюшке супчики. А когда спустя годы она, одинокая, лежала при смерти в своем доме, соседи носили супчики уже ей. И в этом, убеждена Елена Александровна, скрыта простая мудрость: к человеку возвращается то, что делал он сам.

«Слава Богу, осталась еще старая гвардия: Людмила Николаевна, которая долгие годы была завучем воскресной школы, а затем передала дела Татьяне Кулик и другим, Эмилия Макаровна, Лукия Станиславовна, Ирина Ефремовна, Ирина Владимировна, - перечисляет Елена Александровна. - Они, хоть и тяжело уже ходить, не забывают Коложу, хотя и стали ходить в близлежащие храмы. Все помнят трудолюбивую Марию Петровну и совсем стареньких прихожанок – двух Евгений. А Глафира Ефимовна, несмотря на то, что ей уже больше 80-ти лет, каждый год готовит щедрое коливо – каждую крупинку перебирает!»

Монахиня Мария, с которой общается Елена Александровна, застала время когда в Коложе еще ветер гулял, но какая была благодать! А после ремонта, по словам Елены Александровны, Коложа изменилась: «Там по-настоящему шаталась стена. Как это всё восстановили – уму непостижимо. Отец Александр поседел весь. И надо быть слепым, чтобы не видеть, как похорошела Коложа. В храме чистота, благость. В нем легко дышится, что и говорить; многие по зову сердца приходят помочь в уборке и дежурстве.

Сама Коложа в последние годы помолодела не только внешне, но и людьми: многие приходят сюда целыми семьями. Сколько лет уже я вижу, как привозят больного мальчика Захара. Их семья постоянно ходит в храм, родители его – очень красивая пара. Очень приятно на них смотреть».

Елена Александровна рассказала о новой зимней традиции Коложи – вертепе с живыми овцами, которых и сама она регулярно ходила подкармливать.

«Много трудов вложено отцом Александром Болонниковым, имеющим дар организатора, – говорит Елена Александровна. - Отец Игорь Данильчик, протодиакон Владимир Юзва, много потрудившийся пономарь Анатолий Колковский - его замечательные помощники. Внес свою лепту и отец Георгий Рой, ныне настоятель Покровского собора».

Мы разговорились о благодати, присутствующей в храме. Елена Александровна поделилась тем, что рассказала ей одна из прихожанок. В период, когда в Коложе производился ремонт, эта скромная женщина услышала в храме пение. Она подумала, что это поют строители. Зашла, никого нет, а поют, и как поют! Несомненно, это пели ангелы.

Елена Александровна видит, как благоговейно священники, заходя в храм, первым делом подходят за благословением к Коложской иконе Богородицы: «Я сама ощущаю Ее помощь. И свое колечко когда-то принесла ей в дар… А муж моей подруги, очень любивший Коложу, получил помощь от Богородицы во время тяжелой болезни».

У Господа свои планы насчет каждого из нас, порой самые неожиданные. Вот и Елена Александровна, экономист по образованию, придя в храм, начала… писать стихи. Это стало ее своеобразной лептой любимому храму. Ее стихами поздравляли прихожан, священников, их читали в воскресной школе, печатали в книгах. На память Елена Александровна подарила мне свою книгу стихов, и одним из них я делюсь с вами.

Вместе с пономарем Анатолием Колковским и гитаристом Владимиром Захаровым Елена Александровна не раз выступала в доме-интернате для инвалидов и престарелых в Лососно. Этих людей привозят в Коложу для исповеди и причастия, после чего с любовью угощают.

«Время сейчас нелегкое, и служить непросто, - говорит Елена Александровна. - Один Бог знает, как сейчас тяжело настоятелю. Но живет Коложа и старая, и новая! Хорошеет, светит всем любовью и рада каждой встрече с людьми».

Возрожденной Коложе

Над старинною Коложей
Ангелы летают Божьи,
Ей поют с любовью песни
И с небес приносят вести.

Благодать в святой Коложе –
Тут всё веет духом Божьим,
А намоленные стены,
Как сокровища, бесценны.

Возвышается над градом,
Кажется, что звезды рядом.
И летят молитвы в небо
Ко святым Борису, Глебу.

Пред иконой чудотворной
Головы всегда склонены,
Матерь Божия с младенцем
Согревает наше сердце.

К ней молитвенно вздыхаем
И на помощь призываем.
И она без промедленья
Посылает утешенье.

Служат Богу тут исправно
И поют светло и славно,
Все приветливы, смиренны,
И уходишь просветленным.

Многое поведать может
Возрожденная Коложа,
Что ей выпало – всё знает
Скорбная юдоль земная.

Дал ей Бог святую силу –
Выстояла, победила,
И сияет миру ныне
Православная святыня.

Беседовала Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ
Фотографии Коложи – Анна МОРЗА

Читайте также: Коложане. Часть первая

Коложане. Часть вторая
Коложане. Часть вторая
Коложане. Часть вторая
Коложане. Часть вторая
Коложане. Часть вторая
Коложане. Часть вторая
Коложане. Часть вторая
Коложане. Часть вторая
Раздел сайта:
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.
Article | by Dr. Radut