Культурный трамплин для белорусских княжеств
28 июля - день памяти святого равноапостольного князя Владимира, который почитается как креститель Руси. О том, как христианство распространялось в Беларуси, в том числе на Гродненщине, читайте в интервью с кандидатом исторических наук Александром Горным.
Рис. 1 «Крещение Руси». Максим Сухарев.
Великий князь и скандинавский миссионер
- Александр Сергеевич, кто принес христианство на территорию нашей страны?
- Православная церковь на территории Беларуси и на территории других восточно-славянских государств, безусловно, считает князя Владимира основателем и в каком-то смысле крестителем этих земель. Фактически, этот князь сделал христианство государственной религией Киевской Руси. В то время христианство еще не было разделено, но уже существовала его восточная традиция, которой пользовались в Византии. Киевская Русь имела тесные взаимоотношения с Византией, и именно это ответвление еще не разделенного христианства принял князь Владимир.
Но в современной белорусской историографии существует еще один взгляд на распространение христианства на территории Беларуси – так называемый скандинавский путь. Согласно ему, христианство в Х веке параллельно с князем Владимиром распространялось еще благодаря викингам, которые к тому времени уже были знакомы с новой религией. В скандинавских сагах есть упоминание о том, что в Полоцке некоторое время жил миссионер-христианин Торвальд-путешественник. В Полоцк он попал после путешествия в Палестину и Константинополь и заложил в этом белорусском городе одну из первых церквей – Иоанна Крестителя.Торвальд умер в Полоцке и был похоронен там же. Естественно, не сохранилась ни эта церковь, ни могила миссионера, но упоминания о них сохранились в скандинавских сагах.
Во времена Российской империи, да и в советское время бытовало мнение, что христианство на территорию Беларуси принес исключительно князь Владимир. Но сейчас историки подчеркивают, что параллельно с князем Владимиром в этом участвовали и викинги. Таким образом, процесс принятия христианства на Беларуси был многогранным. Но, безусловно, одна из ключевых ролей была у князя Владимира.
Фреска с изображением Торвальда в костеле поселка Россоны, Беларусь
- А инициатива крещения шла сверху вниз или наоборот – от народа к верхушке власти?
- Крещение шло по лестнице подчинения: крестился князь, затем он крестил свою дружину, а она, в свою очередь, начинала крестить крестьян на своих земельных наделах.
- Всё-таки распространение шло огнём и мечом или мирно?
- Надо помнить, что в средние века не было ни конституций, ни декларации о правах человека. Это эпоха, когда понятия свободы выбора не существовало. Средневековье – это феодализм. Что князь сказал, то крестьяне должны и делать. Потому, конечно, крестили и принудительно в том числе.
Были попытки мягко заменить языческие верования христианскими. Но не всегда это было успешным. Языческие верования очень долго оставались в народном самосознании. Христианская церковь долгое время пыталась совместить языческие верования и христианские мотивы. Многие церкви строились на месте языческих капищ. Существует легенда, что и Коложа построена на месте языческого святилища.
Гродно – балто-славянское приграничье
- Восточная традиция пришла к нам из Византии. А как потом на наши земли попало католичество?
- Славянское население, которое жило на территории нашей страны, было православным. Католичество пришло в Беларусь после Кревской унии 1385 года. Одним из условий унии было то, что великий литовский князь Ягайло должен крестить Литву – балтов. До того времени балты – предки современных литовцев – еще сохраняли свое язычество. Балты жили и на территории Гродненской области – в Вороновском районе, Лиде, вплоть до Новогрудка. Вертелишки, Путришки – это всё балтские названия. Вообще литовцы – последний народ Европы, который принял христианство.
И Ягайло в 1387 году, в соответствии с Кревской унией, начинает процесс крещения балтов по католическому обряду. Первые костелы появились в городах, которые находились на балто-славянском приграничье – например, в Лиде, Крево. Были белорусские земли, которые очень долго не принимали христианство. Это, например, территория Беловежской пущи, там жило балтское племя ятвягов.
А потом католичество стало постепенно распространяться, в том числе благодаря властям Речи Посполитой, которые активно поддерживали католическую церковь.
- Когда христианство появляется на Гродненщине?
- В Х веке, как и на Полоцкой земле. Гродно во время первого упоминания в летописи в 1127 году уже был христианским городом. И особенностью его на нашей земле опять-таки было балто-славянское приграничье. Здесь соседствовало христианское славянское население и языческое балтское. В Щучинском районе есть полностью православные деревни, а есть деревни, где живут исключительно католики. В первых жили славяне, а во вторых – балты.
- Мирно ли они сосуществовали?
- По-разному. И спокойно соседствовали, и воевали. Славяне устраивали походы на Литву и принимали литовцев в качестве наемников. Кем был Миндовг, глава Великого княжества Литовского? Наемником, которого пригласили в Новогрудок быть нашей защитой.
- А известно ли, кто первым в Гродно принял христианство?
- Проблема нашей средневековой истории – отсутствие письменных источников. У нас не было инквизиции, которая, как в Западной Европе, записывала каждое движение человека. Всю средневековую историю Беларуси и Гродненщины мы знаем лишь по нескольким летописям. Потому точной информации нет. Единственное, что мы можем сказать - первыми христианами были князья. А потом уже христианство шло вглубь страны, в деревню.
- А какие храмы на Гродненщине были первыми?
- На территории Старого замка был один из самых известных храмов, построенный в XII веке. Летопись говорит, что он был разрушен молнией. Хотя у меня есть своя версия на этот счет: я думаю, что виной всему было землетрясение. Эта церковь не была самой древней. Скорее всего, Коложская церковь - одна из древнейших на территории Гродненщины.
Также сохранился фундамент Пречистенской церкви, которая находится на территории женского Рождество-Богородичного монастыря. Остатки церкви находится под землей у входа в храм. Очень важно было бы исследовать эти фундаменты и законсервировать, чтобы показать людям одну из древнейших церквей Гродненщины, но, к сожалению, пока такой возможности нет.
Гравюра «Настоящее описание города Гродно в Литве». Адельгаузер-Тюндт
Культурный прорыв
- Что христианство изменило в жизни Беларуси?
- Во-первых, христианство – это религия книги. Книги влекли за собой развитие письменной культуры, а письменная культура способствовала развитию образования. Чтобы написать эти книги, нужно было научиться их читать. Поэтому христианство было большим культурным прорывом в Х столетии. Это был культурный трамплин, который вывел белорусские княжества на европейский уровень.
И конечно, христианство дало толчок развитию архитектуры, принесло новые тенденции в развитие строительства. Первые каменные сооружения на территории Гродно - это как раз христианские храмы. Архитектурные новшества приносили в Беларусь греки, скандинавы и другие народы, которые уже были христианами. Это способствовало культурному обмену с Европой, взаимопроникновению культур. Вот что дало нам христианство.
- А как новая религия отразилось на взаимоотношениях людей?
- С одной стороны, христианскими заповедями стала злоупотреблять власть. «Отдай Богу Божие, а кесарю – кесарево». Христианство ведь - аполитическая религия, вера, которая предусматривает достаточно спокойное отношение к власти. Христиане в церквях стали молиться за власть, за государство. И княжеская власть стала использовать христианскую покорность в своих целях: ты должен почитать князя, раз ты молишься за него, он на свое место поставлен Богом. А люди особо и не сопротивлялись.
Но это лишь одна сторона. Ведь с другой стороны христианство принесло высокую мораль на белорусские земли. С принятием христианства появились границы допустимого и недопустимого, возникли первые рамки во взаимоотношениях людей, появилось понятия ценности каждой человеческой жизни. Это тот вклад, который трудно переоценить.
Александр Сергеевич Горный – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Беларуси, археологии, специальных исторических дисциплин ГрГУ им.Я.Купалы, член отдела канонизации святых Гродненской епархии.
Беседовала Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ