Главная » Библиотека » Публикации » 2020 » 07 » 02 » Рожденные в года глухие: белорусские святые 20-го века

Рожденные в года глухие: белорусские святые 20-го века

Мы публикуем заключительный материал, посвященный памяти всех белорусских святых. И сегодня расскажем о святых минувшего 20-го века, среди которых почти все  – мученики.

Фото 1. Источник: foma.ru

И пусть над нашим смертным ложем
Взовьется с криком воронье, -
Те, кто достойней, Боже, Боже,
Да узрят царствие твое!

А.Блок

Умерший в 1917 году «белорусский Серафим» Иоанн Кормянский задолго до своей смерти чувствовал революционные веяния и призывал людей к покаянию: «Скоро Господь изольет на нас чашу гнева Своего, если мы не покаемся, как ниневитяны. Грядущее поколение узрит в храмах мерзость запустения». Пророчество его сбылось и ударило по всем и, в первую очередь, по Церкви. Гонения на христиан в ХХ веке превзошли по масштабам и гонения Диоклетиана, и другие преследования верующих. Настало время, когда человек стал перед выбором: снять крест самому или после того, как тебе снимут голову.

Многие остались верными до конца. XX век дал белорусской Церкви больше святых, чем предыдущие 800 лет. Почти все – новомученики.

Какими они были?

Бесстрашными

Священномученик Митрофан Краснопольский (+1919), будучи Минским епископом, во время Первой мировой войны смело ездил на фронт поддерживать боевой дух солдат, не раз попадая под обстрелы и бомбежки. А на Астраханской кафедре в знак протеста против отделения Церкви от государства организовал в феврале 1918 года крестный ход, в котором приняла участие чуть ли не половина города.

А когда город был взят большевиками, и Владыке предлагали тайно покинуть его, он ответил: "Вы предлагаете мне побег, и это в то самое время, когда у нас на глазах расстреливают невинных наших братьев. Нет, я никуда не уеду от своей паствы, на моей груди Крест Спасителя, и он будет мне укором в моём малодушии... Знайте, я совершенно чист и ничем не виновен перед своей Родиной и народом".

Расстрел крестного хода в Астрахани

Священномученик Валериан Новицкий (+1930) оставил учебу на юридическом факультете и, не глядя на начавшиеся гонения на Церковь, сказал: «Надо спасать веру», и стал священником.

Отец Валериан вернул в Церковь многих людей. Выступал против создания в деревнях антирелигиозных кружков, заявив, что не будет отпевать ходящих туда крестьян, за что потом и был арестован.

Милосердными

Священномученик Константин Жданов (+1919) очень любил детей. Особенно опекал сирот и всех обездоленных, устроил для них два приюта. За исполнение треб не брал с них никаких денег, а наоборот пытался помочь всем необходимым.

А священномученик Павлин (Крошечкин) (+1937), архиепископ Могилевский, жалел не только людей, но и животных. В своем саду он построил мост через дорожку, по которой проложили себе путь муравьи, чтобы случайно не наступить на них. А если люди раздражались на него, Владыка не мог успокоиться, пока не попросит у них прощения.

Исповедник Владимир Хираско (+1933) служил в епархиальном попечительстве о бедных духовного звания, был настоятелем церкви в Минске при училище слепых. Добрый и отзывчивый по натуре, он особенно опекал слепых детей. Отец Владимир учил невидящих детей основам православной веры, помогал им принять свою болезнь и не отчаиваться. Проблемы слепых были знакомы отцу Владимиру, ведь он сам плохо видел, а в заключении впоследствии совсем ослеп.

Великодушными

Священномученик. Иоанн (Поммер) (+1934) не дал совершить прихожанам самосуд над чекистами, которые пытались его убить. Этот удивительный человек, будучи уже архиепископом, был помещен в московскую тюрьму в одну камеру с уголовниками. И когда доставленный однажды ночью обмороженный преступник начал цинично издеваться над Владыкой, тот отогрел его, стал кормить и выхаживать его. Преступник под влиянием такой заботы совершенно изменился и стал помощником святого. Вместе они стали переносить тифозных больных на носилках и ухаживать за ослабленными людьми.

Свмч.Иоанн Поммер, архиепископ Рижский

С вященноисповедник Михаил Новицкий (+1935) служил свою последнюю Пасху лёжа в сторожке, так как от побоев не мог стоять. В ночь под Великую Субботу к нему пришли двое, одним из которых был церковный попечитель, много лет до этого работавший в храме, и избили батюшку до полусмерти. В Светлый Вторник отец Михаил скончался, никому ничего не сказав о предательстве попечителя и о том, что его избили. Впоследствии, на пороге смерти эти двое раскаялись и признались в своем преступлении.

За что их арестовали?

Часто брали под стражу за неуплату церковного налога, который устанавливали фантастически высоким. Так был арестован священномученик Иоанн Вечорко (+1933). Всю жизнь он прослужил в селе Кривоносы, защищая своих прихожан-крестьян. Своих денег на уплату всё повышающегося налога у отца Иоанна не осталось, и он был вынужден ходить по домам крестьян. Кто-то жертвовал, кто-то давал в долг. А сотрудники ОГПУ, видя настойчивость батюшки, арестовали его.

Священномученик Иосаф Жевахов (+1937), епископ Могилевский, принадлежал к русской ветви древнего грузинского рода князей Джаваховых, и впервые был арестован за свое происхождение. Позже его обвинили в том, что он «назвал убийство Кирова "заслуженной карой" за расстрелы, которые проводились по его приказу».

Священномученику Сергию Родаковскому (+1933) было поставлено в вину усиление веры жителей села Тали, а также то, что отец Сергий якобы распространял слухи о скором проезде через Таль… Папы Римского. Он прокомментировал эти фантастические обвинения так: "Слухи о том, что будет ехать Римский папа по д.Таль ходили, но, от кого слышал, не знаю, над этим только посмеялся... Усиление верований жителей Тали в Бога начиная с 1930 г. объясняю тем, что верующие видели во мне мученика за веру Христову..."

Поводом для ареста священномученика Дмитрия Павского (+1937) стал молебен, который он отслужил из-за продолжительной засухи, и дождь, который вскоре после этого начался.

Священномученик Дмитрий Плышевский (+1938) был арестован за то, что давал читать знакомым жития святых. Такого обвинения следователям показалось недостаточно, и ему добавили участие в «контрреволюционной повстанческой шпионской организации».

Священномученик Порфирий Рубанович (+1943) был обвинен в том, что "при ловле рыбы восхвалял [советского маршала, - репрессированного "врага народа"] Уборевича".

А архимандрита Серафим Шахмуть (+1946), который вместе с отцом Геннадием Кударенко в войну объездил всю Восточную Беларусь, где не работала ни одна церковь и ни одного епископа, и открыл 74 храма, в результате обвинили в « пособничестве немецким оккупантам».

Что они говорили?

В 1920-е годы началась волна «обновленчества», представители которой хотели свергнуть патриарха Тихона, признавали справедливость совершившегося в стране переворота, сотрудничали с советской властью и НКВД.

Святитель Иоанн Поммер говорил о них так: «Вставили Маркса в переплет Евангелия и думают, что народ примет его вместо Евангелия. Облекли комиссаров в священные облачения и думают, что православные примут их за своих пастырей и пойдут за ними. Подменили в киотах образ Христа портретом Ленина и ждут, что народ станет «прикладываться».

Очень уж не похож Ильич на Христа. Христианство марксизмом не подменить, в какие ризы проповедников марксизма ни облекайте. Здесь — воплощенная любовь, проливающая кровь свою за провинившихся братьев, там — сатанинская злоба, проливающая кровь ни в чем не повинных братьев как воду».

Супруга священномученика Петра Грудинского (+1930) писала ему в тюрьму с просьбой отказаться от его «ничего не дающих никому убеждений». Он ответил ей из заключения: «Ты хорошо знаешь, что я врагом советской власти никогда не был... и преступником себя ни в какой мере не считаю. Посему особенно беспокоиться нечего. Если же судьбе угодно послать мне испытание, то покориться ему так или иначе нужно. Я никогда не стеснял своей совести, – зачем же ты, пользуясь тяжелыми обстоятельствами, толкаешь меня на бесчестный поступок, зная мою религиозность, не напускную, а внутреннюю?! Отречься от веры во Христа, Который составляет смысл всей моей жизни, от Которого я видел столько благодеяний, и оставить Его в то время, когда я приближаюсь к могиле?!»

Священномученика Николая Мацкевича (+1937) не раз вызывали в НКВД, угрожали арестом и насмехались, а однажды потребовали, чтобы он с амвона отрекся от сана. А отец Николай, смело глядя на лица НКВД-шников на следующий день, во время службы обратился к присутствующим: «Люди! Бог есть!»

Именно это доказали и показали своей жизнью и смертью наши белорусские новомученики, чьими молитвами посети нас, Боже.

Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ

Рожденные в года глухие: белорусские святые 20-го века
Рожденные в года глухие: белорусские святые 20-го века
Рожденные в года глухие: белорусские святые 20-го века
Рожденные в года глухие: белорусские святые 20-го века
Рожденные в года глухие: белорусские святые 20-го века
Рожденные в года глухие: белорусские святые 20-го века
Раздел сайта:
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.
Article | by Dr. Radut