Как изображают Святого Духа?
В День Святого Духа, следующего сразу за праздником Пятидесятницы, разбираемся в символах и образах третьего Лица Святой Троицы.
Фото 1. Схождение Святого Духа на Апостолов. Тканый покров алтаря церкви Святого Николая, Теддингтон, Глостер, Англия.
С чем сравнивает Священное Писание Дух Святой?
С водой
Потому как она жизненно необходима, живит, питает и… дается даром. Кто хочет – приди и пей.
«Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин 7:38-39).
А благочестивого человека Библия сравнивает с деревом, «насажденным при исходищах вод» (Пс. 1:3)
С огнем
Это и огненные языки, которые снизошли на апостолов в день Пятидесятницы (Деян.2:3), и огненный столб, который в книге Исход водительствовал евреев по пустыне.
«Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» (Лк.12:49).
С ветром
Могучим, невидимым и деятельным. Мы встречаем это и у Иоанна «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, и не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин.3:8), и у Иезекииля (37:9-14) в отрывке, который описывает, как пророк повелел ветру придти и подуть на убитых, «и вошел в них дух, – и они ожили».
С елеем
Святой Дух называется елеем радости в псалме, где говорится о помазании Христа Богом Отцом: «Помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников твоих» (Пс.44:8). Святой Дух дает вместо плача елей радости (Ис.61:3). Святой Дух исцеляет – как добрый самарянин из причти возливает масло на раны (Лк.10:34).
С голосом
Который может предупреждать верующего о грехе, правде и суде (Иоанна 16:7-11) Евреям 3:7-11) или, по словам Христа, говорить в человеке: «Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф.10:20).
С печатью
«Вы запечатлены в день искупления», - говорится в послании к Ефесянам (Еф.4:30). А во втором послании к коринфянам сказано, что Бог «запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор.1:22).
А в одном из самых поэтических богословских сравнений Святой Дух называется новым, доселе неведомым нам органом: «Духом Святым мы познаем Бога. Это новый, неведомый нам орган, данный нам Господом для познания Его любви и Его благости. Это какое-то новое око, новое ухо для видения невиданного и для услышания неслыханного. Это как если бы тебе дали крылья и сказали: а теперь ты можешь летать по всей Вселенной. Дух Святый – это крылья души» (иеромонах Василий Росляков).
Как изображают Святой Дух?
В виде голубя
Святой Дух. Мозаика собора Святого Марка в Венеции. XI-XIII века
Это наиболее распространенное изображение основано на евангельском рассказе о крещении Христа. Также Святой Дух в виде голубя присутствует на многих картинах Благовещения, сходя на Пресвятую Деву.
Голубя можно увидеть и на иконах, изображающих святого Григория Двоеслова. Святой Дух вразумлял святого Григория на написание его богословских трудов – потому рядом с папой римским часто изображали голубя, порхающего возле уха.
В виде огненных языков
Основой этому является отрывок из книги Деяний (2:2-3): «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них».
Витраж в церкви Вознесения (Джонстауне, штат Огайо) показывает огонь, символ Святого Духа
В виде столпа света
На некоторых иконах Святой Дух при сошествии на апостолов изображается в виде сходящего с неба света.
Грузия, 12 век
Также на иконах, посвященных событиям Пятидесятницы, встречается изображение и голубя, и огня одновременно.
Мексиканская икона Пятидесятницы
Коптская икона Пятидесятницы
Подготовила Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ
Использованные источники:
1. Илларион Алфеев "Иконография Троицы"
2. Питер Ракман "Теологические исследования"