Марк: боговидец и благовестник
Что общего между апостолом Павлом, диаконом в церкви и жрицей богини Геры? Все они назывались евангелистами. На русский язык это слово можно перевести как «почтальон с хорошими новостями» или благовестник.
Фото 1: Евангелист Марк. Миниатюра Codex Aureus, 778—820 гг.
Для христиан же самая главная новость прозвучала двадцать веков назад - новость о Боге, который стал человеком, умер и воскрес, а после этого призвал нас сделать то же самое (начиная со «стать человеком»). И людей, которые об это рассказывали, стали называть «евангелистами». Спустя века история выкристаллизовала четырёх евангелистов, и об одном из них мы сегодня вспоминаем.
Кто такой Марк?
Что мы знаем о Марке, названном «евангелистом»? Стоит упомянуть, что книги Нового Завета говорят сразу о двух Марках:
- Епископ Александрии, апостол из 70-ти, о котором пишет апостол Петр, называя его «возлюбленным сыном».
- Марк, носивший еще и еврейское имя Иоанн. О нем пишет евангелист Лука в Деяниях, называя его спутником и другом апостола Павла. Тоже апостол из 70-ти.
В разное время разные церковные писатели называли то одного, то другого именно евангелистом Марком. Некоторые же писали, что это один и тот же человек. Так как же нам узнать об этом человеке? Наверное, лучший способ – читать Евангелие.
«Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них» (Мк 14, 51-52). Уже в первые века существовала теория, что данный эпизод - это авторская подпись. Ведь мы знаем, что евангелист писал со слов очевидцев, а это событие он оставил, тем показывая, что и сам знает некие детали событий, неизвестные никому более.
Интересно, что канон Евангелий (проверенные, достоверные тексты) начал формироваться уже во втором поколении христиан, так называемых «мужей апостольских». Один из главных критериев достоверности текста – автор. Он должен быть либо свидетелем жизни Христа, либо учеником апостола. Так вот, по этим двум критериям евангельская история в изложении Марка с первых веков считалась крайне достоверным свидетельством.
Евангелист Марк. Иоахим Эйтевал. 1617 г.
Как он написал свое Евангелие?
Автор 2-ого века Папий Иерапольский свидетельствует: «Марк, став переводчиком Петра, аккуратно записал все, что делал или говорил Господь, как запомнил, но не по порядку, ибо сам не слышал Христа и не ходил с Ним. Позднее он сопровождал Петра, который говорил, сообразуясь с обстоятельствами, а не излагая слова Господа по порядку. Поэтому Марк нисколько не погрешил в том, что записал все, как запомнил. Он заботился только об одном: как бы не пропустить или не исказить ничего из того, что он слышал».
О чем говорится в его Евангелии?
Обычно структуру евангелия от Марка видят в трех частях:
Пролог
Прежде всего, он подчеркивает явное исполнение пророчества Исаии. Иоанн Креститель, крещение, начало благой вести - все эти темы мы явно видим в книге пророка, и Марк, зная это, всячески подчеркивает: «...исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1, 15).
Повествование о служении Христа.
В отличие от остальных Евангелий, здесь Христос - явный победитель. С первой по восьмую главу говорится о пятнадцати чудесах, непрестанном торжестве проповеди. И если и встречается противодействие, то только среди фарисеев, которых Он побеждает перед лицом народа. Он усмиряет бурю, изгоняет демонов, лечит людей от неизлечимых болезней. Очевидно, что Марк представляет читателям Иисуса как всемогущего героя.
Повествование о страстях.
Восьмая же глава сильно усмиряет повествование: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Далее о страданиях Господь скажет еще не раз, чем подчеркивается важность будущего.
В чем особенность его Евангелия?
Простота языка
Все исследователи обращают внимание на его риторскую неподкованность, а различные стилистические неточности говорят о том, что этот язык не родной для автора. Все же стоит помнить, что текст Марка, по сути, - письменный пересказ устных проповедей, стиль которых, несомненно, повлиял на конечный результат. Но, несмотря на неидеальное владение греческим языком, Марк старается быть очень образным автором. События он видит более живо, нежели другие евангелисты. Он очень внимателен к деталям, которые наполняют текст красками: например, слепой Вартимей подбегает ко Христу, а Марк добавляет: «сбрасывая на ходу одежду» (10: 50); в эпизоде об умножении хлебов люди рассаживаются рядами, а Марк уточняет: как саженцы – грядками (6:40).
Интерпретация событий
Еще одна из особенностей текста Марка – интерпретация. Те или иные слова Спасителя он осмысляет под конкретные нужды слушателя. К примеру, евангелист Иоанн приводит беседу Христа с иудеями, где Он предлагает им разрушить «храм сей», а иудеи понимают это как предложение уничтожить Иерусалимский храм. Марк же приводит эту цитату по-иному: «Мы слышали, как Он говорил: «Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный» (Мк. 14, 58). То есть он цитирует не беседу, а передает смысл.
И какой же главный смысл влагает автор в свое благовестие? «...исполнилось время и приблизилось Царствие Божие» (Мк. 1, 15). Исполнились обещания! Бог пришел к своему народу! Что может быть больше этого? И тут апостол начинает говорить о «том дне…»: «Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием» (Мк. 14, 25). Может, именно поэтому его благовествование не заканчивается в 16-ой главе. Апостол говорит о вознесении Христа, его «седении одесную Бога», а последняя строчка - о проповеди «при Господнем содействии», что словно намекает о неоконченности истории, а о ее продолжении уже с нашим участием.
Интересные факты
- Cимвол Евангелия от Марка – лев, т.к. Марк в своем Евангелии подчеркивал могущество и царственное достоинство Христа.
- В традиции Коптской церкви евангелист Марк именуется «Боговидцем».
- Крылатый лев является символом Венеции, а святой Марк – покровителем этого города. Жители Венеции стали считать Марка своим покровителем после перенесения мощей святого в 9-ом из Александрии. Мощи покоятся в специально построенном для этого величественном соборе, который носит имя евангелиста.
Крылатый лев на крыше собора святого Марка, Венеция
Священник Александр КОЛАЦКИЙ