«Пусть еще одна лампада загорится на небосклоне Церкви нашей небесной и торжествующей». Освящение церкви в Матвеевцах
Поворот с трассы на Матвеевцы приводит нас к березовой аллее. В поселке сонно и туманно. Рядом со мной в машине Виктор Николаевич Романович, инженер по образованию, который принимал самое активное участие в строительстве храма, на освящение которого мы, собственно, и направляемся.
Проезжаем мимо довольно старых, но крепких и добротных на вид построек из красного кирпича. Виктор Николаевич рассказывает, что эти хозяйственные сооружения принадлежали низянскому (от названия деревни Низяны Волковысского района) помещику Шараю, здесь была конюшня, лесопилка, бараки. Когда храм в Матвеевцах был еще только в проекте, хотели и надеялись расположить его в одной из этих построек. Но получить разрешение на это не удалось. «Жалко, - говорит Виктор Николаевич, - здесь центр поселка, прекрасное было бы место».
Тогда Виктор Николаевич, по долгу службы часто бывавший в Волковысском районе и хорошо знающий эти места, насмотрел в одной из деревень оставленный крепкий дом. Но разобрать и перевести его в Матвеевцы также не удалось.
В итоге, под храм решено было переделать деревенский дом в старых Матвеевцах, который отдала пожилая местная жительница. Оставшись одна в своем доме и получив в наследство после смерти двух братьев еще два дома, она пожертвовала приходу одно из строений и прилегающий к нему участок. Виктор Николаевич говорит, что дом был очень ветхим и поначалу он недоумевал, как можно привести его в пригодный вид. Его супруга, Мария Ивановна, говорит: «Поначалу муж приехал домой расстроенный – не представлял, что можно с этим домом сделать. И само строение в плачевном состоянии, и подход к нему затруднен – место низкое, осенью грязно очень. Но если Богу угодно – всё будет преодолено».
От момента передачи дома Церкви до освящения готового храма прошло четыре года. «Могли бы и меньше времени потратить, - говорит Виктор Николаевич, - но не было никакой технической документации ни на здание, ни на землю, и всё пришлось делать самим. Эта волокита заняла больше года».
Миновав агрогородок, новую часть поселка, куда в конце 80-х гг. переехало 25 семей из Хойницкого района Гомельской области, мы попадаем в Старые Матвеевцы – собственно, старая деревня уместилась на одной улице. А вот и храм с большим железным крестом перед ним. Маленькая деревянная церковь стоит на перепутье дорог, на расчищенной территории между сельских домов, за ней – далекие поля, а перед входом женщины выкладывают дорожку из осенних цветов, ждут Владыку. Здороваемся и наспех знакомимся – им нужно закончить свою работу.
Входим в храм – он пахнет деревом и свежим ремонтом. «Пола здесь не было, - говорит Виктор Николаевич, - а стены были такие ветхие, что толкнешь – валится перегородка. Начали с того, что всё изнутри повыбрасывали, потом разбирали потолок, укрепляли балки, меняли крышу. Двери вырезали, расширяли окна. С батюшкой отцом Сергием (Песняком) от темна до темна работали. Всё, что я ему говорил, батюшка делал. На чердаке лежал утеплитель – кострица, – его нужно было весь скинуть».
По словам настоятеля о.Сергия Песняка, церковь строили все вместе: средства на крышу дала епархия, деньги на наружную обшивку храма собирали по храмам, а внутреннюю отделку уже проводили своими силами. Иконы на иконостас жертвовали приходы храмов Троицкий в д.Роси, Никольский и Петропавловский в Волковыске.
Потихоньку в храм начинают подтягиваться местные жители и гости. В основном – бабушки. Несколько мужчин стоят недалеко от храма, друг другу кивают: «Во, культурная наша деревня стала. Ты был? Пошли, посмотрим». Заглядывают, но дальше притвора не идут.
«Нету у нас уже мужчин – поумирали все, - говорит одна местная жительница, - от силы пять человек приходило». «Нет, - спорит с ней другая, - один раз шестнадцать человек было!» Рассаживаются, в ожидании службы, по лавкам, высматривают знакомых: «А Зина пришла?», спрашивают, в честь кого будет освящен храм. Почти на все расспросы отвечают: «Старыя мы, за 80 нам, дзе мы ўспомнім?», фотографироваться отказываются. А ведь просто скромничают. Оказывается, у Зинаиды Виктор Николаевич останавливался, ночевал, когда приезжал сюда на строительство, а бабушка Женя печет очень вкусные торты и караваи к праздникам. Виктор Николаевич называет их ласково «девочками» и говорит, что эти восьмидесятилетние девочки помогали ему, как могли – и пилой, и молотками. Подметали, выносили мусор, красили церковь снаружи.
Бабушки говорят, что своего храма в Матвеевцах никогда не было, ходили испокон веков в Изабелин за три километра. После войны каждую неделю бежали в церковь, «каб нас Бог пасцярог, каб больш вайны не было». От них я узнала, что в агрогородке около 500 человек, а в старых Матвеевцах – только 50 осталось и только 3-4 дома молодых. Жители агрогородка, по словам отца Сергия, в храм пока не ходят. Хотя на храм жертвовали.
Прихожане, к слову, батюшкой очень довольны: «Прыгожы у нас бацюшка, і спявае так! І матушка, і дзеткі. Лепшага і не трэба – і пагаварыць, і пасаветаваць».
Мы встречаем Владыку, и начинается освящение престола. Наконец-то узнаем, что церковь будет носить имя новомученика Серафима Жировицкого – святого, близкого нам по времени и месту, ведь он жил и служил на Гродненщине. В своей проповеди после освящения Владыка сказал: «Первый христианский храм, который был утвержден на земле, как считают многие отцы-богословы, это та горница, где Христос совершил Тайную вечерю. Раньше был один храм на всей земле - Иерусалимский, а сейчас христианство не определяется уже каким-то одним местом, а распространилось по всему лицу земли, и в каждом месте имеются храмы. Но изначально самый первый храм - это та горница, тот домик, наподобие нашего с вами, где собрались апостолы, где была совершена первая Евхаристия».
«Конечно, хотелось желать большего, - продолжил Владыка, - маленький это храмик, напоминает послевоенные времена, к сожалению, а не 21-й век. Но таковы условия нашей жизни, такова реальность, в которой мы сегодня находимся. И ее надо принимать с благоговением и говорить: слава Богу, что есть возможность хотя бы такой храм иметь, который дает нам Бог.
Я сравниваю два храма. Один – в Кижах, музее под открытым небом. Там есть часовенка св.Лазаря, маленькая, как избушка, 14-го или 16-го века. И второй - Храм Христа Спасителя в Москве, грандиознейшее чудо света, которое было уничтожено и стерто с лица земли. Его возводили для увековечивания нашего земного величия, а часовню в Кижах строили простые северные рыбаки для молитвы, для общения с Богом. И то, что казалось слабеньким и убогим, скромным, уцелело. А то, что было помпезным, но не во имя Господне, а для человеческой славы созданное, не удержалось в истории.
…Если община живет глубокой верой, если в ней совершается Таинство Исповеди, Евхаристии, она укрепляется духом, такой храм простоит вечность до второго пришествия Христова. Мне хочется пожелать, чтобы этот маленький храмик, пусть скромненький, пребыл до скончания века на нашей белорусской земле. По молитвам наших новомучеников – и священномученика Серафима Жировицкого - Господь дал нам время для покаяния, дал время для возрождения Церкви и для исправления тех ошибок, которые мы сделали в своей жизни. Храм - это наша свечечка о покаянии в наших грехах. И пусть Господь эту свечечку примет и пусть еще одна лампада загорится на небесном небосклоне Церкви нашей небесной и церкви торжествующей».
Виктор Николаевич был награжден медалью Коложский Крест II степени. Он, конечно, был очень растроган. «После болезни очень чувствительный стал», - говорит его супруга. Оказалось, этот пожилой человек перенес инфаркт и инсульт, но продолжает безвозмездно работать на восстановлении и строительстве храмов. Виктор Николаевич долгое время был сторожем в Покровском соборе г.Гродно, принимал участие в реконструкции Коложской церкви («Когда я пришел туда после открытия, там даже пола не было»), в строительстве церкви во имя св.Тихона на Девятовке, церкви в Заболотье. «Если б не работал, может, совсем бы уже слёг», - говорит его жена Мария Ивановна.
Архиерейскими грамотами были награждены прихожанки Тамара Александровна Харькова, Екатерина Александровна Дударь и Зинаида Агафоновна Прохор. Когда мы разговаривали с ними после службы, женщины вспоминали, какой бурьян и запустение было здесь до начала стройки и как они всё это расчищали. Хвалили о.Сергия: «Раньше у нас люди недружные были, спорили много, а батюшка как-то объединил всех». До освящения в храме в Матвеевцах по воскресеньям проводился молебен, о.Сергий толковал Евангелие. Женщины продолжают: «Иногда соберется много людей. А порой - то картошку надо копать, то огороды. Придет человек шесть-семь. Один раз пришло четверо, мы говорим батюшке: «Может, не будете тогда проводить?», так он ответил: «Нет, раз собрались, значит, надо». И привел пример, когда Господь сказал, что где вас двое, значит, третий Я с вами».
Закончилась служба, поговорили бабушки на улице, пробуя приготовленное для них угощение и пошли к своим домам. Уходят уже наши бабушки, говорили мы с Виктором Николаевичем, и как хочется надеяться, что молодые жители поселка придут на их место и храм этот никогда не будет пустовать.
Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ