15 лет со дня освящения Свято-Петропавловского собора в г.Волковыске
Предыстория. Деревянный храм
«7 ноября 1865 года в 5 часов вечера приступили к освящению церкви, для чего прибыл брестский епископ Игнатий с шестью священниками. Весь храм внутри и снаружи освещался фонарями, а на территории храма были развешены разноцветные фонари.
На торжественной всенощной службе на правом клиросе пел хор, приглашенный для этого случая из самой Вильни», - таким до нас дошло описание освящения деревянной церкви в честь святых апостолов Петра и Павла в Волковыске. Храм стоял на видном месте, в центре, на нынешней площади Ленина, и «был увенчан двумя большими и тремя малыми куполами и обшит деревом».
Люди старшего поколения вспоминают, что один проезжавший через Волковыск состоятельный человек пожертвовал средства для устроения в храме второго придела в честь свт. Алексия, митрополита Московского. Храм простоял до начала Великой Отечественной войны, но попавшая в него во время боевых действий мина произвела пожар и храм сгорел.
Прихожанин Волковысского Свято-Петропавловского собора Сергей Павлович Кобылко рассказывает: «В Волковыске в послевоенное время существовала только одна Свято-Никольская церковь, построенная в 1875 году. В 20-е гг. польская власть забрала церковь под гарнизонный костел – здесь стоял гарнизонный полк. После того, как сгорел Петропавловский храм, православным негде стало молиться. В близлежащих деревнях церквей тоже практически не было. И тогда власти решили передать Никольскую церковь обратно православным. Церковь эта небольшая, всего 90 кв.метров и, конечно, не вмещала всех».
Старожилы вспоминают: «Бывало, стоишь в Никольской, руку невозможно поднять, чтобы перекреститься - так много людей набивалось в маленький храм».
Волковыск в послевоенное время разрастался. И вопрос о том, что в городе должна появиться вторая церковь, стал подниматься все чаще. Но в советское время, как известно, эти вопросы решались очень туго. Сергей Павлович вспоминает: «Даже покрасить существующий храм было проблемой. На имя уполномоченного писалась бумага: «Разрешите покрасить храм за свои средства в таком-то тоне, например, в светло-желтом». А в резолюции потом указывалось: «Не возражаю». Цвет краски должен быть синим или зеленым». И когда я пришел в Никольский, меня поначалу удивлял даже не цвет этих стен (хотя у людей гаражи были ярче покрашены), а то, что всё приходилось согласовывать с уполномоченным».
Отец Василий Коржич, с 1975 года – настоятель Никольского, а затем – Петропавловского храма, добавляет: «Трудностей много было, это как в фильме, помните? В то время, когда космические корабли бороздят просторы Вселенной, мы ведем разговоры с уполномоченным, чтобы трубу проложить или отопление провести».
К слову, об отоплении. Никольский храм долгое время не отапливался, а морозы в те зимы были лютыми. Отец Василий говорит: «Однажды я вышел после литургии проповедовать, и у меня застучали зубы. Так что я на себе испытал, каково это, когда зуб на зуб не попадает». Решили проводить газ.
Со временем потеплело не только в храме. В 90-е годы более терпимым становилось отношение власть к религии. «Известия» и «Правда» все чаще печатали о встречах митрополита Ленинградского и Таллинского Алексия (Ридигера), будущего патриарха Московского и Всея Руси Алексия II с представителями власти, все предчувствовали перемены.
Начало строительства
Наконец, разрешили строительство храма. Встал вопрос, где строить, учитывая, что место, где стоял сгоревший храм, занято Волковысским Домом культуры. Людмила Павловна Близнюк, преподаватель воскресной школы, говорит: «Было предложено два места: в центре, ближе к тому, где стоял сгоревший храм и в новом микрорайоне, где сейчас Благовещенская церковь. Мнения разделились, устраивали опрос. Но в итоге решили, что здесь – центр города, удобнее добираться, к тому же, люди и из окружающих деревень приезжают. А в итоге и в микрорайоне потом церковь тоже построили».
Иоанн Артюхов, корреспондент «Нашага часа», вспоминает: «Я увидел, что возле Никольского храма стоит много людей, подошел посмотреть. Оказывается, приехал Владыка с духовенством, чтобы выбирать место для будущего храма». На том месте, где сейчас стоит собор, был заброшенный участок, по краям которого жались дома, а сама местность была болотистой. И поначалу возникли сомнения: как тут строить? Весной 1991 года было получено разрешение на этот участок площадью около 0,8 га земли, а 11 июля того же года в Волковыск прибыл Владыка Филарет с большим количеством духовенства. Служили Всенощную в Никольском на улице, благо, погода была чудная, а после состоялся Крестный ход, который пришел к строительной площадке будущего собора. Здесь состоялось освящение и закладка камня в основание будущего храма. Люди были очень воодушевлены – дело наконец сдвинулось с мертвой точки. Появилась инициативная группа, женщины ходили собирать пожертвования.
Воскресная школа, к слову, образовалась, когда храма еще не было. Людмила Павловна с отцом Василием стояли у ее истоков: «Мы сидели с родителями на лавочках возле Никольской церкви. Отец Василий нами руководил, подсказывал, потому что в 90-е годы еще никаких программ составлено не было. Сначала у нас было 25 человек, потом 30, 35… Забегая вперед, скажу, что в 2001 году детей стало уже 190. Это было время всеобщего воцерковления и какого-то воодушевления. Мы объездили множество православных святынь, поездом ездили, представляете - два вагона заказывали (улыбается). Такие праздники устраивали... Жизнь кипела! Мы все вместе – и родители, и дети – участвовали в субботниках и строили этот храм. Пока не было своего помещения, для утренников одолжали залы – и в Волковысском Доме культуры, и в педучилище, и музыкальная школа нас выручала».
Сергей Павлович вспоминает: «Стали вбивать сваи – место ведь болотистое – грохот стал! Некоторые стали возмущаться, говорили, что ничего у нас стоять не будет. А мы делали свое дело. Большую поддержку получили со стороны руководства завода кровельно-строительных материалов, строительно-монтажного треста № 32-го треста. Его руководитель, Игорь Николаевич Голован, выделил нам башенный кран. Это была большая радость, ведь сутки аренды такого крана равнялись чуть ли не нашему месячному доходу».
Вера Васильевна Кузоб говорит: «Когда возводили стены храма, сторожей не было, а материалов много привезено. Вот мы и дежурили ночами по два человека».
Когда приступили к внутренней отделке, в экономике как раз начался спад. Не хватало финансов, да и строительные материалы пропали с рынка. Тогда Сергей Павлович с прихожанами придумали собирать ненужный лом, привлекая к этому прихожан, и покупать за эти деньги стройматериалы. Собрали, кстати, неплохую сумму и купили на нее краску на шпаклевку и отделку. И прихожане были рады: не деньгами, так хоть старыми запчастями могли помочь общему делу.
Валентина Петровна Гирейко (в прошлом – казначей храма) вспоминает: «Кирпича не хватало. Ездили в воинскую часть по улице Жолудево, разбирали старые строения, когда часть уже расформировали. Кирпичи отбивали, очищали и привозили сюда.
Когда внутренние работы заканчивались, я лазила под купол мыть окна. Самодельные леса стояли до самого купола. Помню, отец Василий сказал: «Петровна залезла, а я что - не смогу?» и сам полез. Он тогда молодой был. Забрался и сел на ведро: «Петровна, я весь мокрый. Как Вы добрались?» А я говорю: «Я ж высоты не боюсь». Я еще молодая была».
«Иконостас ждал наш храм, и наш храм ждал его»
Сергей Павлович: «Когда мы приступили к внутренней отделке, встал вопрос, какой будет иконостас. Владыка Артемий приехал на одну из служб в Волковыск, и мы спросили его совета, как нам быть. А он и говорит: «Недавно я был на приходе Святителя Дмитрия Солунского поселка Малая Берестовица, у меня болит сердце из-за того, что в храме вдоль стен стоит разобранный иконостас. Беседуйте с настоятелем храма, прихожанами, просите, чтобы его вам отдали». Отец Вячеслав Бочаров (настоятель храма) выступил перед своими прихожанами с просьбой отдать иконостас в строящейся храм г. Волковыска.
Не сразу люди услышали просьбу о. Вячеслава. Тогда в воскресный день поехал отец Василий в Малую Берестовицу сам. Батюшка усердно молился за Божественной литургией, переживал, произнес проникновенную проповедь, объяснил, что мы строим храм для спасения людей, а такой прекрасный иконостас должен украсить строящийся храм. Некоторые люди со слезами слушали эту проповедь. И в итоге иконостас нам забрать разрешили. Откуда этот иконостас – неизвестно. Скорее всего, в советское время где-то в округе закрыли храм, а иконостас разобрали и привезли в храм поселка».
Валентина Петровна Гирейко: «Я помню, как привезли его – весь пол в храме завалили. Говорю: «О.Василий, а что ж это будет?» Весь иконостас был по частицам, я никогда не думала, что мы его соберем. Мы пригласили реставраторов, жили они у меня на квартире, я им и готовила. Они помогли привести иконостас в надлежащий вид. Собрали нижний ярус, потом верхний. Веревками поднимали, чтобы все ровно было. Поставили иконостас – и он так прекрасно нам подошел. Как будто иконостас ждал этот храм, и храм ждал его».
О.Василий рассказывал, что когда горела старая Петропавловская церковь, люди спасали из храма, что могли. К сожалению, не все потом вернули церковное имущество. Например, икона Петра и Павла 19-го века, московского письма, была куплена о.Василием у одного художника, которому она, в свою очередь, досталась от местного жителя. О.Василий вспоминает, что тогда за нее отдали стоимость мотоцикла. Сейчас икона находится в соборе.
Освящение
В 2005 году праздновалось 1000-летие Волковыска, и к этому времени решено было освятить храм – подарок городу. Территорию вокруг храма оперативно благоустроить помогли республиканские «Дажынкі», которые проходили в 2004 году в Волковыске. В сентябре прошли «Дажынкі», а в октябре уже освящали собор.
Вспоминает Людмила Павловна: «Вечером перед освящением мы мыли, чистили, убирали, украшали – и родители, и дети. Я пришла домой в первом часу ночи, а утром в шесть уже снова была здесь». День освящения был холодным и ветреным, люди заполнили всё пространство перед храмом. Старожилы говорят, что никогда столько народу разом не видели. На освящение приезжал Митрополит Филарет, Владыка Артемий, было много духовенства. Наградили о.Василия, отметили многих прихожан и спонсоров.
Сергей Павлович: «Владыка Филарет и наш Владыка сказали: «Не останавливайтесь, у вас еще много работы», подбадривали нас. В цокольном этаже еще всё не было приведено в надлежащий вид, не окультурено. Я говорю: «Отец Василий, давайте дальше это двигать, тем более, что нас так подзадорили». А о.Василий отвечает: «Знаете, давайте сделаем передышку, помолимся, немного воодушевимся».
И тут меня сократили с работы. И мы с прихожанами решили эти подвальные помещения привести в порядок. За полгода мы залили стяжку пола, сделали потолки, оштукатурили стены. И как только мы все это закончили, меня позвали на работу. Я считаю, что это было промыслительно – я бы не смог каждый день ходить в больницу и заниматься ремонтом, - и благодарю Бога и начальство за то, что дали возможность в то время помочь храму».
Постепенно оборудовали актовый зал на 100 мест. Людмила Павловна рассказала, что задник (фон из ткани, подвешенный в глубине сцены) сшили из простых белых мешков из-под картошки, а расписала фон одна талантливая мама из воскресной школы. Оборудовали также спортивный зал – закупили столы, гимнастические стенки. Детям воскресной школы и родителям построили отдельную трапезную, которая была освящена к 10-летию храма.
Храм сегодня
Перед службой мы разговаривали с Людмилой Павловной на крыльце собора. Она сказала, что когда утром шла на службу, увидела мужчину, который стоял перед храмом и долго и внимательно на него смотрел. Людмила Павловна заинтересовалась и подошла к нему. А этот мужчина сказал ей, что много лет назад строил этот храм и сейчас любуется делом своих рук. После службы мы нашли его. Его зовут Петр Ильич Кушнерук. Он рассказал, что помогал возводить стены и красил купол, когда тот еще не был поднят: «Бог строил, а мы помогали. Вся церковь строила, особенно женщины». Когда я спросила, каково это – молиться в храме, который строил своими руками, Петр Ильич сказал: «Это навсегда часть моей души», а в глазах – слёзы.
Женщины в храме сказали, что некоторые люди, помогавшие при строительстве, уже умерли, некоторые не могут уже дойти до храма. Все с любовью вспоминают о том непростом, но счастливом времени. Людмила Павловна говорит: «Слишком много стало отвлекающих моментов. Тогда, в 90-е, открылись двери храмов - люди как пошли! Всё неизвестное, таинственное, запрещенное. У нас работала воскресная школа для взрослых, люди семьями шли. Особенно вели бабушки. В их молодость церковь была запрещена, чувствовалось преследование, а когда стало можно - привели своих внуков. Это старшее поколение стало уходить, а молодые не сильно стремятся в храм. На праздники ходят, а чтобы посвятить себя Церкви – таких немного. От того числа я сейчас могу насчитать 25-30% заинтересованных родителей. А так продолжают только бабушки. Что-то людей отвлекает. То ли суета этого мира, то ли загруженность».
Несмотря на это, община храма живет активной жизнью: родители помогают детям в воскресной школе, вместе ходят на исповедь и службу – в этом чувствуется преемственность и продолжение тех уроков, которые получают дети. Ребята занимаются в спортивном зале, есть и своя мастерская. Возродилось и Петропавловское братство, которое успешно выпускает антисектантские брошюры. Воскресная школа и братство занимаются с детьми из детского дома, проводят совместные праздники.
Людмила Павловна уверена: «Семя посеяно, и оно всё равно даст свои плоды. Дети, которые приходили ко мне в воскресную школу в 1996-1998 гг, до сих пор к нам идут, помнят, приводят детей. И детдомовские дети не теряются. Те, которые ходили к нам в 90-е, уже выросли, завели семьи и до сих пор не забывают храм. Я с некоторыми созваниваюсь, и они нередко рассказывают, что были такие ситуации в жизни, что только Бог помогал им».
Семя даст свой плод, а Господь, мне так думается, не забудет тех, кто ради него выносил из огня иконы, лез под купол, проводил свои выходные на строительной площадке и сторожил ночами долгожданный храм.
Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ