Почему православные радуются смерти?
Есть в году особый день, когда мы приходим на могилы своих родных. Этот день называется радоница. Радоница празднуется во вторник второй недели после Пасхи. Еще слышны радостные христосования, а само богослужение наполнено пасхальными песнями. Все в церковной жизни отражает радость от Воскресения Христа. Тоже происходит и в сам день памяти умерших. Совершается в мажорном настроении заупокойное богослужение, после которого священники окропляют могилки святой водой, и опять-таки, с пением тропаря Пасхи. Тропарь – это такое центральное песнопение праздника, в котором кратко отражена суть вспоминаемого события. Представьте себе: тут память смерти, а батюшка поет радостную весть: «Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ и тем, кто в гробницах, жизнь даровав». «Странно, но причем здесь радость, - спросите вы, - ведь мы вспоминаем умерших, а смерть – это печаль, скорбь и горе?»
Тема смерти одна из важных в христианстве. Смерть появляется в мире, как последствие, после того, как первые люди согрешили. С тех пор умирая, люди, праведники и грешники, попадали в так называемый древними евреями шеол или ад. И другого им было не дано. Не правда ли страшно? Ведь нет никакого просвета, нет перспективы.
Но так было только до рождения Христа. А если быть точнее, до Его крестной смерти, которой Он победил ад, одолел смерть. Как это произошло? Иисус Христос Бог и человек одновременно. Причем, будучи истинным Богом, Христос был и полноценным, а не призрачным человеком. Бог не притворялся, что он человек, так как Он полностью принял человеческую природу без греха. Дьявол же не мог понять, хотя и чувствовал, что перед ним особенная личность, кто такой Христос.
Святые мыслители Церкви писали, что дьявол был обманут божественной хитростью. Христос своими страданиями стал своего рода приманкой для люцефера, властителя смерти, которую он проглотил. Как известно, все должны были попадать в ад, в том числе и Христос. Но Иисус был не только человек, но Бог. А ад – это место-состояние без Бога. И когда Христос спустился в ад, то ад был побежден, так как место без Бога было наполнено Его присутствием. А власть дьявола над смертью была отнята смертью Христа.
И теперь после смерти человека ждет выбор, который он совершит сам: быть в аду или же с Богом. Да, сам, его советь, его внутренний нравственный закон.
Ну а так как смерть побеждена смертью Христа и после нее у каждого человека существует альтернатива качества новой жизни, то потому мы и радуемся в день памяти умерших, которые уже сделали свой выбор.
Но христианская радость проявляет себя не столько через внешнее действие, сколько с помощью внутреннего настоя личности. Я имею в виду молитву. Мы выказывает свое уважение и любовь через радость в молитве и не как по-другому. Да, особо интересующиеся историей Церкви, могут мне возразить, что, мол, первые христиане устраивали поминальные столовые по умершим. Но для кого? А для нищих и бедных, чтобы те в благодарность молились о почивших. Такая своего рода милостыня от лица усопших.
Как священнику, мне приходится видеть разное отношение к радонице. По большому счету, в этот день происходит слияние древних языческих, нехристианских традиций с православной молитвой. К примеру, поминовение умерших весной, перед началом сельскохозяйственных работ, генетически восходит к языческому культу предков и было призвано обеспечить их поддержку и покровительство в крестьянском труде. А веселье, как часть поминовения, восходит к древним опять-таки не христианским похоронным обычаям, в которых обязательным заключительным элементом был смех и шутки, назначением которых было преодоление смерти и утверждение жизни.
Христиане же, придя на могилки, радуются молитвой, что намного экономичнее глобальных застолий со спиртным и едой.
Иерей Антоний СЕМИЛЕТ