Проповедь архиепископа Артемия в день Святой Пятидесятницы. 2019 год
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодня мы празднуем день Святой Троицы. Как мы слышали в Деяниях апостольских, апостолы находились в Иерусалиме и была Пятидесятница иудейская – ветхозаветный праздник, посвященный восхождению пророка Моисея на гору Синай.
На горе Синай происходит встреча человека и Бога: Моисея - пророка, вождя, священнослужителя и Господа. И Господь заключает завет через Моисея со своим народом, Господь дает заповеди как человек должен жить. Он раскрывает промысел о человеке и призывает человека к вечности в богоуподоблении. В день ветхозаветной Пятидесятницы, когда Моисей подымался на гору, то она вся была покрыта цветами, и в память об этом иудеи тоже цветами украшали свой дом.
И вот апостолы собрались в горнице, они молились и на них сошла благодать Святого Духа. Т.е. исполнилось то, о чем говорил сам Христос. Он говорил о том, что пришлет Духа утешителя, который им все объяснит. Благодать, энергия Божия откроет духовные глаза, даст понимания слов Христа, которые по-человечески не всегда понятны.
И мы знаем, что благодать Святого Духа сошла в виде языков пламени и при сильном шуме ветра. И апостолы преобразились, вчерашние рыбаки, те, кто в страхе прятались в горнице «страха ради иудейска», пошли проповедовать всему миру, возвещать Евангелие и к ногам Христа преподнесли всю вселенную.
Христианство завладело сердцами многих и многих людей. Не человеческими усилиями это было достигнуто - Господь объединяет маленькую общину: свидетелей Его смерти, свидетелей Его воскресения, свидетелей Его вознесения на небо. И Господь призывает их пребывать в Иерусалиме, пока они не облекутся силой свыше.
И вот эта благодать свыше коснулась душ апостольских. Видимым проявлением этой благодати было то, что они заговорили на иностранных языках. Паломники собирались со всех мест, везде были еврейские колонии и многие евреи жили в других странах. Все эти паломники приезжали в день Пятидесятницы, чтобы помолиться в Иерусалимском храме. И они были очень удивлены, когда услышали, что простые рыбаки говорят на их языках. Причем говорят грамотно, по-богословски, философствуют, но доступно и понятно. И от них исходит благодать, которую чувствует сердце.
Вы на своем личном знаете о том, что когда приходите в храм, особенно первое время, то чувствуете благодать в сердце. Ничего объяснить не можешь, а чувствуешь Бога. Вот это чувствование Бога, зрение Бога внутренними очами является основополагающим в религиозном опыте каждого человека. И вот первое требование, когда человек принимает благодать Духа Божия, принимает богословие, принимает веру евангельскую – это начать жить по-другому, начать жить новой жизнью.
И поэтому апостол Петр поднимается и обращается к иудеям: прежде всего покайтесь, вы богоубийцы, вы убили мессию, вы не живете религиозной жизнью, а совершенно противоположной.
Мы с вами часто говорим о том, что покаяние это и есть перемена, преображение, изменение человека по существу. И вот к этому и призвана Церковь. Апостолы изменились. И глава Церкви – сам Христос, и во Христе Церковь существует и будет существовать до конца дней своих.
Да, мы, конечно, не соответствуем с вами христианству, в нашей среде множество грехов, множество падений, богоотступничества. Но Христос все это воспринимает на себя, благодать Духа Божия сжигает наши грехи и очищает наши сердце. И цель нашей жизни – преображаться в покаянии, просить у Бога помощи. Апостолы стали другими и мы тоже должны стать другими по существу и в этом смысл нашей христианской жизни.
Святые отцы указывают, что цель нашей жизни – это стяжание благодати Святого Духа. Серафим Саровский говорит: «Стяжи благодать Духа Божия и вокруг тебя спасутся тысячи». Пост, правила молитвенные, посещения длительных служб – это все внешние формы, это средства при помощи которых, мы стараемся стяжать благодать Духа Божия.
Но пребывание в верности Христу – вот основополагающее свойство человека, и в этом свойстве проявляется Господь. И поэтому Господь оставил общину, но сказал им: «не бойтесь, я с вами до скончания века».
В Церкви пребывает благодать Божия, в церковных таинствах мы приобщаемся ее, несмотря на свою греховность, несмотря на свое недостоинство. И мы верим, что Церковь будет существования до скончания века, и что Господь не оставит нас своей любовью и приведет нас ко спасению.
Всех вас с праздником, храни Господь!