Главная » Библиотека » Публикации » 2018 » 06 » 18 » Когда город становится храмом

Когда город становится храмом

Взрослые редко требуют объяснения своим поступкам. Даже от самих себя. Надо – значит надо. Традиция такая. Ну и прочие отговорки. Я так уже несколько лет хожу на Крестный ход в память всех белорусских святых.

Поэтому для меня совершенно неожиданно прозвучал вопрос пятилетней дочери: «Папа, зачем нам завтра идти на Крестный ход?». Наверное, в этот момент я сам впервые задумался, зачем люди 20 лет идут по жаре, в выходной день, по нескольку километров к храму на окраине города.

Но долго думать я не мог, потому что надо было срочно что-то ответить и заинтересовать ребенка, а в голову лезла всякая ерунда вроде «можно будет пройтись по дороге, где обычно едут машины» или «можно идти по городу и громко петь». Не подействовало.

Еще большей неожиданностью стал аргумент жены, который переломил ход нашей с дочерью дискуссии: «Ева, пойдем - там будет много людей». Когда я слышу словосочетание «много людей», обычно хочется идти в противоположную сторону. Но для моей Евы это прозвучало по-настоящему привлекательно, и она стала готовиться к завтрашнему, как она сказала, «крестовому походу».

«Много людей». Мне кажется, теперь смысл Крестного хода стал яснее для меня самого. Крестный ход - это не просто шествие и не способ кому-то что-то доказать. Люди не выступают средством на службе какой-то идеи. В первую очередь, Крестный ход – это сами люди. Как и Церковь, от греч. Эклессия – собрание. Мы ходим в храмы, чтобы составить собрание верующих, то самое «много людей», чтобы иметь общение друг с другом, святыми и Христом. Общение – основной смысл Крестного хода, как любого литургического действа. И в ответ на свое: «Зачем вы пришли сегодня на Крестный ход?», я много раз слышал: «Потому что здесь будет Наталья Петровна/Маша/Кирилл и т.д.». И если вы думаете, что со всеми ими можно встретиться у себя в храме, то это не всегда так. Перефразируя известную поговорку, случается так, что люди за лесом не видят деревьев.

После Крестного хода я стою на площадке возле храма. Сзади ко мне подбегает моя знакомая, Лариса Алексеевна: «О. Дмитрий! Сфотографируй меня с этой женщиной. Это моя родственница, я только что с ней познакомилась!». Оказывается, они обе ходили в Покровский собор, а познакомились только сейчас, на Крестном ходу. Нет, все-таки Крестный ход увеличивает и общность, и единство.

Крестный ход дает почувствовать общность христиан на несколько ином уровне. Обычно мы совершаем евхаристию в своих приходских общинах. Но сегодня – выходим за границы этого обособленного сообщества. Весь город становится одной большой евхаристической общиной. Одна прихожанка говорила мне: «Я иду по улицам Гродно и понимаю, что он превратился сейчас для нас в храм. Мы поем молитвы на его улицах, площадях. И столько людей! Конечно, я не со всеми знакома, но зато я знаю, что все они православные и это дает мне почувствовать себя частью этой большой семьи!».

После Крестного хода пожилая женщина спрашивает меня, как отсюда добраться до Девятовки. В обеих руках костыли. Понимаю, что она еще и плохо видит, потому что смотрит как будто сквозь меня. Предлагаю вызвать и оплатить ей такси, но в ответе слышу обиду: «На такси я могла бы и сюда приехать, а я пришла пешком и уйду пешком». Спрашиваю, зачем она участвует в Крестном ходе, имея слабое здоровье, да еще и в жару. «Я давно хотела обойти все храмы Гродно, но видишь – проблема с ногами. А тут вот они – все храмы», - и показывает на людей.

За весь день я встретил только одно хмурое лицо. Это было уже в самом конце, когда возле столов с кашей осталось только пару человек и волонтеры занялись уборкой. Эконом нашего храма, Валентина Ивановна, так усиленно оттирала руки в ведре, что сразу стало ясно – что-то тут не так. «Ну вот! Не хватило каши. Пошли люди голодные!». «Ну да, в этом году как-то слишком много людей», - пытаюсь поддакивать я. «Ай, о. Дмитрий, слишком много людей не бывает, бывает слишком мало каши». «Вам тоже нравится, когда много людей?», - спрашиваю я, вспоминая свой разговор с дочкой. «И когда много людей, и когда много каши».

Что ж, будем надеяться, в следующем году не подведут ни люди, ни каша.

Диакон Дмитрий ПАВЛЮКЕВИЧ
Фото: Екатерина ГОРДЕЕВА

Когда город становится храмом
Раздел сайта:
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.
Article | by Dr. Radut