В храме святителя Луки состоялась лекция профессора Чеслава Кирвеля на тему «Современный человек в условиях все ускоряющегося времени»
По благословению протоиерея Александра Хомбака в воскресение, 25 февраля 2018 года, в неделю Торжества Православия в храме свт. Луки Крымского и Симферопольского состоялось выступление профессора, доктора философских наук, заведующего кафедрой философии ГрГУ им. Я. Купалы Кирвеля Чеслава Станиславовича на тему «Современный человек в условиях все ускоряющегося времени».
На какие же размышления наводит это неоднозначное выступление, которое проходило в острой полемике между лектором и слушателями?
Реалии ушедшего ХХ века изменили наши представления о закономерности развития социума. Мир стал принципиально другим. Поэтому теперь многие исторические аналоги, факты из жизни общества прошлых столетий мало что проясняют в нынешних процессах и явлениях общественной жизни. То, что происходит сегодня в бытии человеческого сообщества, нередко вообще не имеет аналогов в прошлой истории и является качественно новым.
Современность оказалась беспрецедентно противоречивой. Завершивший свой стремительный бег прошлый, столь не похожий на все предыдущие времена человеческой истории, ХХ век, казалось, до бесконечности расширил возможности человечества, открыл ему новые и заманчивые перспективы и горизонты.
Масштабы научно-технической революции оказались грандиозными. Достаточно сказать, что только за последние 50 лет человечество израсходовало столько энергии, сколько за всю предшествующие тысячелетия. В этом веке стали возможными продвижения в пространстве со сверхзвуковой скоростью, полеты на Луну, проникновение в микромир, овладение ядерной энергией, создание телерадиокоммуникаций, ЭВМ и информатики, новых конструктивных материалов, высоких технологий и т.д. и т.п.
Но все это у современных землян почему-то не вызывает оптимизма. Напротив, какое-то субстанционное беспокойство, душевное смятение, ощущение «конца времен», надломленности и хрупкости бытия, предчувствие нового «цивилизаионного слома», бед и катастроф с пугающей быстротой захватывает сознание людей.
Социальные философы, футурологи, экологи и просто мыслящие люди разных мировоззренческих ориентаций и взглядов все с более развернутой аргументацией и доказательностью пишут и говорят о набирающем силу процессе глобальной социальной трансформации, о том, что мы находимся сегодня накануне «бури тысячелетия».
Человечество, согласно им, уже не может продолжить развитие на путях, заложенных в культурных матрицах техногенной цивилизации. Опыт истории сидетельствует, что такого рода ситуации в духовной жизни общества никогда не бывают случайными и беспочвенными. Напротив, они всегда есть верный признак, симптом действительного неблагополучия и кризиса общественной системы, фиксация тектонических ударов, реальных глубинных сдвигов в недрах социума. Чтобы убедиться в этом, достаточно хотя бы поверхностно ознакомиться с состоянием общественного сознания, надеждами и опасениями людей, живших и действующих во времена, предшествовавшие всем переходным эпохам истории.
Контуры и очертания формирующегося социального космоса ХХI века, однако, расплывчаты, неясны, двусмысленны. Стремительное развитие событий на планете ставит перед исследованиями социума ряд принципиальных и сложных вопросов.
Куда все же движется современный мир: к апофеозу «планетарного разума» или господству «планетарного тоталитаризма», к новым достижениям человеческого духа, к прорыву в духовноэкологическую цивилизацию или к мировой смуте, к вселенскому хаосу, к наступлению новых «темных веков», к тяжелейшему, многослойному кризису рода людского?
С чем мы, в конце концов, имеем дело: с созиданием или разрушением, с дорогой в будущее или с провалом в прошлое? Будем ли жить в полицентрическом мире по модели партнерства локальных цивилизаций или же станем свидетелями жесточайшего «столкновения» этих цивилизаций? Останутся ли народы и социальные государства действительными субъектами исторического процесса или они окажутся во власти «олигархического интернационала», будут управляемы безликими, анонимными наднациональными сетевыми структурами? Вопросы, вопросы, вопросы … и нет на них пока однозначного ответа.
Выступление это пришлось на празднование дня Торжества Православия. О каком же торжестве идет речь сейчас, когда мы оглядывемся на противоречивый окружающий мир, когда смотрим в глубины нашего Православия?
Торжество мы видим в том, что, несмотря на гонения, на громадные трудности, мы сохранили в нашей церковной жизни духовный путь, завещанный нам Христом в Евангелии и Отцами Церкви. Мы благоговеем перед людьми, которые в течение всех тысячелетий устояли в вере чистого исповедания, в духовности подлинно евангельской, и сохранили нам наше драгоценное, глубокое, поучительное богослужение.
Это торжество и на будущее исполняет нас надежды, потому что это победа Божия в немощи человеческой, над нами и в нас, среди нас в течение уже прошедших тысячелетий. Бог остался непобедим в Церкви Христовой, Бог остался непобедим в отдельных, конкретных личностях – и в этом наша великая радость.
Галина МИХАЛЬЧЕНКО