300-летие со дня рождения святителя Георгия (Конисского), архиепископа Могилевского и Белорусского
"Георгий есть один из самых достопамятных мужей минувшего столетия. Жизнь его принадлежит истории…"
А.С. Пушкин
В нынешнем 2017 году православная Беларусь будет отмечать знаменательную дату – 300 лет со дня рождения архиепископа Могилевского и Белорусского Георгия (Конисского), в течение сорока лет возглавлявшего единственную в XVIII веке православную кафедру на белорусско-украинских землях Речи Посполитой.
Его вклад в церковную жизнь и духовное наследие этих земель столь велик, что кажется тщетной попытка приблизиться к его осмыслению. Любая область, какую затрагивал святитель, несет в себе глубокий след его мудрости, всесторонних и глубоких знаний. Считаю необходимым статьей, предлагаемой вниманию читателей, открыть год памяти этого удивительного человека.
Выдающийся церковный и общественный деятель, богослов и проповедник, оратор, борец за права православных в Речи Посполитой, за свободу вероисповедания для некатоликов «диссидентов», за возможность возвращения в Православие насильственно обращенных в унию и католичество архиепископ Могилевский Георгий (Конисский Григорий Осипович) родился 9 (20).11.1717 на Украине в семье сотенного урядника Нежинского казачьего полка, принадлежащей к западнорусскому дворянскому роду, из которого вышел известный старец Иов – инок Киевского Пустынно-Николаевского монастыря. Первоначальное образование получил в доме родителей. В 1728-1743 гг. обучался в Киево-Могилянской Академии, где обратил на себя внимание ученой корпорации способностями и знаниями в богословии, философии, красноречии и стихотворстве, в совершенстве овладел латинским, польским, греческим, древнееврейским и немецким языками. 11 августа 1744 г. в Киево – Печерской Лавре принял монашеский постриг с именем Георгий. Постриг совершил собор иноков Киево-Печерской лавры во главе с митрополитом. В конце чина с проповедью к собравшимся обратился новопостриженный, взяв темой своей проповеди слова Евангелия от Марка (Гл. X, ст.29-30). Эта проповедь – первый опыт проповедничества и начало просветительской деятельности Георгия (Конисского) в качестве проповедника Киево-Печерской лавры. С 1745 г. он - преподаватель красноречия, с 1747 г. – проф. философии и префект Киево-Могилянской Академии. Одновременно с этим назначением состоялось и его посвящение в сан иеромонаха. С 1751 г. – проф. богословия и ректор Академии с возведением в сан архимандрита Киево-Братского училищного монастыря, член Киевской духовной консистории. Главным в трудах ученого-архимандрита становится преобразование курсов богословия и философии. Георгий (Конисский) составил «Руководство к преподаванию богословия» (1751) - первый систематический курс богословия (местонахождение рукописи неизвестно), присоединив к нему, как вводную часть, герменевтику[1] и священную библиологию.
Определив задачи предмета, он отделил богословие догматическое от нравственного, специализировав то и другое. Являясь последовательным продолжателем богословской системы Феофана Прокоповича, шел дальше по пути отказа от средневековой схоластики и власти католических авторитетов, обратившись к возрождению святоотеческой традиции. Его богословие – логически стройная система, насыщенная богатым учебным материалом, формировала у воспитанников более широкое православное мировоззрение. Свою систему философии Георгий (Конисский) изложил в двух курсах академических лекций. Оба курса на латинском языке входят в число неизданных сочинений Георгия (Конисского). В настоящее время рукописи, скорее всего, утрачены. Философские курсы Георгия (Конисского) – «любопытный памятник трудов» ученого, «содержит около 500 листов мелкого письма. Благодаря Георгию(Конисскому) философская система Аристотеля в Академии была заменена христианской протестанта Баумайстера, принятой во всех учебных заведениях Европы. Философские курсы Георгия (Конисского) – лучшее и последнее в конце XVIII в. слово русских богословов в области философии, оказавшее значительное влияние на развитие русской философии.
Автор оригинального курса лекций по пиитике и риторике, без обычных в то время латино-польских основ знакомит слушателей с русской литературой и языком «по образцам ломоносовским». Переводит псалмы на русский, польский языки и латынь, пишет драматические произведения «Воскресение мертвых обще убо всем будущее, но страждущим неповинно в веце сем блаженно …» 1746 года и др. В своих стихотворениях переходит от силлабической поэзии к тонической. Памятником префектуры Георгия (Конисского) является составленная им «Инструкция находящимся по школам при церквах Киево-Подольских студентам, в Академии Киевской 1750 года февраля 8 дня сочиненная», в 12 пунктов которой содержатся правила поведения студентов в школе, вне классов, за богослужением, между собой и по отношению к преподавателям. Новаторством в организации учебного процесса стала разработка программ всех академических курсов, где кроме богословских дисциплин и философии были многочисленные светские предметы. Ректор Академии поощрял занятия музыкой и живописью.
Поворотным событием в жизни Георгия (Конисского) стало его согласие на церковно-общественное служение в Белорусской епархии, единственной православной епархии Речи Посполитой. В указе Свят. Синода в Коллегию иностранных дел от 17 января 1755 г. Георгий охарактеризован так: «…довольно ученый, жития же честного и благонравного, и в помянутой белорусской епархии епископом быть достоин». Назначение нового епископа на Могилевскую кафедру активизировало в РП антиправославную деятельность, во главе которой встали полоцкий униатский митрополит Флориан (Гребницкий) и коронный подканцлер граф Воджицкий. Устремления католической партии, направленные на недопущение замещения вакантной кафедры новым православным епископом, российским поданным, были поддержаны папой Бенедиктом XIV. В булле папы к коронному канцлеру Иоанну Малаховскому указывалось, чтобы канцлер употребил все «старание, вспоможение и ревность…, чтоб новый схизматический епископ на ... Могилевский престол возведен и поставлен не был». Однако назначение православного архиерея зависело не только от католической и униатской церквей и правительства польско-литовской «республики».
Основополагающим здесь являлся заключенный в 1686 г. «Вечный мир», содержащий российские гарантии религиозных прав православных в Короне Польской и Великом княжестве Литовском. Вопреки оппозиции «латинских» иерархов король Август III декретом от 3 июня 1755 г. санкционировал назначение Георгия (Конисского) белорусским епископом «греческого неунитского закона». 20 августа 1755 г. состоялась хиротония Георгия Конисского во епископа Белорусского. Чин совершили: Киевский митрополит Тимофей, епископы Ираклий Черниговский и Иоанн Переяславский в Киевском соборе святой Софии. Сам архипастырь рассматривал назначение, учитывая религиозное противостояние в украинско-белорусских землях РП. Во вступительной речи по приезде в епархию он, ссылаясь на пример великих учителей вселенской Церкви – Афанасия Великого, Василия Великого, Иоанна Златоуста, указал на истинное призвание епископа – борьбу с «ересями», подразумевая католическо-униатскую угрозу.
Белорусская епархия (кафедра - г. Могилев) пребывала в крайне бедственном положении, в ней насчитывалось 130 православных храмов. Только, начиная с 1686 года, в унию было отнято 164 церкви и 5 монастырей. Пользуясь государственной поддержкой, католики и униаты занимали православные храмы, церковные и монастырские здания, не позволяли строить новые церкви на погорелых местах и возобновлять обветшавшие. Власти препятствовали духовному образованию православных, запрещая иметь школы и семинарии. Священники на приходах ставились по воле владельцев земель из числа наименее подготовленных, но послушных людей. Возрождение церковной жизни епархии еп. Георгий начал с религиозно-нравственного воспитания духовенства и паствы. В 1757 г. при архиерейском доме была открыта типография, где печатались и рассылались духовенству по минимальной цене необходимые книги. Был издан сокращенный вариант «Катехизиса» Феофана Прокоповича с дополнениями еп. Георгия и разослан приходским священникам во все церкви епархии при окружной грамоте с архипастырскими наставлениями.
При Спасском мон-ре были открыты школьные классы, а в 1759 г. Могилевская Духовная Семинария. Для пополнения состава православного духовенства Белорусской епархии еп. Георгий ходатайствует перед Св. Синодом РПЦ о разрешении рукополагать российсских подданных украинского происхождения или из пограничной Смоленской провинции и получает одобрение в именном императорском указе от 25 января 1758 г. Одновременно с заботой о духовных ресурсах епархии, Владыка большие усилия прилагает на изыскание средств для укрепление ее материальной базы: строительство и ремонт храмов, жалование духовенству, книгоиздательство. Особое место занимает упорядочение епархиальной документации и формирование архива. Для обоснования прав православных перед государственными властями святитель собирает древние королевские грамоты, изучает законодательство Речи Посполитой о правах православных, составляет реестр отобранных церквей, что положило начало знаменитому «Архиву Конисского». Документы и копии Архива использовались православными в тяжбах с униатами и католиками. Владыка осуществляет ряд мер канонического порядка и, прежде всего, по вопросам смешанных браков. Епископ много проповедует, уча основам веры, христианской нравственности, покаянию, знакомит со Священным Писанием, пламенным словом очищает паству от грехов суеверия, душевной лености, смело говорит о вредоносной деятельности иезуитских и доминиканских миссионеров.
В поисках исторической правды еп. Георгий неоднократно обращается за помощью в Синод РПЦ и Коллегию иностранных дел, информируя обо всех случаях ущемления «исповедников нашего благочестия». Он становится известен в дипломатических и придворных кругах, и с воцарением Екатерины II, приглашенный на ее коронацию в Москву, навсегда попадает в поле зрения императрицы. В 1762 г. в своей блестящей речи в Москве по случаю коронации императрицы он выразил тревогу о горькой судьбе единоверного России православного населения Речи Посполитой и высказал надежду на скорое избавление от «вихрей с Запада», грозящих загасить православный «светильник веры, от дней Владимировых зажженный» на старых землях Древней Руси. Одновременно Речь Георгия Конисского стала манифестом политической лояльности западнорусского духовенства политическому курсу российского правительства. Из Москвы епископ Георгий вместе с двором переезжает в Петербург, где живет до начала 1765 г., работая во благо паствы. На доклад Синода, представлявшего Георгия (Конисского) на освободившуюся псковскую кафедру, императрица Екатерина II наложила резолюцию: «Георгий нужен в Польше, … пусть новых представят». Именно епископ Могилевский способствовал оформлению нового курса российской дипломатии в РП, особенно в «диссидентском вопросе». В 1763 г. от имени всех православных РП еп. Георгий подает челобитную императрице, ставшую официальным основанием для выступления России в защиту Православия в связи нарушением властями РП «Трактата 1686 г. о вечном мире между Россией и Польшей».
Летом 1765 г. под российской охраной Владыка едет в Варшаву для представления новому королю Станиславу Августу Понятовскому и получению о него подтвердительной грамоты на епископскую кафедру. 27 июля он произносит на латыни блестящую речь о тяжелом положении православных и всех некатоликов-«диссидентов», о попрании их прав. Речь была переведена на европейские языки как образец защиты веротерпимости. Три года отстаивает он в Варшаве права православных не только Белоруссии, но и Украины, борется за возвращение храмов и монастырей. Георгий подал королю «Мемориал об обидах православным» из 20 пунктов и реестр всех случаев угнетения православных в Речи Посполитой, происшедших за время его епископства с приложением списка церквей, отнятых в унию. «Мемориал» был основан на глубоком знании истории церкви ВКЛ и РП, на свидетельстве исторических документов. На базе архивных материалов, собранных из белорусских и украинских монастырей о положении православных в РП, издает книгу «Права и вольности исповедующих греко-восточную веру в Польше и Литве», которая стала незаменимым юридическим справочником в спорных вопросах между православными и католико-униатами.
Практическая ценность книги преосв. Георгия была признана св. Синодом: «Оную книгу для случающихся впредь справок взнесть в список и хранить в канцелярии свят. Синода с Указными книгами, а для удобнейшего чтения перевесть … на российский язык». Принимает деятельное участие в заседаниях сеймов и конференциях диссидентов, разрабатывая статьи о положении православных и «диссидентов», чем способствовал созданию «Трактата вечной дружбы» между Россией и РП от 13 февраля 1768 г., даровавшего диссидентам права, равные с католиками. Активная деятельность преосв. Георгия по защите православных всей Речи Посполитой, его дипломатические действия, решительная поддержка выступлений епископа Могилевского Российским правительством вызвали резкую реакцию со стороны католической партии и ее воздействие на волю короля.
Разуверившись в обещанном содействии короля, не веря в способность сеймов Речи Посполитой разрешить критическую политическую ситуацию, Владыка Георгий принимает активное участие в работе Слуцкой диссидентской конфедерации 1767 г., созданной для уравнения прав православного и протестантского населения Речи Посполитой, взяв на себя рассмотрение жалоб православных. Идейным знаменем общего движения епископ Белорусский считал веротерпимость, и в религиозном противостоянии, раздиравшем Речь Посполитую накануне и во время разделов, выступал ее последовательным защитником. Покровительства епископа Георгия искали как протестанты, так и польские крещеные евреи, желавшие перейти в православие. После декларации решений сейма о диссидентах 1768 г. Георгий Конисский становится членом смешанного суда, созданного для разбирательства религиозных споров между католиками и «диссидентами». За время столь тяжелой борьбы с врагами православия или по его выражению «волками», епископ Белорусский дважды едва не был убит: в 1759 г. в Орше, в Кутеинском мон-ре, в 1760 г. в Могилеве, в архиерейском доме.
В связи с выступлением католической Барской конфедерации польской шляхты против короля Станислава Августа и постановлений сейма «о диссидентах», резким обострением обстановки еп. Георгий был вынужден бежать из Речи Посполитой в Смоленск. В изгнании (1768-1772) он не оставляет опекой свою паству, посылая письма и наставления. В соавторстве с епископом Смоленским Парфением составляет практическое пособие для священников «О должностях пресвитеров приходских» по вопросам литургики, проповеди и пастырского богословия (переведено на англ. и др. языки), пишет статью-ответ на «Письмо г. Вольтера к учителям Церкви и богословам», твердо противостоя модному вольтерьянству, безбожию и аморальности своего века.
Новый период деятельности преосв. Георгия открылся после 1-го раздела Речи Посполитой 1772 г., который епископ Могилевский приветствовал как библейское освобождение от египетского рабства. Высочайшим указом 14 декабря 1772 г. православное население новоприсоединенных областей было разделено на две губернии – Могилевскую и Псковскую. Южные провинции – Могилевская, Оршанская, Мстиславская и Рогачевская – составили Могилевскую епархию, которая приобрела новое наименование: Могилевская, Мстиславская и Оршанская, с соответственным изменением титула епископа Могилевского. Этим же указом просв. Георгию повелевалось оставаться на Могилевской кафедре впредь до особых распоряжений. Вернувшись из изгнания в свою епархию, он начинает главное дело своей жизни – «…исторгнуть …из волчьих зубов… насильно угнанных в рабство унии». Он выступал за немедленное массовое возвращение униатов в Православие, чему содействовали его проповеди и послания, разосланные по всей Белой Руси.
Однако императрица Екатерина II до определенного времени считала это невыгодным: униаты, наряду с иезуитами, были в ее руках еще одним инструментом давления на папство и влияния на обстановку в Речи Посполитой. Георгий (Конисский) был вынужден подчиниться политической необходимости. Только после отъезда из России униатского митрополита Иоассона Смогоржевского (1780) «двери в православие отворяются узникам унии». Владыка - один из инициаторов имп. рескрипта от 2.7. 1780 г. дозволявшего назначать православных священников в освободившиеся униатские приходы. Со дня опубликования этого указа за годы 1781-1783 гг. в Белоруссии, несмотря на стеснительность рескрипта и противодействия католиков-владельцев, в лоно РПЦ возвратилось 120 000 человек. Одновременно епископ Георгий занимается приведением в надлежащий порядок внутренней жизни епархии: посылает духовенству увещательные грамоты о запрещении обливательного крещения (1783), о запрещении небрежного исполнения таинства исповеди (1789), предпринимает ряд мер по укреплению материального положения кафедры, ведет большое строительство.
В Могилеве на личные средства Владыка возводит церковь Георгия Победоносца, на средства, данные по его просьбе императрицей, строит архиерейский дом, здание консистории и семинарии. В 1785 г. она имела статус штатной, получила жилые помещения для учителей и бедных питомцев. Вплоть до закрытия в 1917 г. семинария оставалась одним из главных центров православного образования и культуры, как в епархии, так и далеко за ее пределами. Деятельность преосв. Георгия не осталась без внимания. «За претерпенные труды и непогоду» именным указом Екатерины II от 22 сентября 1783 г., на двадцать седьмом году своего епископства он был возведен в сан архиепископа и назначен членом Святейшего Правительствующего Синода. Апостольская деятельность Георгия (Конисского) не ограничивается пределами Могилевской епархии и распространяется на православных белорусов и украинцев, оставшихся после 1772 г. в пределах РП. Он активно помогает церковной жизни православных как их ходатай в Синоде, защищает духовенство от необоснованных нападок, поручая своему младшему соратнику Виктору (Садковскому) представлять себя лично в сейме. Стараниями архипастыря высочайшим указом 27 марта 1785 г. была учреждена Православная епархия в РП с местожительством епископа в г. Слуцке.
Для закрепления достигнутого успеха и предупреждения нежеланных случайностей Владыка Георгий для нового епископа пишет инструкцию, содержащую подробные указания и рекомендации по управлению епархией. В трагические для Православия РП годы гонений (1789-1792), архиеп. Георгий поддерживал тесную связь с Варшавой и Петербургом, стараясь держать Синод и российское правительство в курсе происходящих событий. Последовавший в след за этим второй раздел Речи Посполитой (1793) привел к созданию на территории, отошедшей к России (губерн. Минская, Изяславская и Брацлавская), новой Минской епархии, в ранге архиепископии. Управление этой архиепископией поручалось Виктору (Садковскому) с возведением в сан архиепископа Минского, Изяславского и Брацлавского. С этого момента начинается новый этап воссоединения униатов «старых времен». Указом Синоду от 22. 4. 1794 г. предписывалось поручить Минскому архиепископу Виктору обратиться к населению с пастырской грамотой, призывающей униатов к возвращению «в благочестие, которому издревле предки их, а иные и сами, последовали». Грамота была обнародована в мае 1794 г. и имела колоссальный успех. В течение полутора лет только в епархии архиеп. Виктора в недра Православия возвратилось 1457073 жителей Украины и Белоруссии.
Процесс воссоединения в Могилевской архиепископии шел более медленно, но приобрел устойчивый и постоянный характер. 10 января 1795 г. последовал высочайший указ, повелевавший «по лучшей удобности губернии Полоцкой состоять в числе епархии архепископа Могилевского, именуя его Могилевским и Полоцким». Однако преосвященный Георгий не мог воспользоваться открывшейся возможностью – расширением епархии и новыми возможностями к воссоединению. Архиеп. Георгий, скованный тяжелым недугом, заканчивал свой земной путь. Окружная грамота, призывавшая униатов к воссоединению, была изготовлена Синодом, опиравшимся на авторитет Георгия (Конисского). Тем не менее, в Могилевской епархии со времени опубликования указа от 22 апреля 1794 г. по 1796 г. присоединилось в губерниях: Могилевской – 66005 чел; Полоцкой – 51680 чел; и еще в обеих – 7309 чел; всего 114994 чел. В основном эти воссоединения были совершены при жизни Преосвященного Георгия. Результатом деятельности архиепископа Белорусского по воссоединению униатов с Православием следует считать и указ Екатерины II от 19.10.1795, ликвидировавший все униатские епархии, кроме Полоцкой.
После святителя осталось большое литературное, эпистолярное и историческое наследие. Исключительное место в нем занимает проповедь. Еще при жизни он стяжал славу знаменитого церковного оратора, создав непреходящие памятники нравственного и политического красноречия. Будучи последователем Феофана Прокоповича, он отказался от господствовавшей в южно-русской проповеди XVIII в. латино-польского уклона. На место схоластически-отвлеченных мудрствований и внешнего блеска риторических упражнений была поставлена свято-отеческая традиция, назидательность и логичность. В Белоруссии, где в его кафедральный собор приходили крестьяне, он проповедывал просто и ясно, зачастую полемизируя с католической пропагандой, что делало его в глазах поляков «орудием русской автократии». Его проповедь совпадала «…с доводами Священного Писания о покаянии, об исправлении жития, о почитании властей», истребляла «…суеверия, вкореняла в сердца людские страх Божий, словом рещи: испытывала бы от Священного Писания, что есть воля Божия святая, угодная и совершенная». Архиепископ Георгий – создатель нового типа русской церковной проповеди, основанной на Священном Писании, учении Отцов Церкви, церковной и гражданской истории.
Проповеди архиепископа Георгия были собраны самим автором и изданы отдельной книжкой «Собрание поучительных слов» в 1761 г., не сохранившейся до наших дней. Преимущества его проповедей перед западными образцами подчеркивал А. Сумароков достоинство их особо отмечал А.С. Пушкин. Рукописные сборники проповедей распространялись среди белорусского духовенства. Как первое прижизненное печатное издание проповедей Георгия (Конисского), так и рукописные сборники были утрачены. За исключением рукописи, сделанной собственноручно самим архиепископом Георгием и переданной на хранение Н. Бантыш-Каменским в библиотеку Киевской духовной академии в 1804 г. Эта рукопись, содержащая 55 проповедей белорусского периода его деятельности, легла в основу первого посмертного издания сочинений святителя, предпринятого его первым биографом прот. Иоанном Григоровичем в 1835 г. В 1861 г. прот. Иоанн Григорович выпустил в свет второе, дополненное издание.
Особое место в творчестве святителя занимают речи, произнесенные по различным политическим мотивам во благо гонимых православных Белой Руси. Именно в них созданы яркие образы «обретения Родины» православным населением западных территорий Российской империи. Весьма яркими являются примеры монарших трудов, направленные ко «всеобщему счастью» подданных. Наиболее отчетливо эти идея воплотилась в знаменитых «Речах» Георгия (Конисского), обращенных по разным политическим поводам к императрице Екатерине II. Его знаменита речь «Оставим астрономам доказывать …», обращенная к императрице в Мстиславле во время ее путешествия в Тавриду в 1787 г., запечатлела не только высокое ораторское искусство, но и мудрость политика и дипломата. Эта и другие речи святителя внесли значительный вклад в формирование в России идеологии «просвещенного абсолютизма».
В 1892 г. «Слова и речи Георгия Конисского, Архиепископа Могилевского» с краткой биографией Преосвященного и характеристикой проповеднической деятельности были изданы отдельной книгой. В сборник вошло 77 проповедей архиепископа Георгия. За основу был взят список с рукописи Киевской академической библиотеки – 62 проповеди, в том числе, проповеди, изданные прот. Иоанном Григоровичем, с прибавлением к списку вновь обнаруженных одиннадцати слов и четырех речей Могилевского архипастыря. «Слова и речи» имеют ряд преимуществ перед предшествующими изданиями, заключающимися в большей полноте наследия Георгия (Конисского), а также хронологическом размещении. Не все проповеди и речи святителя дошли до нас, равно как не все опубликованы. Поэтому в настоящее время возможны открытия и находки.
Сохранились несколько стихотворений архиепископа Могилевского, написанных в различные годы жизни на русском, польском и латинском языках: надписи к иконам Христа, Богоматери и святых; к портретам государственных деятелей; эпитафии и переложения псалмов: «На смерть князя Г.А. Потемкина», «В подражание Вергилию» и др.
До нас дошла обширная переписка святителя - официальная и частная. Служебная - представлена рапортами, донесениями, реляциями, адресованными в Святейший Синод, в Могилевскую духовную консисторию и др. официальные учреждения, частная – двенадцатью письмами к различным высокопоставленным особам. Все они помещены в Собрании сочинений автора, изданных прот. И. Григоровичем. «Письма Белорусского епископа Георгия Конисского императрице Екатерине II, с просьбами о защите от поляков-католиков и униатов православного населения Белоруссии (1762-1768 гг.)», являющиеся частью знаменитого «Архива Конисского», хранятся в Российском государственном Архиве древних актов.
Исторические труды Георгия Конисского актуальны и служат практическим целям. «Историческое известие о епархии Могилевской, в Белой России состоящей, и о епархии, в Польше бывших, благочестивых, т.е. греко-восточного исповедания, кои римлянами обращены или соединены с Римскою церковию» с приложением «Каталога православных епископов Могилевских», написанное после 1774 г., представляет собой краткую историю западнорусских православных епархий, от начала их возникновения “до недавних лет”. Не менее обосновано и глубоко, с привлечением широкого круга источников написано и другое произведение - «Записки о том, что в России до конца XVI в. не было никакой унии с Римской церковью».
Близко к историческим работам примыкает дневник Владыки – “Мысли”. В нем, как и в знаменитом архиве документов – история времени, размышления христианского мыслителя, жизнь православных Беларуси, боль за народ и его веру. Архиепископ Могилевский Георгий почил 13 февраля 1795 г., во вторник первой седмицы Великого поста. Чин погребения возглавил давний друг Георгия (Конисского) по Киевской академии, архимандрит ставропигиального Бизюковского Крестовоздвиженского мон-ря, Гервасий Линцевский в сослужении местного духовентсва. Погребен архиепископ Георгий в освященном им Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Могилева. Над его могилой, расположенной в правом приделе, во имя св. вмчц. Варвары, у правого клироса, близ самой стены была прибита медная доска с надгробной надписью, составленной самим Преосвященным. Тело святителя Георгия сохранилось нетленным (гробница была вскрыта французами в поисках оружия в 1812 г. и во время ремонта храма в 1875 г.
В настоящее время вследствие политических и военных потрясений могила преосвященного Георгия неизвестна, на месте собора находится здание Могилевского стройтреста № 12, что затрудняет разыскания св. мощей. Пастырь добрый, строгий и милосердный, святитель Георгий оставил завещание с заботой о богослужениях, монашестве, семинарии, пастве, клире и средства к раздаче в храмах города милостыни нищим, калекам, вдовам и сиротам. В народе издавна живет благодарная память о защитнике Православия. Почитание его, как святого, началось почти сразу после кончины: возле гробницы в соборе горели свечи, лампады, служились панихиды, молебны, приезжали царские особы. Современники высоко ценили личность и деятельность святителя: его «мудрости духовной» удивлялся богослов митрополит Платон Левшин, Александр Пушкин называл Владыку Георгия «великим архипастырем Белорусским, одним из самых достойных памяти мужей минувшего столетия».
Канонизация и торжественное прославление архиепископа Могилевского Белорусского Георгия, как месточтимого святого, состоялось 5-6 августа 1993 г. в г. Могилеве. Торжество возглавил Патриарший Экзарх всея Беларуси Митрополит Минский и Слуцкий Филарет при участии всех членов Синода Белорусской Православной Церкви: архиеп. Могилевского и Мстиславского Максима, архиеп. Гродненского и Волковысского Валентина, еп. Брестского и Кобринского Константина, еп. Витебского и Оршанского Димитрия, еп. Пинского и Лунинецкого Стефана, еп. Гомельского и Жлобинского Аристарха, еп. Полоцкого и Глубокского Глеба, еп. Новогрудского и Лидского Константина, еп. Туровского и Мозырского Петра, управляющего делами Белорусской Экзархии прот. Иоанна Хорошевича.
Празднование церковной памяти святителя установлено по церковному календарю 13/26 февраля, в день его праведной кончины и 24/6 августа – в день его прославления. Житие святого составлено в 1993 г., Акафист святителю составлен в 1995 г.
Теплова Валентина Анатольевна, кандидат исторических наук, профессор Минской Духовной Академии
[1] Герменевтика (гр. hermenentike — истолкование) — искусство толкования различных текстов, символов, смыслов социокультуры. Активно использовалась в теологии (истолкование учений, священных текстов, Библии), филологии как интерпретация художественных текстов древних авторов на современный живой язык.