Советский период в истории Свято-Покровского кафедрального собора г. Гродно
Первым послевоенным архиереем на Гродненской епископской кафедре стал епископ Варсанофий (Гриневич). В Соборе и во всех храмах Гродненской епархии за богослужениями стало поминаться имя Патриарха Московского и всея Руси.
Владыка Варсанофий организовал при Гродненском кафедральном Соборе богословско-пастырские курсы для священнослужителей епархии. Главной их целью, как отмечал сам епископ Варсанофий, было ввести духовенство западных областей в жизнь Русской Православной Церкви в Советском Союзе. Владыка сам лично читал лекции для духовенства.
C 9 по 12 мая 1946 года в Гродненском кафедральном соборе состоялся съезд благочинных епархии. Съезд начался молебном в Покровском соборе о дарованной победе и возглашения многолетия Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.
В октябре 1946 года настоятелем Гродненского Покровского Собора стал протоиерей Василий Беляев.
Особенным в истории Покровского кафедрального Собора стал день Крещения Господня в 1947 году. На этот праздник был организован крестных ход от Собора до Немана, где должна была освящаться вода. На этот крестный ход собралось около 25 тысяч человек. В последующие десятилетия такие многочисленные крестные ходы уже не собирались. К примеру, в следующем 1948 году в крещенском крестном ходу участвовали только 5 тысяч человек. Советские власти сделали все возможное, чтобы уменьшить число верующих, участвующих в шествии. А в последующие годы крестные ходы по городу и вовсе были запрещены.
3 июня 1948 года на Гродненскую кафедру был назначен епископ Паисий (Образцов). В этот период отношение советской власти по отношению к Православной Церкви на Гродненщине становится все более и более жестким. Создаются искусственные препоны для посещения храмов прихожанами. Епископ Паисий вынужден был под давлением власти издать циркуляр, в котором священником запрещалось совершать крестные ходы на улице, даже в церковной ограде. Такое постановление вызвало возмущения со стороны настоятеля Свято-Покровского кафедрального Собора протоиерея Василия Беляева и ряда других священнослужителей.
Опасаясь репрессий со стороны советской власти, многие прихожане перестают ходить на богослужения. Так по свидетельству секретаря Гродненской епархии священника Владимира Амброжейчика в 1950 году в Великом Посту исповедь в Покровском соборе прошли немногим более 500 человек, хотя в предыдущие годы исповедующихся в посту было по 3-4 тысячи человек. Большинство в храме составляли женщины и девушки приезжавшие в Гродно из окрестных деревень. На праздник Крещения Господня в 1950 году в Собор пришли всего около 350 человек.
Решением Синода Русской Православной Церкви епископ Паисий (Образцов) был освобожден от управления Гродненской кафедрой и переведен на другое место служения. За короткое время его управления епархией он полюбился православным гродненцам. Согласно документальным свидетельствам того времени, после перевода еп. Паисия посещение верующими кафедрального собора значительно сократилось.
В марте 1950 года в Гродненскую епархию посетил митрополит Минский Питирим (Свиридов). Он пробыл в Гродно с 14 по 20 марта и провел несколько богослужений в кафедральном соборе.
В апреле 1950-го года Гродненскую кафедру возглавил епископ Сергий (Ларин). Новый епископ в управлении епархией и собором положился на священников, которые получили образование в духовных школах в польский период. Он вел самостоятельную и независимую политику в отношении советских властей. Приветствовал соборные богослужения духовенства, хотя это вызывало раздражение чиновников.
В 1950 году на престольный праздник Собора, епископ Сергий специально пригласил многих священников из Гродненской и Берстской епархии и вопреки прямому запрету власти возглавил торжественный крестный ход вокруг собора. В свою очередь, советские власти также принимали немало усилий, чтобы создать препятствия для посещения богослужений верующими. В архивах советских чиновников сохранилась статистика посещения богослужений в Гродненском кафедральном соборе, которая свидетельствует о значительном уменьшении числа прихожан. Тем не менее, на праздник Святой Троицы в 1951 году на богослужении в Покровском соборе молились примерно 800 человек, из них около 200 молодых людей.
В 1952 году самостоятельная Гродненская епархия была упразднена и все приходы вошли в состав Минско-Белорусской епархии. Несмотря на такие административные преобразования Покоровский собор сохранил статус кафедрального. Митрополиты Минские и Белорусские регулярно посещали Гродно и совершали богослужения в Покровском кафедральном соборе.
Давление советской власти на Церковь с каждым годом усиливалось. Так, в 1954 году по настоянию властей на праздник Крещения Господня чин освящения воды должен был совершаться внутри собора. Для этого специально были подготовлены деревянные кадки. Советские чиновники внимательно следили за теми, кто посещал храм. В их отчетах особое внимание обращается на посещения храма мужчинами, молодежью и детьми. Так, согласно этим отчетам, на праздник Рождества Христова в 1954 году в Соборе молилось около 600 человек, в числе которых было 150 мужчин и 100 человек молодежи и детей.
В конце 50-х годов с приходом к власти Хрущева начинается новый виток притеснения церкви. Советские власти запрещают колокольный звон, запрещается произнесение проповедей. Под давлением уполномоченного по делам религии богослужения в Покровском соборе перестали совершать ежедневные Литургии и сократили их количество до трех в неделю.
С упразднением самостоятельной Гродненской епископской кафедры значительно возросло значение настоятеля Покровского собора, который одновременно именовался секретарем епископа по Гродненской области и Гродненским благочинным.
В конце 50-х годов очень остро встал вопрос о ремонте собора, который пережил две войны и был поврежден. Первым этот вопрос поставил настоятель Покровского собора протоиерей Анатолий Петровский. Он обращается к властям с просьбой о разрешении ремонта храма и с просьбой о разрешении строительства приходского дома. Первоначально он добился положительного ответа, но, затем, чиновники все же меняют свое решение и разрешения на ремонтно-строительные работы не дают.
Жизнь прихода существенно осложняет изменение устава и появление так называемых церковных советов под управлением старост. По задумке советской власти церковные советы должны были противопоставить себя священнослужителям и ограничивать их деятельность и доходы. Сильный градус такого противостояния возник при настоятельстве протоиерея Бориса Пилиховского. Отец Борис в отношениях с церковным советом занял активную позицию, что вызывало возмущение у уполномоченного по делам религии. Конфликт был настолько тяжелым, что священник 14 января 1967 года вынужден был на проповеди в Соборе при всех прихожанах обличить тайных врагов церкви, вошедших в состав церковного совета и умышленно распространявших клевету о священнослужителях. Он призвал прихожан выявлять таких клеветников и разоблачать их лживость.
Священники старались, насколько это было возможным, укреплять церковную жизнь, чтобы избежать закрытия храма. Протоиерей Борис Пилиховский старался развить хоровое пение в храме и привлек в хор около 20 человек. Подобные усилия не были бесплодными. Статистика советских чиновников отмечает, что в середине 60-х годов посещаемость собора стала постепенно увеличиваться. Несмотря на все запугивания и препятствия, чинимые советской властью, в великие церковные праздники в храм собиралось около 600 человек.
Положительные тенденции в жизни соборного прихода усиливаются в 70-х годах с назначением в Собор молодых, образованных и деятельных священнослужителей: протоиерея Владимира Урлика и протоиерея Ростислава Сцепуржинского. Священники активно проповедовали и общались с прихожанами. Советские чиновники отмечают увеличение числа молящихся в Соборе, а также то, что в храм приходит немало «любопытствующей молодежи». Но, несмотря на такие положительные изменения, нарастали и внутриприходские противоречия, жизнь соборного прихода оставалась стесненной и ограниченной действиями властей и атеистической пропагандой.
Возможность выхода за эти рамки появляется и постепенно расширяется с приходом на Минско-Белорусскую кафедру митрополита Филарета (Вахромеева). Митрополит Филарет уделял особое внимание церковной жизни в Гродненской области в целом, и жизни Покровского кафедрального собора, в частности. Клирики и миряне собора ведут весьма активную переписку со своим правящим архиереем, советуясь по актуальным вопросам церковной жизни. Мудрая политика взаимоотношений с советскими чиновниками, проводимая митрополитом Филаретом, принесла свои положительные результаты и жизнь соборного прихода значительно активизировалась. Постепенно решались административные и хозяйственные вопросы, которые на протяжении нескольких десятилетий были фактически заморожены.
Митрополит Филарет регулярно посещает Гродно и совершает богослужения в Покровском кафедральном соборе, на которые как в былые времена собирался полный храм людей. Все это было свидетельством тех грядущих изменений, которые начались в жизни Церкви с празднования 1000-летнего Юбилея Крещения Руси в 1989 году. В этот Юбилейный год Высокопреосвященнейший Филарет получает титул митрополита Минского и Гродненского, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Гродненский Свято-Покровский собор официально становиться вторым кафедральным собором Минско-Гродненской епархии. В этом же году по ходатайству Митрополита Филарета государство передало в ведение Свято-Покровского собора две старинные церкви: древнюю Коложскую церковь и Свято-Марфинскую кладбищенскую церковь.
Протоиерей Георгий РОЙ