Клирики прихода Благовещения Пресвятой Богородицы г. Волковыска почтили память убиенного священника Никандра Гаскевича
30-е годы 20-го столетия вошли в историю Православной Церкви как самые кровавые. Некоторые историки утверждают, что за 70 лет безбожной власти было замучено и убито гораздо больше христиан, чем за существование всей Христианской Церкви.
«Красный террор» проник в самые отдаленные уголки нашей многострадальной Беларуси, овладев умами многих людей. То, что раньше было смертным грехом, стало приравниваться к героическому поступку. События тех дней все дальше и дальше отходят от нас, современных людей, и, только читая исторические факты, попадаешь под воздействие панического ужаса: разве можно было так… своих же братьев?
Гораздо больший трепет испытываешь, когда предоставляется возможность услышать о тех временах из уст живых свидетелей, а осталось их в живых очень и очень мало. Так живет в деревне Воля Крупицы Баклага Сергей Петрович, который и поделился с нами своими воспоминаниями.
Когда пришла Советская власть, он был еще совсем мальчишкой лет 9-10-ти. В его детскую память врезалась череда событий всколыхнувших мирную жизнь сельских жителей. Признаться, не все поддерживали новую власть, но нашлись среди народа некоторые «прихвостни», способные, угождая новой идеологии, пойти на самые отъявленные преступления.
«Среди них были те, кто работать не хотел» - говорит Сергей Петрович. С каким-то звериным азартом стали они истреблять семьи трудолюбивых крестьян, тех, которые когда-то давали им кров и возможность заработать себе на хлеб честным трудом.
Сергей Петрович рассказал как бесцеремонно, с легкостью была расстреляна одна из таких семей. Спокойно, распахнув окно, положив ружье в оконный проем, на глазах у своего мужа была лишена жизни хозяйка дома, на что мужчина не стал проситься, умолять о пощаде, а произнес: «…дайте хоть помолиться».
Страшные были времена. Этим людям ничего не стоило лишить жизни любого человека, а тем более священника, учитывая с какой неистовой силой, разворачивались гонения на Церковь.
До 1939г. деревня Воля Крупицы, как и многие близлежащие деревни, относились к приходу Свято-Троицкой церкви, находящейся в д. Щара, недалеко от одноименной реки. Служил на том приходе священник Никандр Гаскевич.
Сергей Петрович вспоминает: «Хороший был батюшка. Два раза в неделю приезжал на бричке учить нас детей грамоте и Закону Божиему». Судя по воспоминаниям, люди любили свою церковь и своего батюшку, всегда, на каждую службу собирались прихожане, не говоря уже о больших праздниках. Каждый считал своим святым долгом приехать «на фэст».
В 1939 г. поборники советской власти не могли «не оставить без внимания» такого деятельного батюшку и в этом же году он был расстрелян вместе с паном Далидой, где-то за деревней в поле. Там же на месте расстрела его закопали.
Правда, спустя некоторое время или родственники, или местные жители, отдавая отчет, что не подобает так, чтоб священник был просто засыпан землей, перенесли тело убиенного на кладбище в д. Воля Крупицы, водрузив крест из дубовых бревен.
К слову сказать, Щарская церковь с убийством священника была закрыта, утварь, иконы развезены по близлежащим церквям. Огромную библиотеку и архив (четыре воза – по воспоминаниям местных жителей) вывезли предположительно в г. Слоним. В 1941 г. при наступлении немецко-фашистских захватчиков храм сгорел дотла.
Многие годы мы пытались найти могилу убиенного священника, но даже не могли, ни за что зацепиться. Люди знают, что была церковь, что батюшку расстреляли, а где покоится его тело, никто не имел представления. Дело в том, что на могиле убиенного священника стоит только крест, ни таблички, ни надписи, поэтому память об этом событии и об этом месте хранили жители этой деревеньки. Только совсем недавно, Сергей Петрович поведал эту историю отцу Игорю Марчику (священнику д.Орля), а тот в свою очередь, зная с каким огромным интересом и желанием мы собираем по крупицам информацию, сообщил отцу Дмитрию Белоцкому.
И вот 30 марта в день Марииного стояния стоим и мы на могиле убиенного священника, несшего достойно свое служение и принявшего безвременную, мученическую кончину от рук безбожной власти. Упокой, Господи, душу убиенного раба Твоего священника Никандра и его молитвами спаси и помилуй нас.
Екатерина БЕЛОЦКАЯ