Егор ПАНФИЛОВ: "Костюм в Библии"
«И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт. 3, 7)
Сегодня большинство людей на земле следуют традиции, заложенной прародителями Адамом и Евой еще в Эдемском саду - традиции носить одежду. Покрытие нагого тела чем-либо всегда преследовало две цели: защитить себя от неблагоприятных внешних условий и обозначить свой статус. Во что же одевались Адам и Ева после изгнания из Рая?
Начатую прародителями историю костюма продолжает Бог после изгнания их из рая Эдемского: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт. 3, 21). Есть две основные версии истолкования этих событий - буквальная и аллегорическая. Буквальная версия говорит о том, что Бог убил животное, сделал одежды из кожи и одел в них Адама и Еву.
Именно это событие согласно буквальному толкованию стало началом традиции жертвоприношений животных. Грех прародителей должен был быть наказан смертью, по словам апостола Павла: «Ибо возмездие за грех - смерть» (Рим. 6, 23), но они не были умерщвлены сразу, а были лишь изгнаны из Рая. «Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения» (Евр. 9,22), - пишет апостол, - «Почему и первый завет был утвержден не без крови» (Евр. 9,18). Аллегорическое толкование, объясняя данный библейский стих, говорит о том, что под «кожаными одеждами» следует понимать человеческое смертное тело.
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Получается, что «кожаные ризы» - это не только огрубевшее тело, но и душа, подверженная страстям. Как Библия, так и святые отцы отмечают, что после грехопадения весь человек, и душой, и телом, стал «плотским». Это же утверждает и святой Мефодий Олимпийский: «Бог сделал кожаные одежды для этой цели, как бы одевая человека в смертность», и святитель Григорий Нисский: «Это то, что человек воспринял в дополнение с неразумной кожей: половой союз, зачатие, рождение, осквернение, питание грудью, а затем пищей и выбрасывание ее из тела, постепенное возрастание, взрослую жизнь, старость, болезнь и смерть». Как бы то ни было, сохранившиеся стоянки древних людей по всему ареалу их расселения в древние времена убеждают нас, что именно одежда из кожи была одним из самых первых костюмов в истории человечества.
Как только человек познал, что есть добро и что есть зло, к нему пришло сознание его наготы, стыда за содеянное, исчезло состояние райского блаженства. Утрата невинности и чувство стыда ознаменовали ту границу, за которой появилась необходимость скрывать свое тело. В ход пошли самые разнообразные материалы - от кожи, перьев и меха зверей до тонких, шелковистых тканей, плетения жемчуга и драгоценных камней в золотой оправе. Даже самый несчастный бедняк на Востоке имел, по крайней мере, накидку, это было последним достоянием, которое можно было отнять у человека (до сих пор во многих языках присутствует выражение «отдать последнюю рубашку»). Библейские пророки резко осуждали тех, кто забирает у неимущих последнюю одежду.
Нагота была идентична позору, и одежда гарантировала сохранность элементарного человеческого достоинства. Если кто-то в Древнем мире и описывается нагим, то это связано с какими-то чрезвычайными обстоятельствами - крайняя нищета Иова, опьянение Ноя и так далее. В Библии содержится много указаний на то, что одежда символизирует социальный статус, благосостояние, принадлежность к тому или иному классу. Наиболее интересна в этом плане история Иосифа. Красивая одежда последнего сына Иакова возбудила зависть его братьев, и в некотором смысле предопределила всю его последующую судьбу. Но что именно представляли эти библейские наряды?
Ткани - материал недолговечный, до наших дней дошли лишь незначительные клочки. В Библии содержатся весьма скупые описания одежды древних, язык библейского повествования - красочный, яркий, но лаконичный. Вместе с тем, ученым доступны многочисленные административные тексты, обнаруженные при археологических раскопках.
Нательным бельем служила рубаха из шерсти или льна (Лев. 13,47), доходившая до колен и в более поздние времена изготовлявшаяся из виссона, особо тонкого льняного полотна (Иез. 16, 13). Дома, во время работы или отдыха, такая рубаха нередко была единственным предметом одежды, при этом человек, одетый лишь в нижнее белье, рассматривался как обнаженный (2 Цар. 6, 20; Ин. 21, 7). На ассирийских рисунках можно увидеть пленных иудеев в подобном одеянии. Иногда поверх нижней рубахи иудеи носили вторую, более длинную, которая доставала до щиколоток (1 Цар. 2,19; 24, 5; Иов. 1, 20). Обе рубахи или только одну, нижнюю, схватывали поясом, на котором носили меч (1 Цар. 25, 13), а реже, скрытно, более короткое оружие (Суд. 3, 16; 2 Цар. 20,8). В поясах хранили деньги (Мф. 10, 9); писец прикреплял к нему свои письменные принадлежности (Иез. 9, 2). В пазухе перепоясанной одежды, как в кармане, носили различные предметы. Пояса были льняные (Иер. 13, 1) или кожаные (4 Цар. 1, 8), иногда их богато украшали (Дан. 10, 5). По-видимому, дома их не надевали, но собираясь в дорогу, ими обязательно подпоясывались, поскольку неподпоясанные длинные и широкие одеяния затрудняли движение (4 Цар. 9, 1; Иер. 1, 17; Ин. 21, 7; Деян. 12, 8), перепоясанные чресла стали символом готовности к служению (1 Пет. 1, 13; Ис. 5, 27). Подпоясывались также, готовясь к работе (Лк. 17, 8).
Поверх нижней одежды носили плащ, которым бедные люди, например, пастухи, укрывались ночью. Поэтому, как минимум со времен Моисея, плащ нельзя было брать в качестве залога (Исх. 22, 25). В Евангелии от Матфея (Мф. 5, 40), по-видимому, содержится намек на то, что ко времени Иисуса эту заповедь пытались обойти, требуя в залог рубаху, то есть нижнюю одежду. Плащ представлял собой прочный кусок материи, квадратный по форме. Он был достаточно велик, что позволяло носить в его полах всевозможные предметы (Исх. 12, 34; 4 Цар 4, 39; Агг. 2, 12). Во время работы и в остальных случаях, когда требовалась свобода движений, плащи снимали (Мф. 24,18; Деян. 7, 58; 12, 8). По углам плаща прикрепляли кисти (Чис. 15, 38; Втор. 22, 12), которые должны были напоминать о заповедях Божьих. Именно эти кисти подразумеваются в Синодальном переводе Библии на русский язык под «воскрилиями» (Мф. 23, 5) и под «краем одежды» (Лк. 8, 44).
Голову, вероятно, покрывали платком, который был сложен треугольником и завязывался на голове с помощью шнура. На ногах носили кожаные сандалии, привязываемые ремнями. Люди, соблюдавшие траур, а также бедняки и пленные ходили босиком (2 Цар. 15, 30; Ис. 20, 2; Иез. 24, 17).
Женская одежда была похожа на мужскую, но все же имела некоторые отличия, что объясняется запретом носить платье, предназначавшееся для лиц другого пола (Втор. 22, 5). Одеяния женщин были длиннее и шире мужских, и, вероятно, изготавливались из более тонких тканей; верхняя одежда имела рукава до запястий. Женщины также носили пояса и плащи (Руфь 3, 15). Головным убором им служили покрывало или головной платок, зачастую низко опускающийся на лицо (Быт. 24, 65; 38,14-19; Иер. 2, 32; Иез. 16, 10). В книге пророчеств Иезекииля (Иез. 16, 10) упоминается женская обувь из тонкой кожи («сафьянные сандалии»). Изготовление одежды было женским делом (1 Цар. 2, 19; Деян. 9, 39). Большое количество одежды служило поводом для гордости (Притч. 31,21).
Праздничная одежда отличалось от повседневной (Быт. 45, 22; Суд. 14, 12; 4 Цар. 5, 5). Одежду знати и царского семейства отделывали вышивкой и золотыми украшениями, на ее изготовление шли дорогие ткани: багряница, пурпур и шелк (Суд. 5, 30; 2 Цар. 1,24; Пс. 44, 14; Иез. 16, 10-13; Лк. 16,19). Обычно это были ткани, привезенные из других стран (Нав. 7,21; Суд. 8,26; Иез. 23,6; 27, 24; Соф. 1, 8). Облачение в дорогие одежды играло свою роль при вступлении в должность (Быт. 41, 42; Ис. 22, 21) и при публичном чествовании (Есф. 6, 7-9; Лк. 15,22).
Торжественные (Зах. 3,4), или белые одежды (Откр. 3, 4; 6, 11; 7, 9-13; Еккл. 9, 8) становятся символом прощения грехов и обретенного спасения. В некоторых местах Священного Писания говорится об «облечении в правду» (Иов. 29, 14) и о «ризах спасения» (Ис. 61, 10). Брачная одежда, вероятно, была одеянием, которое приглашенные на свадьбу получали от устраивающего свадебный пир. Пребывание на таком пиру в собственной одежде или отказ от брачного одеяния считались тяжелым оскорблением и делали невозможным участие в празднестве (Мф. 22,11-13).
Мужчины стриглись ножницами и брили волосы бритвами с длинным лезвием. Иногда люди давали особые обеты и не стриглись в течение долгого времени. Мужчины часто носили ермолки, отороченные по краю лентами из ткани. Женщины пользовались душистыми маслами: ладаном и миррой из Африки, алоэ и нардом из Индии, шафраном из Палестины и другими.
Касательно цветов следует заметить, что светлый цвет служил символом довольства: «Да будут во всякое время одежды твои светлы» (Еккл. 9, 8), - говорит премудрый Соломон. Голубой цвет был любимым у Иудеев и считался священным, так как был преобладающим цветом в завесах Скинии и в священнических одеждах. Он был также весьма уважаем в Персии.
Ношение власяницы, то есть одежды из овчины или верблюжьей шерсти, с кожаным поясом было отличительным признаком пророка (4 Цар. 1, 8; Зах. 13, 4; Мф 3,4; 7, 15). Прокаженные должны были носить разодранную одежду, что делало их заметными издали (Лев. 13, 45). Наряду с этим раздирание одежды имело особый смысл. Таким способом выражались скорбь (Лев. 10, 6; Нав. 7, 6; 2 Цар. 1, 11; Есф. 4, 1; Иов. 1, 20) и раскаяние (3 Цар. 21, 27; Есф. 9, 3; Иоил 2, 13), отвращение и ужас, особенно перед фактом богохульства (Чис. 14, 6; Иер. 36, 24; Мф. 26, 65; Деян. 14, 14). Естественно, если человек разрывал на себе одежду, не испытывая подлинной скорби, для Бога это ничего не значило. Поэтому Он призывал свой народ: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему» (Иоил 2, 13).
Безусловно, вовсе не внешние одежды важны для христианина, а те, о которых говорит апостол Павел: «Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны» (Кол. 3, 12-15).