Главная » Библиотека » Публикации » Протоиерей Георгий Рой "Тематическая программа собеседований по крещению"

Протоиерей Георгий Рой "Тематическая программа собеседований по крещению"

Протоиерей Георгий Рой "Тематическая программа собеседований по крещению"Собеседование 1.

Тема 1. История и внутренний смысл Таинство Крещения.

История:

- Таинство Крещения берет свое начало от Самого Господа Иисуса Христа: «Кто не родится от воды и Духа, тот не может войти в Царство Небесное» (Ин. 3, 5). Крещение – есть таинственное рождение от воды и Духа.

- Христос дает заповедь своим ученикам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». (Мф. 28, 18-20). Со времен апостольских и до сего дня все желающие соединиться со Христом, желающие получить вышнее «рождение от воды и Духа» принимают КРЕЩЕНИЕ.

Но что же происходит с человеком в крещении? Для того, чтобы понять это, необходимо посмотреть на нашу жизнь с более широкой перспективы.

ХРИСТИАНСКАЯ СИСТЕМА КООРДИНАТ.

ИСТОРИЯ СПАСЕНИЯ И ВНУТРЕННИЙ СМЫСЛ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ

- Вечные вопросы: откуда мы и для чего живем? Как мы появились в бесконечном космосе? Человечество дает разные ответы. Но есть тот ответ, который мы находим в БИБЛИИ.

Божественное Откровение. 

- БИБЛИЯ – книга, в которой запечатлен многотысячелетний опыт ОТКРОВЕНИЯ Бога людям. Господь рассказывает нам о Себе и о нас самих, об истории этого мира.

- Откуда мы и наш мир? И нас и весь космос сотворил и призвал к жизни Единый Истинный Бог. Бог сотворил нас для радости и жизни, для единства с Ним. Человечество жило в гармонии с Богом и со всем Творением.

Что с нами произошло? Откуда зло? Как грехопадение повлияло на человека?

- Откуда зло?

История отпадения диавола, возникновения зла. Диавол захотел украсть любимое Творение Бога – человека. 

- Почему человек потерял единство с Богом?

Человек сотворен свободным и может выбирать быть ему с Богом или быть без Господа. История искушения. Человек делает свой свободный выбор.

- Последствия отпадения от Бога:

 А) Человек пленник сатаны.

Б) Человек оторвался от источника жизни – Бога. Сатана умертвил и разрушил то, что создал Бог. Любимое творение Божье, дитя Божье – человек, созданный по образу и подобию Бога, стал смертным.

В) Зло глубоко проникает в природу человека. Человек становится склонным делать зло. Наша природа мутирует под влиянием зла.

Мог ли Бог смириться с тем, что человек стал пленником сатаны, что диавол извратил и развратил Его любимое творение? – НЕТ! Бог, как любящий Отец, спасает человека!

- Что делает Бог для спасения человека?

– Великий Творец Космоса приходит в этот мир и принимает человеческую природу. Иисус Христос – не просто пророк, не просто проповедник. ОН – БОГ, соединивший со Своей Божественной природой природу человеческую.

- Зачем Бог принимает человеческую природу?

 В грехопадении человеческая природа оторвалась от Источника жизни, а во Христе восстанавливается утраченное единство. Христос изнутри исцеляет поврежденное злом естество человека.

Христос дает учение и указывает путь к восстановлению единства с Богом.

Христос говорит, что восстановление единства с Богом начинается с КРЕЩЕНИЯ, которое понимается как РОЖДЕНИЕ от воды и Духа.

- В чем же глубинный смысл Крещения?

Крещение – это не просто символ или знак восстановления единства с Богом. Крещение влияет на всю природу человека.

- Каким образом Крещение меняет природу человека?

Христос объясняет это на примере виноградной лозы: «Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой — Виноградарь; всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода… Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет …».

Прищепление ветви к дереву – образ Крещения. В Крещении человек соединяется со Христом, по образу того, как ветвь получает новую жизнь, будучи прищепленной к стволу древа. Соединившись в Крещении со Христом, человек восстанавливает утраченное единство с Богом. В крещеном человеке начинает действовать сила и энергия Бога, освящается вся природа человека.

Крещение - как образ гражданства.

- «Кто не родится от воды и Духа, тот не может войти в Царство Небесное».  (Ин. 3, 5).

- Что такое «Царство»? Царство – это форма государственного правления, с которой Господь сравнивает свое отношение с человечеством. Он – абсолютный правитель Царства Божьего и человек, при желании, может стать гражданином этого Божьего государства.

- Принять Крещение – значит стать гражданином Царства Божьего.

- Каковы последствия принятия этого Небесного гражданства? Бог берет человека под свою защиту и покровительство. Бог с Небес посылает человеку Ангела Хранителя. Господь способствует человеку в его пути к Небесному Отечеству.

- Другая сторона медали. Граждане не только пользуются привилегиями государственного устройства, но и ОБЯЗАНЫ соблюдать ЗАКОНЫ. Человек нарушающий закон, становиться преступником. В Царстве Божьем также действуют свои законы и называются они заповедями Божьими. Граждане Царства Божьего – крещеные христиане, обязаны знать и соблюдать эти законы. И в этом случае действует норма: «незнание закона от ответственности не освобождает».  Мы – взрослые христиане, призваны должным образом осмыслить факт своего Небесного гражданства.

Мы должны сделать все возможное, чтобы дети, которых мы крестим,  знали Небесного Отца, Его святые заповеди и жили согласно с Правдой Божьей.

ТЕМА 2. О КРЕЩЕНИИ ДЕТЕЙ И О ВОСПРИЕМНИЧЕСТВЕ.

Когда крещение принимает взрослый человек, он осознанно берет на себя ответственность перед Богом, осознанно обещает хранить верность Богу.

Когда мы крестим детей, то они еще не способны к осознанному восприятию Крещения. Чтобы эта осознанность сформировалась, чтобы дети могли узнать Бога, им нужна ПОМОЩЬ ВЗРОСЛЫХ. Особая ответственность перед Богом за христианское воспитание детей ложиться на родных родителей и крестных родителей.

Крещение детей - исторический контекст. 

В христианской древности детей крестили только при определенных условиях.

При каких обстоятельствах совершалось крещение детей в древности?

- Священнослужители знали свои христианские общины и веру тех людей, которые составляли эти общины. В христианских семьях рождались дети. Родители не желали откладывать момент воссоединения их чад со Христом на долгие годы. Они хотели, чтобы с самого раннего возраста в их детях действовала сила Божья. Родители-христиане обращались с просьбой к священнику о крещении их чад.

Священник соглашался на это при условии, что он действительно видел живую христианскую веру родителей и их способность воспитать ребенка в вере. Но и этого было недостаточно. Священник из общины выбирал тех людей, которые должны были помогать родителям в христианском воспитании детей. Именно этих людей и называли «крестными родителями», «восприемниками».

Современная ситуация при крещении детей.

В большинстве случаев священник, совершающий крещение, не знаком ни с родителями ребенка, ни с крестными родителями. Бывают случаи, когда и родные родители и крестные весьма далеки от христианской веры, а решение о крещении принимается по неким суеверным мотивам. Теперь во многих случаях у нас нет уверенности в том, что родители действительно способны воспитать ребенка христианином. Далеко не всегда мы можем быть уверены, что крестные справятся с ответственностью за христианское воспитание ребенка, которую на себя принимают.

Как изменить ситуацию?

Для этого мы встречаемся на предкрещальных собеседованиях, где говорим не только о практических вопросах, но немалое внимание уделяем объяснению смысла Таинства Крещения,  основ христианской веры и нравственности. Мы очень надеемся, что участие в Крещении и для родителей ребенка и для крестных родителей, станет импульсом для углубления или, возможно, для пересмотра своих отношений с Небесным Отцом.

Мы не хотели бы, чтобы случайные люди становились крестными родителями.

Проверка готовности крестных. Задание.

Готовность стать крестным/крестной человек должен подтвердить. Кандидаты в «крестные родители» получают небольшое задание: выучить на память две молитвы «Отче наш…» и «Символ веры…».  Выполнение этого поручения, помогает нам увидеть серьезность намерений. Практикующему христианину не нужно будет учить эти молитвы, поскольку он их и так знает.  Для человека же, который на пути к храму, изучение главных молитв будет полезным делом и лично для себя и в плане подготовки к Крещению. Во время совершения таинства крестные родители самостоятельно во всеуслышание прочитывают эти молитвы. 

Работа с мотивацией.

Выучить содержание молитв на память может для кого-то оказаться делом непростым. Поэтому важна мотивация и сравнительные примеры.  

Возможные примеры:

А) Человек мотивирован пройти обучение и получить водительские права. Для успешной подготовки в автошколе многое нужно учить на память, сдавать экзамены, практиковаться в вождении. Задача крестных сложнее – управлять жизнью человека.

Б)  Настоящие патриоты своей страны всегда знают гимн на память. «Символ веры» - гимн гражданина Царства Божьего. Мы должны знать этот текст напамять.  

В) Периодически специалисты готовятся к экзаменам по повышению квалификации или ее подтверждению. Если в светских структурах такие требования, должны ли мы как христиане пренебрежительно относиться к требованиям христианской веры.

Иные примеры и сравнения.

 Чтобы изучение «Символа веры» шло легче, нужно знать, о чем там идет речь.

ТЕМА 3. СОДЕРЖАНИЕ «СИМВОЛА ВЕРЫ».

Общие сведения.

Символ Веры – это Библия в сокращении. Этот текст формировался на протяжении первых 4 столетий христианской истории и утверждался на всемирных собраниях христиан – Вселенских Соборах. Этот текст появился как ответ на попытки исказить смысл христианской веры.

Символ Веры разделяется на 12 частей, каждая из которых раскрывает важные положения христианской веры.

Необходимые замечания по содержанию.

Символ Веры раскрывает библейское учение о Боге в библейских понятиях. Открываясь, Господь стремился донести до человека знание о Своей природе. Для достижения этой цели, Бог пользовался человеческими понятиями, чтобы хоть в какой-то мере Себя описать в понятной для человека форме.

Как Бог нам открывается?  Тайна Святой Троицы.

В Библии Бог открывается человеку, как Троица – Единый Бог в Трех Лицах: Отец, Сын, Святой Дух.

Можем ли мы приблизиться к пониманию тайны Божьей Природы?

В полной мере существо Бога для человека непостижимо. Но в сравнениях мы можем приблизиться к пониманию этой тайны. Подчеркнем, что все сравнения весьма и весьма условны, они лишь в самых общих чертах помогают человеку приблизиться к пониманию.

Сравнение с солнцем. Единое солнце, но в этом небесном теле мы видим: 1) его субстанцию 2) оно дает свет 3) оно дает тепло.

Сравнение с водой. Одна и та же вода в трех своих состояниях: жидком, твердом и газообразном.

Символ Веры говорит нам о Едином Боге в Трех Лицах – Отце, Сыне и Святом Духе.

Рассмотрение текста Символа Веры по членам.

  1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым

Что значит веровать? Не просто признавать существование, но и доверять. (О Боге Едином уже шла речь ранее, поэтому не стоит повторять)

Как Бог относиться к нам? Он – наш Отец. Бог предлагает нам отношения любви по образу знакомой человеку любви между родителями и детьми.

Бог – Творец Вселенной, поэтому мы Его и называем Вседержителем.

  1. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша;

Иисус Христос – кто Он?  Иисус из Назарета – это не просто пророк, не просто учитель нравственности, не просто мудрый и добрый человек.

ОН – Христос. Слово «Христос» - значит предсказанный пророками Спаситель мира и человечества.

ОН – Сын Божий. Сын Божий – наименование Второго Лица Святой Троицы. Сын Божий – значит Бог. Иисус из Назарета – это Бог.

ОН – Единородный. Сынами Божиими в Библии назывались и люди, но Сын Божий – Сын по Своей Божественной Природе.

ОН – Единственный, который по природе рождается от Отца.

ОН – рожден от Отца, а не сотворен. Почему на это обращаем внимание? Здесь подчеркивается равенство Бога Отца и Бога Сына. Если бы Сын был сотворен, то сотворенное всегда ниже того, кто Его сотворил.

ОН – единого существа с Отцом, т.е. обладает той же Божественной природой. Поэтому и Его рождение подобно тому, как свет рождается от света.

ИМ и через НЕГО Бог Отец сотворил всю Вселенную. Пожалуй, каждый человек слышал слова Библии: «В начале Было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Слово и без Него ничто не начало быть, что начало быть…» (Ин. 1, 1). О ком здесь идет речь? – О Сыне Божьем, Втором Лице Святой Троицы. Греческое «логос» - «слово» значит не только произнесенное устами человека, но оно обозначает «разум, разумность». Поэтому мы можем сказать, что Сын Божий – это некий Божественный Разум, Которым Бог Отец творит весь видимый и невидимый мир.  

  1. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася;

О смысле третьего члена Символа Веры мы подробно говорили в ТЕМЕ 1.

  1. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна

Если Иисус Христос есть Бог и Творец Вселенной, зачем Он позволил Себя распять?

За все наши большие и малые грехи, за нарушение Воли Божьей, по закону Божественной справедливости мы должны быть понести наказание. Но Христос освобождает нас от этого наказания Своей Кровью. Он стал одним из нас, стал Человеком. У Него не было грехов. Будучи Сыном Божьим Он взял  грехи всех людей на Себя. Его Кровь на Кресте, проливается для очищения наших прегрешений, Его страдания искупают нашу вину, умирая, Он спасает нас.

Христу нужно было умереть, чтобы спасти умерших.

Спасать нужно было не только живых и тех, кто будет жить в будущем, но и тех, кто жил на Земле до пришествия Христа и умер. Души умерших людей не могли соединиться с Богом, даже несмотря на свою праведную жизнь и отправлялись в царство тьмы шеол/ад. Души множества праведных людей были в темнице ада. После смерти человеческая душа Христа отправляется туда, куда шли души всех людей – в ад. Но Его душа – это душа вочеловечевшегося Сына Божьего. Ад не мог вместить в себя Бога. Христос разрушает оковы ада и выводит оттуда души праведников, открывает им путь в Царство Божье.

Христу нужно было умереть, чтобы победить смерть.

Христос прошел тот путь, которым проходит каждый человек: путь от рождения до смерти. Даже в самом страшном, что может ожидать человека, в его страданиях и смерти, Христос всегда рядом с нами. Он прошел этот путь. Христос умирает, чтобы восстановить распавшуюся под влиянием зла человеческую природу. Его душа силой Божественного действия снова соединяется с Его телом. Христос воскрес! Он восстановил человеческую природу и дал обещание, что вслед за Ним пойдем и мы все: от смерти к вечной жизни. Бог не позволил дьяволу разрушить Его творение и восстановил нас.

  1. И воскресшаго в третий день, по Писанием.

Христос жил, умер и воскрес согласно с пророческими ветхозаветными Писаниями о Нем. Древние пророки предсказали и записали в Священном Писании все, что открыл им Бог о времени пришествия Христа, Его деяниях, страданиях, смерти и воскресении.

  1. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца

Сын Божий вознес нашу человеческую природу на престол Славы Божьей. Выражение «седящего одесную Отца» требует пояснения. Для людей того времени, когда появился Символ Веры самым впечатлительным примером величия был Римский император. Часто, чтобы проиллюстрировать величие Бога, христианские писатели обращались к знакомым образам величия императорского.

В данном случае, выражение «седяща одесную Отца» говорит о том, что человеческая природа Христа в Божестве приняла равное величие с Божественной природой. Если римский император ставил рядом со своим престолом, еще один престол и позволял кому-нибудь на него сесть, это значило, что сидящий по правую сторону точно такой же император.

  1. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

Вознесшийся во Славе Христос снова придет, чтобы судить весь человеческий род - живых и мертвых. Этот суд нередко называют страшным. Но важно помнить, что каждый практикующий христианин по нескольку раз на день молится о том, чтобы это событие приблизилось. «Да приидет Царствие Твое, да будет Воля Твоя, как на Небе, так и на земле…». Для христианина встреча со Христом желанна и радостна. Страшной она может быть только для тех, кто наполнил свою жизнь злом. Христос придет во второй раз на землю для того, чтобы окончательно прогнать отсюда зло. Человек, живший злом, пойдет туда, где зло. Человек, живший Христом, будет вместе со Христом в Его бесконечном Царстве.

  1. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Мы исповедуем также веру в Третье Лицо Святой Троицы – Духа Святого.

Дух Святой – Господь. Это одно из имен Бога.

Дух Святой – Животворящий. Он дает жизнь всему живому.

Дух Святой – исходит от Отца. Так в Библии говориться об отношении Духа Святого к Богу Отцу.

Духу Святому – мы воздаем точно такое же поклонение Отцу и Сыну и равно прославляем Его.

Дух Святой – Источник пророчества и источник богодухновенности Священного Писания – Библии. Он говорил через пророков.  

  1. Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Принять Крещение – значит войти в Церковь, как в общину учеников Христовых, как в семью детей Божьих.

Популярно мнение: «Посредники в отношениях с Богом не нужны. Бог у меня в душе. Церковь мне не нужна».

Что мы должны знать о Церкви?

- Христианства без Церкви НЕ БЫВАЕТ! Христос не зовет к себе одиночек. В Евангелии мы видим, что Христос собирает Церковь – общину своих учеников. Церковь – Тело Христово. Церковь – семья детей Божьих. Если Бог наш Отец, это значит, что все мы – Его дети. Мы – Его семья.

- Церковь – это не посредничество между Богом и человеком. Церковь – это необходимая среда для общения с Богом. Христос говорит: «Где двое или трое соберутся во имя Моё, там Я среди них». (Мф. 18:20)

- Церковь Едина, как Един Бог и как Едина Божественная истина. У Единого Истинного Бога может быть только одна Истина. В силах Единого Истиного Бога сохранить истину в роде человеческом. Мы веруем, что эта Истина храниться в нашей Единой, Святой, Соборной, Апостольской православной Церкви. Этот факт не повод для превозношения над иными церквями и исповеданиями. Это – величайшая ответственность перед Господом.

- Церковь Святая. Она свята не святостью людей, а святостью Бога. Для людей же Церковь можно сравнить с кораблем, на котором мы спасаемся от бурлящей стихии зла. Церковь можно сравнить с больницей, где мы, люди зараженные злом и грехом, проходим лечение. Здесь имеются все средства, все лекарства, чтобы побороть эту болезнь. Но, увы, не всегда люди желают воспользоваться этими средствами. Поэтому в Церкви бывают не только святые люди, но и те, у кого борьба со злом и грехом протекает не очень успешно.

- Церковь Соборная. Это слово означает, что Церковь, как семья детей Божьих, включает в себя людей всех народов и национальностей. Церковь открыта для всех.

- Церковь Апостольская. Она основана Христом и Его учениками апостолами. Православная Церковь непрерывно хранит апостольское учение и апостольское преемство священнослужителей.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Крещение полностью омывает грехи, совершенные человеком и дает возможность просить у Бога прощение в своих грехах. Крещение, как и рождение может быть только одно. Поэтому мы и говорим: «исповедую едино крещение…».

11. Чаю восркесения мертвых

Славянское слово «чаю» означает «ожидаю». Таким образом, мы выражаем свою веру в то, что Бог воскресит всех умерших людей и восстановит нашу человеческую природу, которую разрушает смерть. Все души умерших людей по велению Бога снова облекутся в плоть. Новое, восстановленное Господом естество людей, будет очищенно от примеси зла и освящено благодатью Божьей. 

12. И жини будущего века. Аминь.   

Этими словами мы выражаем веру в вечную и радостную жизнь с Богом. Слово «аминь» означает «истинно», «да будет так».

Собеседование 2.

ТЕМА 4. ОБЯЗАННОСТИ КРЕСТНЫХ РОДИТЕЛЕЙ (ВОСПРИЕМНИКОВ).

История восприемничества при Крещении была кратко рассмотрена в предыдущем разделе. Теперь важно ответить на вопрос: что значит быть восприемником и каковы обязанности крестных родителей?

Обязанности крестных родителей:

- Первая и самая главная обязанность крестных родителей ежедневно молиться о своих крестниках. Молитва укрепляет духовную связь между крестными родителями и их чадом.

- Крестные родители призваны учить своих крестников вере, передавать им свой духовный опыт. Невозможно научить тому, чего не знаешь сам; нельзя передать то, чего нет. Поэтому участие крестных родителей в крещении должно стать серьезным импульсом для укрепления их веры и развития духовного опыта. Восприемники призваны духовно совершенствовать себя молитвой, изучением Библии, участием в христианских Таинствах.

- Крестные родители обязаны принимать участие в воспитании их крестников и прививать им все доброе и полезное. Чтобы выполнить эту задачу крестные должны быть не только друзьями мамы и папы своих крестников, но, в первую очередь, должны стать старшими друзьями для своих духовных чад. Появление крестных мамы и папы в жизни ребенка должно быть праздником и радостью. Известный образ феи-крестной из сказки Г.Х. Андресена «Золушка» не случаен.

- Подарки крестных родителей должны соответствовать цели духовного, культурного, интеллектуального роста ребенка.

Что ждет крестных на самом крещении? Рассмотрение чина крещения и его символики.

  1. Чин крещения начинается с наречения имени христианина новокрещаемому. Это знак принадлежности Богу.
  2. Священники читает заклинательные молитвы - экзорцизмы. Сатана считает, что все люди – его рабы. Священник именем Иисуса Христа запрещает дьяволу приближаться к человеку и иметь над ним какую-либо власть. Над человеком провозглашается власть Христа и Его защита.
  3. Отречение от дьявола и соединение со Христом. Человек должен выразить свою готовность отречься от дьявола и соединиться с Христом. Священник задает соответствующие вопросы, на которые за крестников отвечают крестные родители.
  4. Посрамление дьявола – дуновение и плюновение. В древности, когда один человек хотел сказать другому, что никогда больше не желает с ним общаться, он дул на этого человека и это считалось страшнейшим оскорблением. Плевок выражение крайней степени презрения к тому на кого мы плюем.
  5. Исповедание веры. Человек, произнося Символ Веры, свидетельствует о полном принятии всех истин христианской веры.
  6. Молитвы освящения купели крещения и молитвы о достойном принятии Таинства новокрещаемым. Вода – символ возрождения и очищения.
  7. Помазание «елеем радования». Елей – символ милости Божьей к человеку. Единство человека с Богом – источник нескончаемой радости.
  8. Крещение. Символ соумирания и совоскресения Христу. Соединение с Богочеловеческой природой Христа.
  9. Облачение в белые одежды, как символ чистоты и освящения. 
  10. Таинство Миропомазания. Подание благодатных даров Духа Святого.
  11.  Обхождение вокруг купели - первый крестный ход новокрещеного христианина.
  12.  Пострижение волос – символ клятвенного обещания верности Христу.
Протоиерей Георгий Рой "Тематическая программа собеседований по крещению"
Раздел сайта:
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.
Article | by Dr. Radut