Главная » Библиотека » Публикации » Марфа и Мария

Марфа и Мария

Марфа и МарияБлаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. (Лк.11, 28)

Во время почти всех богородичных праздников, за исключением праздника Благовещения Божией Матери, за Литургией читается хорошо всем знакомый отрывок из Евангелия о том, как Господь наш Иисус Христос посетил благочестивое семейство Марфы и Марии, как Он там беседовал с народом и как на это отозвались те, кто слушал Его божественное слово.

Это чтение посвящено не какому-либо отвлеченному духовному предмету, а конкретным людям. В нем описаны две женщины, ставшие символами двух начал христианской жизни. Однако символы символами, но речь идет о реальных людях, которые жили два тысячелетия назад. Нужно отметить, что евангелисты Лука и Иоанн описывают их очень похоже. Казалось бы, разные эпизоды, но характеры описаны одни и те же. Удивительное соответствие! Отсюда ясно, что те, о ком мы поведем речь, не были «вымышленными персонажами», как одно время заявляли некоторые атеистические критики Священного Писания.

Вспомним еще раз этот евангельский рассказ:

«В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё» (Лк. 10, 38-42).

«В продолжение пути». Было ли это во время путешествия Господа в Иерусалим на Пасху страданий или еще ранее того, сказать с решительностью ничего нельзя. Также и Лука не говорит, что это за селение, где жили Марфа и Мария. Если, действительно, оно было на пути к Иерусалиму, то можно видеть здесь указание на Вифанию, где жил Лазарь (ср. Ин.11:1; 12:1 и сл.). Очевидно, в источнике, которым здесь пользовался евангелист Лука, не обозначено было ни имени селения, ни имени хозяина дома - Лазаря. По-видимому, принят был Христос сестрами даже не в доме Лазаря, а в доме Марфы, которая могла иметь свой дом в той же Вифании.

Существуют разные толкования сюжета о Марфе и Марии. Говорят иногда и так: если бы Марфа не хлопотала, то все остались бы голодными. Дескать, и Марфа рада бы сесть, как Мария, у ног Спасителя и слушать слово Божие. Но ей нельзя. Потому что кто-то должен заботиться и о земном, не только о горнем. С другой стороны, Господь упрекнул Марфу за то, что она суетится «о многом», т. е. об излишнем, избыточном.

Протоиерей Андрей Ткачев так комментирует этот вопрос: «Вообще, самые дорогие души - это те, которые могут спокойно сесть возле ног Христа и слушать Его. Заметьте: Мария сидит у ног Спасителя и не зовет к себе Марфу. Она не говорит: «Господи, да скажи ей, пусть она успокоится. Пусть посидит рядом, послушает». Мария довольна своим жребием и не лезет в чужие дела, что очень важно. Это потому, что она - у ног Иисусовых. А у Марфы, поскольку она кастрюлями гремит, горшками всеми этими колотит по кухне, от этого создается иллюзия своей чрезвычайной важности, чрезвычайной полезности и при этом - оставленности посреди своих забот. И вот она уже вмешивается, она говорит: «Господи, скажи ей, чтобы она мне помогла». То есть всякий, занимающийся бурной внешней деятельностью, имеет претензии к миру и их высказывает: «А почему вы не делаете этого, почему вы не помогаете мне? Почему вы сели на месте и сидите, как грибы, а я здесь весь в мыле бегаю?». Внешняя деятельность как раз и опасна тем, что она предъявляет претензии к окружающему миру. А человек, занятый «единым на потребу», претензий ни к кому не предъявляет. Мы все уже давно устали от этих раздраженных претензий ко всему миру. Среднестатистический гражданин нашего государства вечно всем недоволен: коммунальными службами он недоволен, международным валютным фондом недоволен, властью недоволен, женой недоволен... А это потому, что он не сидит у ног Иисусовых никогда. И в силу этого он никогда не находит покоя. Мятежный дух такой, понимаете ли. Вот раздраконили его, бедного, завертели, расколупали в нем дырку, и в эту дырку задувает и свищет какой-то инфернальный ветер. А нам же нужно душу свою исцелять около Господа, молча сесть подле Него, посидеть, Его послушать... И тогда у нас не будет никаких претензий. Это крайне важно. А иначе нам не то что весь мир будет не таков; мы в конце концов еще и на Бога обидимся. Марфа ведь, в принципе, на Господа немножко обижается. Она же говорит: Господи, не брежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити? (Лк. 10, 40). То есть, Тебе что, дела нет, что я одна здесь мучаюсь? Христос еще и виноват оказывается. «Ты куда вообще смотришь, - как бы говорит человек Богу, - Ты что, не видишь, что я здесь тружусь?» Вот до чего можно дорасти, когда делаешь нечто хорошее, но сам же и назначаешь цену своим трудам».

Священное Предание гласит, что праведные сестры Марфа и Мария, уверовавшие во Христа еще до воскрешения Им их брата Лазаря, по убиении святого архидиакона Стефана, наступлении гонения на Церковь Иерусалимскую и изгнании праведного Лазаря из Иерусалима, помогали своему святому брату в благовествовании Евангелия в разных странах. О времени и месте их мирной кончины сведений не сохранилось.

Сюжет «Иисус в доме Марфы и Марии» широко распространен в мировой культуре и искусстве. Так, на своих полотнах его изображали такие мастера, как Веласкес, Тинторетто, Вермеер, Рубенс, Семирадский, Стейнвик, Квеллин, Караваджо, Дени и другие. Вдохновлял он и писателей, и поэтов. Вот, например, одно из таких стихотворений, за авторством современной поэтессы А. Кудряшевой:

По дому бегает Марфа,
Готовит, метет, печет...
Мария тонкую арфу
Трогает за плечо.

Учитель сидит устало -
Глаза от пыли серы.
А Марфа пирог достала,
Вино, молоко, сыры.

Учитель в недоуменьи
- Как будто пришел домой...
- Мария, коль нет умений-
- Хоть ноги ему омой! -

Кричит, запыхавшись, Марфа.
(от крика заныл висок)
А было начало марта,
Примерно восемь часов...

За дверью течет прохлада,
А в доме так горячо...
- Прошу, не спеши, не надо...
- Уж лучше арфа... плечо...

Поели. Поговорили.
И Марфа садится прясть.
По белой щеке Марии
Густая струится прядь.

Ей скучно. Сидит учитель.
Над прялкой дремлет сестра...
- А что же Вы все молчите,
- Ведь Вы уйдете с утра...

А в доме запах коричный
Окутывал тишину,
Учитель припомнил притчу,
За нею еще одну.

Про зерна, смерти и смерчи,
Про добрых и изуверов...
Мария смотрит доверчиво,
Испуганно, снизу вверх...

Рассыпалось ночи марево,
Росой покрылись кусты...
- Неблагословенна Марфа,
- А благословенна ты...

Но лишь улыбнулась Марфа,
Не видела в том беды.
И в чистый мешок из марли
Собрала ему еды.

Плясала пыль над дорогой,
Седела на голове...
Мария прощалась с Богом,
От Марфы шел человек...

Егор ПАНФИЛОВ

Марфа и Мария
Раздел сайта:
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.
Article | by Dr. Radut