Как празднуют Пасху в Греции?
Греция - одна из немногих стран где православие является государственной религией, а Пасха и другие церковные праздники являются государственными. О том, как празднуют Светлое Христово Воскресение в этой стране мы поговорили с протоиереем Александром Железным, Евгением Ковалем и его женой Екатериной, учившимися в Афинском государственном университете.
Диакон Дмитрий Павлюкевич: Наш номер выходит в самом конце поста и начале Святой Пасхи. Мне, и я думаю, нашим читателям, интересно узнать об особенностях и традициях поста и празднования Христова Воскресения в Греции.
Священник Александр Железный: Принято думать, что в Греции очень легко поститься, потому что там много морепродуктов. Но что касается Великого поста, то в этот период греки едят морепродукты всего лишь несколько раз. В те дни, когда по уставу разрешено еще и масло.
Евгений Коваль: А маслом у них считается только оливковое. Все остальное - не масло. Хотя, конечно, у каждого духовника свой подход: кто-то благословляет масло своим чадам, кто-то - нет.
Диакон Дмитрий: Насколько мне известно, духовничество вообще очень развито в Греции.
Евгений Коваль: Конечно. Там у каждого есть свой духовник. Человек попадает на какой-нибудь приход, начинает туда постоянно ходить, исповедуется и выбирает духовника. На приходе, где я был, служило пять священников. У меня не было стипендии, из которой я мог бы платить за учебу, а это большие суммы, и мне пришлось искать приход, который бы взял на себя расходы по моему обучению. И вот я нашел этот приход, священник, который взял меня на содержание, дал мне квартиру, небольшие деньги на мелкие расходы и, конечно же, стал моим духовником.
Вот, кстати, он мне не благословил есть масло в Великий пост. Я первое время просил у него на это разрешение. Потому что все студенты едят в общей столовой и бесплатно. И получалось, что я как бы не ем со всеми, а приношу свое. Как будто бы горжусь или брезгую остальными, которые едят непостное.
И он говорит: да, бери с собой, готовь сам. Ничего, мол, страшного. Я ему говорил, что у меня же так гордость появится, и ребята не поймут. Но тогда он сказал, что именно это и будет моим духовным лекарством. И такая мысль мне действительно очень помогла. Никакого превозношения у меня не было, и друзья все понимали.
Поэтому иметь духовника очень важно. Тогда духовная жизнь будет более упорядоченная.
Священник Александр: Еще важно отметить, что в Греции у школьников и студентов начинаются пасхальные каникулы. Две недели. Неделя перед Пасхой и Неделя после Пасхи. Взрослые в это время тоже не работают.
Евгений Коваль: Да, большинство организаций не работает в это время. Кроме отдельных служб, вроде авиадиспетчеров. В основном же вся Греция замирает, и храмы наполняются людьми. Это начинается уже с Великого Понедельника. В этом, конечно, большое отличие от нашего государства. Вспомните, сколько людей у нас в храмах в Великий Четверг. Вот столько же людей в греческих храмах с начала Страстной седмицы. У них считается, что если ты не был на Страстной, то ты на Пасхе не был.
Священник Александр: Особым образом почитается служба Выноса Плащаницы, когда по традиции в центре храма ставится Распятие. А Распятие сделано таким образом, что есть возможность изображение Спасителя снять со Креста. Это происходит во время пятничной службы, изображение Христа полагают в белые простыни и уносят в алтарь. И получается, что весь пасхальный период Крест стоит без Христа. Он воскрес.
Естественно, совершается Чин погребения Плащаницы. Кругом тишина, и во время крестного хода дорога посыпается лепестками роз.
Еще в Великую Пятницу девушки украшают храм цветами. Считается, что это должны делать именно незамужние.
И еще важный момент: все приготовления к празднику: выпечка, готовка блюд и т.д. - завершается в четверг. Все это ставится в холодильник, чтобы потом не суетиться. Есть даже такая поговорка: ни одна хорошая хозяйка не зажжет плиту в Великую Пятницу.
Евгений Коваль: Вынос Плащаницы очень торжественен. В нем принимают участие и школьники, и студенты, и оркестры. Чиновники тоже. У них Церковь не отделена от государства, и Православие является официальной религией. Это православная страна.
Священник Александр: Я был знаком на Кипре с человеком, который работал в министерстве сельского хозяйства и пел в церковном хоре. И очень этим гордился.
Евгений Коваль: Конечно, это не означает, что все абсолютно являются православными. Я, например, ходил в парикмахерскую, где работал человек, верующий в двенадцать олимпийских богов.
Диакон Дмитрий: Если я не ошибаюсь, Акафист Пресвятой Богородицы в Греции в Великом посту тоже читается как-то по особенному. Расскажите об этом подробнее.
Евгений Коваль: Да, если у нас акафист прочитывается полностью в Субботу Акафиста, то греки делят его на четыре части, и по пятницам, начиная со второй седмицы, поют акафист. А в Субботу Акафиста прочитывают его еще раз уже полностью. Когда поется акафист, храмы переполнены. Люди в пятницу идут с работы сразу в церковь. Говорят, что русские больше всего любят Богородицу, потому что празднуют Покров, в отличие от тех же греков. Но вот эта служба доказывает, что все наоборот.
Священник Александр: Большинство греков вообще знает этот акафист наизусть. Потому что его читают не только раз в году, но каждый вечер. Его обычно прибавляют к вечернему правилу. У них нет таких сборников молитв «на сон грядущим», как у нас. Они обычно читают повечерие с акафистом.
Диакон Дмитрий: Что ж, думаю, о посте мы достаточно поговорили. А как же греки празднуют Пасху?
Евгений Коваль: На Пасху я всегда уезжал из Афин на Крит.
Священник Александр: Да, кстати, очень многие советуют так делать, потому что в провинции, в деревнях можно больше почувствовать праздник. Там люди более непосредственные. Сами греки стараются уехать всей семьей в свои деревни. Идут в церковь, где были когда-то крещены и т.д.
В субботу все в ожидании схождения Благодатного огня. Его доставляют специальным рейсом из Иерусалима. А на пасхальной службе, после канона, выключается свет, открывается алтарь и из алтаря выходит епископ или священник и поет стихиру «Приидите, приимите свет». И раздает огонь верующим. Потом пение епископа подхватывают священники, народ, хор. Темный храм наполняется светом. Это очень красиво!
Потом благочестивые люди несут огонь к себе домой и хранят его очень долго.
Екатерина Коваль: Меня поразило, что в Великую Пятницу Крестным ходом обходили не только храм, а весь монастырь, в котором я была, а вот на Пасху крестным ходом не пошли. И монахини меня предупреждали, чтобы я не выхолила в пасхальный период за ворота, потому что часто очень стреляют в воздух. Небезопасно, одним словом.
Диакон Дмитрий: А что это за традиция?
Евгений Коваль: С этой традицией сейчас пытаются бороться. Говорят, что сложилась она со времени турецкой оккупации, когда, якобы, турки позволяли грекам один раз в году, на Пасху, стрелять в воздух. Но я сомневаюсь, что турки вообще разрешали иметь им оружие. Возможно, освобождение Греции от турецкого ига как раз произошло вблизи Пасхи, и эта радость была у них таким образом выражена. И в народном сознании эта традиция стала связываться уже с Пасхой.
Диакон Дмитрий: А яйца греки красят на Пасху?
Евгений Коваль: Красят, а еще пекут печенье, которое у них называется кулураки. Оно печется именно к празднику. Например, когда я был в монастыре, нашей задачей было заготовить как можно больше яиц и кулураки. Кстати, в этом монастыре был только лишь один монах, он же послушник, он же и архимандрит. И когда к нам заходил кто-нибудь, мы обязательно встречали и провожали гостя яйцом и этим печеньем. Это было мое послушание: стоять и дежурить, чтобы всем раздать угощение.
Священник Александр: Первое блюдо, которое подается на стол после пасхальной службы, называется магарица. Оно очень полезно для человека, который только выходит из поста. Это мясной суп, и, по-моему, его делают из внутренностей.
А уже днем, в обед, народ выходит из домов, везде во дворах начинают жарить ягненка на вертеле или барашка. Отовсюду звучит музыка, народные танцы…
Евгений Коваль: Еще надо сказать, что многие греки пытаются провести пасхальный период на Афоне. Там очень проникновенные службы. Особенно меня впечатлило, когда мы на самой пасхальной службе обошли Крестным ходом храм и подошли к дверям. А храм был закрыт изнутри. И архимандрит монастыря посохом постучал несколько раз в двери и возгласил слова из 23-го псалма: «Поднимитесь, врата вечные, и войдёт Царь Славы!» А оттуда раздается бас: «Кто этот Царь Славы?» И так повторяется два раза, а потом после очередного удара двери распахиваются с грохотом, все заходят в храм, поют пасхальные песнопения… Может быть, это кому-то покажется немного театрализованным, но это настолько трогает душу , ты сам в этом участвуешь… Всем читателям хотелось бы пожелать пережить такое хоть раз в жизни!
Диакон Дмитрий: А как по-гречески будут звучать пасхальные привествия?
Священник Александр: «Христос Анести!» - это Христос Воскресе! А отвечают они: «Алифос Анести!»