«День мой догорел, но след мой в мире — есть»: три важных стихотворения Бунина
В день рождения Ивана Алексеевича Бунина мы вспоминаем его стихотворения, в которых красной нитью прослеживается то, что критики назвали потом «удивительной интуицией Бога».
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года. Он более известен благодаря своей прозе — сборнику рассказов «Темные аллеи» и роману «Жизнь Арсеньева», за который он получил Нобелевскую премию. Но не меньшее значение для литературы имеет его поэзия, которую критики даже называют «светлыми аллеями» Бунина — в противовес его сборнику «Темные аллеи», чувственному и даже страстному.
Именно благодаря стихам Ивана Алексеевича мы видим, что этот человек, с детства религиозный, пронес уверенность в несомненном существовании Бога, свое твердое ощущение Его присутствия в мире — через всю жизнь. Вот три из них, написанные Буниным в разное время, но имеющие общую мысль: главное — быть с Богом и благодарить Его за дар жизни, которая, несмотря ни на что, прекрасна.
«О счастье»: жизнь в моменте
То, что счастье заключено в самых простых вещах, которые часто считают только «фоном жизни», Иван Алексеевич понял еще в молодости. Его стихотворение «О счастье», написанное в 1908 году — как раз об этом. Жить здесь и сейчас, жить «в моменте» стало очень популярным в последнее время, а Бунин почувствовал это более ста лет назад.
А всё потому, что одаренный, тонкий, воспитанный религиозной матерью, он рано почувствовал присутствие в повседневной жизни, в природе, во всём мире — Бога, принял жизнь «как безостановочный дар» и пронес эти чувства через все испытания.
Стихотворение было написано в 1908 году. Это было время упадка религиозной жизни, когда для многих поэтов Серебряного века вера стала ненужным пережитком, а ум занимали новые идеи. Но, как сказал искусствовед Борис Любимов, «в непростой дореволюционной жизни — это довольно редкий случай — Бога Бунин не терял никогда».
«И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»: благодарная память
Это одно из самых известных стихотворений Бунина. Оно было написано в 1918 году — после Октябрьской революции, в разгар разрухи и террора. Спасаясь от большевистских погромов, Бунин с женой бежали в Одессу. Тяжело переживая то, что происходит в стране, предчувствуя необратимые перемены, прощаясь с прошлым благополучием, Бунин всё-таки пишет стихотворение с благодарностью Богу. Он не знает еще, что ему удастся спастись, эмигрировать и прожить еще много лет за границей, но он уже был благодарен Богу за свою жизнь — несмотря ни на что.
В представлении Бунина Бог не судит приходящего к нему человека, не требует отчета о своих делах и упущенных возможностях, не укоряет, не воспитывает, а просто спрашивает: «Был ли ты счастлив в той жизни, которую Я тебе дал?» Господь знает и об ужасах революции, и о бесконечном страхе, в котором жил тогда человек, но обращается к самому лучшему и светлому, что было в его жизни. А образ «милосердных коленей» Бога — может быть, самый добрый во всей поэзии Серебряного века.
Несмотря на колоссальную разницу в обстоятельствах, во время которых были написаны стихотворения «О счастье» и «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...», в них звучит одна и та же мысль — благодарность. А ведь, по словам протоиерея Александра Шмемана, «всякий, кто способен благодарить, достоин спасения и вечной радости».
«Ночь»: присутствие Бога
Бунин уехал из России в 1920 году — успел буквально на последний паром из Одессы, чтобы никогда больше не вернуться на родину. Стихов за границей он писал мало и вернулся к поэзии уже перед смертью.
Стихотворение «Ночь» было написано в 1952 году. В нем чувствуется груз испытаний, собравшийся за всю жизнь поэта — революция, потеря родины, смерть сына, нацистская оккупация, нужда, одиночество…
А еще Бунин понимал, что его жизнь, пусть и трудная, но обожаемая им, подходит к концу, и ему было жаль расставаться с нею. В молодости он часто просил Бога продлить его дни: «Жизнь моя — трепетное и радостное причастие вечному и временному, близкому и далекому, всем векам и странам, жизни всего бывшего и сущего на этой земле, столь любимой мною. Продли, Боже, сроки мои!» И он знал, что это последнее испытание — расставание с привычным, земным, любимым — можно пережить только с Богом. Всё, что было — ушло, остался только он и Бог. В конечном счете, это ждет любого человека и любую судьбу.
Бунин учит нас, как жить, переносить трудности и даже умирать, и этим будет всегда близким и актуальным нам: «День мой догорел, но след мой в мире — есть».
Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ