«Это как космос, как бесконечность: их много, а будет еще больше, и в каждом — ты». Многодетные матушки рассказывают о своем опыте
Поздравляем с Днем Матери всех мам и тех, кто только готовится стать ею. Многие хотели бы иметь большую семью, но опасаются трудностей. Мы поговорили с многодетными матушками и попросили их рассказать о своих проблемах и радостях, вдохновить и поделиться советами.
Матушка Алёна Колацкая, мама четверых детей
Я, наверное, рано повзрослела. Когда в 11 классе все выбирали профессию, я сказала, что в первую очередь хочу большую и крепкую семью. В своем супруге я была уверена и знала на 100%, что мы справимся. Так и вышло, поэтому я ни капельки не жалею, что вышла замуж довольно рано.
Мне всегда представлялось четное количество детей, чтобы никто не был одинок и у каждого была пара. Мне казалось это важным. Теперь, когда у нас четыре дочки, я вижу, что это действительно работает. У нас две детские, в одной — две школьницы, в другой — две дошкольницы, детям так достаточно комфортно.
Конечно, когда большая семья была еще только в мечтах, многое виделось по-другому. Мне рисовалась идеальная картинка: чистый дом, всегда ухоженные дети, супермама, которая никогда не устает и всё успевает.
В реальности не всегда всё идеально: и дома может быть грязно, и уровень шума иногда зашкаливает, — но мне очень комфортно, и я на самом деле получаю удовольствие быть в большой семье.
Конечно, трудно, когда дети болеют, потому что если в семье с одним ребенком ОРВИ проходит за неделю, то в семье с четырьмя детьми идет цепная реакция, и болезнь затягивается на месяц. Но и к этому привыкаешь. Лично мне было трудно с первой дочкой, так как не было опыта и многие вопросы заставали врасплох: «Почему она плачет?» В этом преимущество следующих детей: за несколько секунд ты определяешь причину плача ребенка и находишь несколько способов успокоения. Труднее становится, когда дети подрастают, их вопросы требуют более глубокого ответа, и мне эти беседы непросто даются.
Когда детей много, тяжелее учитывать интересы всех. Если трое «за», обязательно найдется тот, кто против. Но здесь есть и плюс: дети учатся договариваться. Нужно стараться уделять время и внимание всем, дети ведь всё замечают. И если я кого-то обняла больше, они мне об этом обязательно скажут!
В большой семье постоянное движение — жизнь кипит, и это очень здорово. У дочек всегда есть компания для игр, подруга, которая выслушает и поможет. Скучно бывает в исключительных случаях.
Для меня главное — вовремя восстанавливать свои силы. Первое и самое важное — сон и здоровое питание. Я люблю ходить, поэтому, если позволяет время, гуляю в парке или брожу по улочкам города. А если во время болезней нет возможности выйти из дома, стараюсь посмотреть фильм или почитать книгу в одиночестве. Мне важно сделать то, что я давно хотела, или побывать там, где давно или никогда не была. Стараюсь иногда выбираться послушать музыкальный концерт — музыка окрыляет!
Матушка Ксения Коляда, мама пятерых детей и приемной девочки
Во время учебы в Жировичах мы с моим будущим мужем вместе волонтерили в детском доме. Я очень хорошо помню тот момент, когда мы с ним вышли из семинарского буса, встретили детей-сирот, которые нас уже хорошо знали, и пошли с ними за руки: я, двое или трое детей и Володя. Мы с ним тогда еще даже не встречались. Шли, разговор зашел о детях, и мы стали говорить, что они очень классные. Я сказала: «Хочу себе 12 детей!» Володя посмотрел на меня удивленно: «И я тоже! Ты мои мысли прочитала».
После свадьбы мы часто вспоминали тот случай и смеялись. Скоро нашему пятому ребенку будет два, и мы понимаем, что это настолько большой труд, что о двенадцати и речи нет.
Помню, что после рождения четвертого было по-настоящему трудно: у родителей четыре руки и все заняты. У нас тогда был очень маленький дом, и четвертая беременность была переломным моментом. Не зря многодетные родители говорят, что рождение четвертого — один из самых тяжелых моментов, а дальше уже просто всё время трудно (смеется).
Пятого рожать было тяжело физически и морально. Но всё-таки стало даже немножко легче — старшие уже подросли, стали помогать.
Самое трудное в воспитании детей в многодетной семье — это мир и любовь между ними. Хотя когда они дерутся между собой, это тоже неплохо и даже нужно — дети отрабатывают таким образом социальные роли, учатся общаться, отстаивать себя. Трудно давать им полноценное внимание, чтобы они понимали, что их любят и о них заботятся. Для меня большой труд следить, чтобы все они были чистые, выглаженные, с чистыми ногтиками, мне трудно учить их порядку. Мне кажется, это мое слабое место в семье.
А еще из трудностей я бы назвала финансовую составляющую. Мне бы хотелось больше баловать своих детей. У меня даже комплекс есть по поводу того, что я не могу каждый день покупать им киндеры, сырки и т.д. То есть в плане еды в многодетной семье определенные ограничения есть, и я чувствую их.
Ну а самое радостное — это любовь, внимание детей к нам, их желание быть с нами, их жизнерадостность. Как они говорят, как смотрят, как встречают, когда мы возвращаемся откуда-то! Это просто непередаваемо и стоит всех трудностей.
Мне кажется, много детей или мало — не так принципиально, как мировоззрение семьи. Ведь каждая семья — свой монастырь. И одного ребенка можно воспитывать, обучая вниманию к другим людям, границам, заботе.
Если вы хотите большую семью, но боитесь, что не хватит денег — не переживайте. Сколько бы их ни было, всегда мало (смеется). Господь и люди не оставляют. Если вы боитесь рожать — смотрите на свое здоровье, в том числе психическое. Задайте себе вопросы: готово ли ваше тело к новой беременности, готов ли ваш супруг? Мой муж был готов и всегда брал на себя ответственность с полным пониманием.
И самое главное: чтобы отдавать себя другим, в том числе, детям, нужно вкладывать немножко и в себя. Из пустого стакана не напиться. Поэтому очень важно беречь свое тело, свое психическое здоровье и духовно расти, потому что если этого роста нет, будут психические срывы — в первую очередь, на детей. Важно быть внутренне взрослым, потому что это огромная ответственность. Если у вас это есть — вообще ничего не бойтесь.
Матушка Наталья Перец, мама шестерых детей
Никаких мыслей о том, сколько рожать детей, у меня не было — ни до встречи с отцом Михаилом, ни после. Поначалу я и о том, чтобы создать семью, не думала. Я была музыкантом, пела во многих коллективах, в церковном хоре. С 1992 года я пела в Коложе и там познакомилась со своим будущим мужем. Далеко в будущее мы с ним не заглядывали, всё пришло само собой. Для нас важна была наша любовь, а дети рождались как ее естественный плод. Господь давал, а мы принимали.
Тяжело ли воспитывать шестерых? Я приведу сравнение, которое кому-то может показаться грубым. Это как у лошади спросить: тяжело ли тебе бежать по дороге? Она ответит: «Ну, бегу» (смеется). Конечно, бывает по-разному. Но всё равно это радость.
Мне не нравится та тенденция, которая складывается в обществе вокруг многодетных. Если в семье много детей, то это либо неблагополучные семьи, либо герои, которые любят это демонстрировать, а еще поют, вышивают, имеют десяток хобби… А еще многодетные часто ведут себя так, будто все им что-то должны, это расстраивает. Радуйся, доверяй Богу и не думай, что можешь для себя что-то требовать.
Я не могу сказать: «Все будьте многодетными матерями, советую!» — ты это или принимаешь, или нет. Я не поверю, если многодетная мать, имея 4-5 детей, скажет, что счастлива при известии о своей новой беременности. Не потому что она не хочет больше детей, а потому что уже понимает глубину ответственности — физической, в первую очередь, и моральной. Ты всегда несешь большую часть этой ответственности на себе. А если ты вдобавок жена священника, а если ты еще работаешь… Но когда я была беременна последним ребенком (с возрастом ведь мудреешь), то поняла, что это как космос, как бесконечность: их много, а будет еще больше, и в каждом — ты.
Мои дети от сверстников часто слышат, что они более ответственные. Это и хорошо, и не очень. Я часто оставляла их одних, особенно старших, оставляла на них малышей. Это ответственность, которой дети могут и не хотеть. К примеру, я оставила как-то двухлетнего Рому на Ваню, которому исполнилось 18. Рома проглотил болт и начал синеть. Ваня смог пропихнуть этот болт и спас брата. Всё обошлось, болт потом извлекли в областной больнице, но какой это был стресс для старшего!
Из-за подобных ситуаций может развиться так называемый комплекс многодетной семьи, когда дети, выросшие в такой семье, не хотят потом иметь много своих детей. Старшие не должны быть няньками. Надо помнить: дети не виноваты, что родились в многодетной семье, и задача мамы — чтобы они этого вообще не почувствовали — ни финансово, ни морально. Я стараюсь, чтобы мои дети не отличались от сверстников, чтобы они не чувствовали себя ущербными.
А еще надо думать о своем здоровье. Тебе не всегда будет 35, и в 42 растить ребенка будет намного тяжелее. Некоторые вещи надо оставлять так, как они есть. Лучше обойтись без «Как же они без меня?!», «Я сама!», «Пыль везде должна быть вытерта, всё должно блестеть!» А ведь можно оставить пыль в покое и полежать лишний час, не тащить тяжелую сумку, не волочь коляску на пятый этаж. Не болела бы потом голова, не отнималась бы спина. Но этого уже не вернешь… Поэтому всем желающим быть многодетными мамами я в первую очередь желаю мудрости.
А еще — любить себя. Ведь мама с папой — лицо семьи. Если мама заботится и о себе, значит, правильно будут воспитаны и ее дочки, и сыновья будут видеть правильный идеал женщины. Если нет сил, помогает «синдром Мюнхгаузена»: это когда берешь себя утром за волосы, поднимаешь и наводишь красоту.
Я всю замужнюю жизнь была беременной и кормящей, но моя жизнь на этом не заканчивалась: в ней были любимые муж и родные, друзья, работа, которая приносит радость. Мы даже путешествовать на юг всей семьей умудрялись! Одолжим денег, потом отдаем годами. Но эти впечатления остались и останутся с нами навсегда.
Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ