Главная » Новости » 2021 » 10 » 08 » София, Юрий, Януш. Написаны первые портреты для уникальной галереи

София, Юрий, Януш. Написаны первые портреты для уникальной галереи

Сейчас в Слуцке по благословению управляющего Слуцкой епархией митрополита Минского и Заславского Вениамина, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, по инициативе и при участии архиепископа Гродненского и Волковысского (до 9 июня 2021 года — епископа Слуцкого и Солигорского) Антония продолжается строительство приходского дома имени Митрополита Филарета (Вахромеева), первого Патриаршего Экзарха всея Беларуси.

Приходской дом расположится на улице Магистральной, в границах территории, принадлежащей религиозной общине «Приход кафедрального собора святителя Николая Чудотворца в г. Слуцке Слуцкой епархии Белорусской Православной Церкви». Здесь уже возведен храм преподобного Паисия Святогорца — деревянный, в традициях полесского зодчества. К слову, на данный момент это самый большой православный храм Слуцка: одновременно он может вместить 800 человек.

Рядом с храмом воздвигается звонница во имя святителя Николая Чудотворца с самым большим колоколом в Беларуси (7,4 т), отлитым в честь 85-летия Митрополита Филарета. Весь колокольный набор храмовой звонницы состоит из 12 колоколов общим весом 9 т.

Церковный комплекс является своеобразными «вратами города» — он встречает гостей Слуцка на въезде с северной стороны.

Наименование дома призвано увековечить память Митрополита Филарета как вдохновителя духовного возрождения Слуцкой земли. С 1992 по 2013 годы владыка носил титул Митрополита Минского и Слуцкого. Он инициировал внесение в Собор Белорусских святых имени праведной княгини Софии Слуцкой, до этого местночтимой подвижницы, и благословил установить в Слуцке памятник святой Софии. Эпоха Митрополита Филарета стала для Слуцка периодом исцеления от исторической амнезии: сейчас уже многие знают, что этот тихий скромный райцентр Минской области когда-то был столицей княжества, оплотом самобытной культуры и уникальным анклавом свободы вероисповедания в Речи Посполитой.

Фронтоны главного фасада приходского дома воспроизводят фронтоны Троицкого собора одноименного слуцкого монастыря — обители, которой больше нет. Троицкий (в народе Тройчанский) мужской монастырь был основан не позднее 1445 года, волей Божией стал центром Православия в Великом княжестве Литовском, здесь хранились мощи праведной Софии Слуцкой и мученика младенца Гавриила Белостокского, здесь жили архиереи, которые управляли церковной жизнью на территории нынешних Беларуси и отчасти Украины. В 1930 году большевики закрыли обитель. Что-то из монастырских ценностей было вывезено в Минск — мощи святой Софии Слуцкой, к примеру, оказались именно там, их забрали в анатомический музей БГУ, теперь им можно поклониться в Свято-Духовом кафедральном соборе, — что-то бесследно пропало. К 1950-м годам от бывших монастырских построек не осталось ничего.

В Троицкой обители находилась галерея портретов князей Олельковичей-Слуцких, покровителей Православной Церкви. При советской власти галерею уничтожили — но теперь в приходском доме имени Митрополита Филарета создается княжеский зал, декорированный гипсовой лепниной, в котором должны разместиться портреты правителей Слуцкой земли. Уже завершена работа над портретами святой праведной Софии Слуцкой — Софии Юрьевны Олелькович-Радзивилл, княгини Слуцкой и Копыльской (1586 — 1612), ее отца, Юрия III Юрьевича Олельковича, князя Слуцкого и Копыльского (1559 — 1586) и супруга, князя Януша VI Радзивилла, каштеляна Виленского, подчашего Литовского, старосты Борисовского (1579 — 1620).

Живописные произведения в ряде элементов (доминирующая роль красного цвета, сабля как атрибут шляхетства и т.д.) наследуют стилистику традиционного для Речи Посполитой парадного «сарматского» портрета. Их прототипами послужили изображения, относящиеся к XVI-XIX векам.

Впервые в истории независимой Республики Беларусь над визуализацией образов святой Софии Слуцкой и ее сродников работал профессиональный художник, один из лучших портретистов современной белорусской школы живописи Александр Доманов. Он — минчанин, родился в 1981 году. Окончил Белорусскую государственную академию искусств, ГУК «Творческие академические мастерские живописи, скульптуры и графики». Член Белорусского союза художников с 2008 года.

На портрете праведной Софии изображена икона Покрова Пресвятой Богородицы — семейная святыня князей Олельковичей. Эта икона сопровождала святую Софию в течение всей ее земной жизни. Образ  находился в жилой комнате праведницы, а после ее кончины занял место рядом с мощами святой. В 1930 году, после изъятия мощей богоборцами, икона исчезла. В память об этой святыне в 2016 году в Софийский женский монастырь Слуцка была принесена для постоянного пребывания икона Покрова Божией Матери, написанная в келии Буразери на Святой Горе Афон (Греция).

В правой руке святая София держит миниатюрную Псалтирь на церковнославянском языке. На обложке книги изображен восьмиконечный крест. Известно, что эта форма креста бытовала не только в Русском царстве, с которым она ассоциируется, но и в Великом княжестве Литовском (см., например, икону великомученицы Параскевы XVI века, происходящую из Слуцкого района и хранящуюся сейчас в Национальном художественном музее Беларуси).

Заглавие Псалтири выполнено шрифтом, который использовал белорусский первопечатник Франциск Скорина. 

Значимой деталью портрета князя Юрия Олельковича является Слуцкое Евангелие — книга, которую благочестивый правитель создал сам, потрудившись в качестве переписчика. Евангелие изображено лежащим на аналое в развороте, на странице видны характерная для этого книжного памятника красочная заставка и буквица. На груди у князя Юрия в медальоне восьмиконечный крест — символ его особого покровительства Православию, искренней веры, преданности Церкви и щедрого благотворения храмам и монастырям.

Князь Януш Радзивилл предстает на портрете как поборник свободы вероисповедания в свою эпоху. Будучи кальвинистом, он вместе с тем (как гласит житийное предание, под благотворным воздействием супруги Софии) защищал в сейме Речи Посполитой права не только своих единоверцев, но и православных христиан, ограждая их от насильственного перевода в иные конфессии.

Сабля князя Януша изображена не на левом, как это диктуют живописная традиция и логика обращения с холодным оружием, а на правом бедре. С исторической точки зрения это является вольностью, но со смыслом: так инициаторы создания портрета подчеркивают, что Радзивилл отстаивал религиозную свободу своих подданных мирно — через свой политический вес, посредством законодательства. На последнее указывает королевская хартия, которая гарантировала защиту православному населению Слуцкого княжества и которая изображена в левой руке Януша.

Князь на портрете как бы умышленно прикрепил саблю к перевязи неестественно — ее неудобно вынимать из ножен левой рукой, если рабочей является правая. Это говорит о его категорическом нежелании применять силу в борьбе за свои ценности. Но если кто-то посягнет на святое право народа исповедовать родную веру и будет готов пролить невинную кровь — то клинку найдется применение, и князь Януш Радзивилл силой отстоит легальную возможность людей возносить Богу молитвы так, как им велит совесть.

Размер портретов: 140х115 см. Материалы: холст, масло.

1 апреля 2022 года, к 410-летию преставления святой праведной Софии Слуцкой, около приходского дома имени Митрополита Филарета установят памятник первому Патриаршему Экзарху всея Беларуси высотой 3,85 м, из бронзы, на гранитном постаменте.

— Слуцкие князья были просветителями, благотворителями, меценатами, под их покровительством процветала школа белорусского храмового зодчества, иконопись, культура письменности и печати. Мы обязаны воскресить их забытые имена для нашей белорусской истории. Они сохраняли то, что потом пытались переиначить на свой лад представители иных культур, утверждая, что православная вера — удел неграмотных и невежественных людей. Слуцк, как и другие древние города Беларуси, был самобытным и неповторимым благодаря Православию, и мы это должны знать, помнить, а лучшие традиции — продолжать, — комментирует архиепископ Антоний.

Теперь владыка служит в Гродно. У Православия здесь свой облик, своя глубоко укорененная в наднеманской земле традиция. Здесь есть что возрождать. Архипастырь приоткрывает замыслы:  

— Нам предстоит сложная, но очень увлекательная работа по увековечиванию гродненской школы храмового зодчества XII века. Дошедший до наших дней пример такой архитектуры — Коложа, но стилистически близких ей храмов было несколько, археологи выяснили о них немало интересного. В таком стиле, даст Бог, мы планируем построить храм благоверного князя Александра Невского на Вишневце, в районе пересечения Индурского шоссе и улицы Кабяка.

Красота, созданная во славу Божию, живет в веках. Даже канув в небытие, она может воскреснуть благодаря сердцам, которые горят идеей этого воскресения. В Слуцке и Гродно мы это видим. История продолжается, главное — избрать путь созидания и идти по нему до конца.   

София, Юрий, Януш. Написаны первые портреты для уникальной галереи
София, Юрий, Януш. Написаны первые портреты для уникальной галереи
София, Юрий, Януш. Написаны первые портреты для уникальной галереи
София, Юрий, Януш. Написаны первые портреты для уникальной галереи
София, Юрий, Януш. Написаны первые портреты для уникальной галереи
София, Юрий, Януш. Написаны первые портреты для уникальной галереи
София, Юрий, Януш. Написаны первые портреты для уникальной галереи
София, Юрий, Януш. Написаны первые портреты для уникальной галереи
София, Юрий, Януш. Написаны первые портреты для уникальной галереи
София, Юрий, Януш. Написаны первые портреты для уникальной галереи
София, Юрий, Януш. Написаны первые портреты для уникальной галереи
София, Юрий, Януш. Написаны первые портреты для уникальной галереи
София, Юрий, Януш. Написаны первые портреты для уникальной галереи
София, Юрий, Януш. Написаны первые портреты для уникальной галереи
София, Юрий, Януш. Написаны первые портреты для уникальной галереи
София, Юрий, Януш. Написаны первые портреты для уникальной галереи
София, Юрий, Януш. Написаны первые портреты для уникальной галереи
София, Юрий, Януш. Написаны первые портреты для уникальной галереи
София, Юрий, Януш. Написаны первые портреты для уникальной галереи
София, Юрий, Януш. Написаны первые портреты для уникальной галереи
София, Юрий, Януш. Написаны первые портреты для уникальной галереи
София, Юрий, Януш. Написаны первые портреты для уникальной галереи
София, Юрий, Януш. Написаны первые портреты для уникальной галереи
София, Юрий, Януш. Написаны первые портреты для уникальной галереи
София, Юрий, Януш. Написаны первые портреты для уникальной галереи
София, Юрий, Януш. Написаны первые портреты для уникальной галереи
София, Юрий, Януш. Написаны первые портреты для уникальной галереи
София, Юрий, Януш. Написаны первые портреты для уникальной галереи
София, Юрий, Януш. Написаны первые портреты для уникальной галереи
Ключевые слова:
Раздел сайта:
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.
Article | by Dr. Radut