Христианские мотивы в истории о Гарри Поттере
Не знаю, как вас, но меня с началом осени непреодолимо тянет перечитывать Гарри Поттера. То ли потому, что каждая из семи частей начинается новым учебным годом в Хогвартс , то ли потому что осенью особенно хочется читать книги — захватывающие, мудрые и чтобы непременно с хорошим концом. Книги Джоан Роулинг о Гарри Поттере именно такие.
Мне всегда казалось, что равнодушных к истории о Мальчике, который выжил, нет. Как только с новым знакомым зацепишься за эту тему и узнаешь, что он не только смотрел, но и читал эту историю, сразу начинается диалог с горящими глазами: «А ты помнишь?..» Мне кажется, эта тема объединяет наше поколение.
Но помимо захватывающего сюжета, в который ныряешь с головой, в этих книгах поднимается много вопросов, на которые автор отвечает по-христиански. Вот несколько примеров.
Смерть
Смотрите. Тёмный волшебник Волан-де-Морт настолько боится смерти, что готов совершить целый ряд убийств, чтобы расколоть свою душу на части и каждую хорошенько припрятать. Пока не найдёшь все кусочки, Тёмный Лорд остаётся бессмертным, но при этом теряет свою душу и все её человеческие качества. Убийство раскалывает душу, она перестает быть цельной – это то, о чём говорит и христианское учение. Тёмный Лорд больше всего на свете боится смерти, ужасается её возможности и всю жизнь посвящает тому, чтобы найти способы избежать её.
Профессор Дамблдор, могущественный и добрый волшебник, в одну из встреч с Волан-де-Мортом говорит важные слова: «Ваша неспособность понять, что есть вещи намного хуже смерти, всегда была вашей самой большой слабостью». Это жизнь без любви, в проклятии, одиночестве, страхе. И глядя на то, как Тёмный волшебник всё больше трясётся над своей жизнью и все меньше становится похож на человека, этому охотно веришь.
Жизнь здесь и сейчас
В первой книге о философском камне в одном из кабинетов замка Хогвартс Гарри находит необычное зеркало. В его отражении он видит своих погибших много лет назад родителей — они обнимают его, улыбаются, они живы и счастливы. Мальчик начинает приходить к этому зеркалу ежедневно, сутками вглядывается в отражение и теряет связь с реальной жизнью.
В конце концов профессор Дамблдор приходит к Гарри и объясняет ему, что это за волшебная вещь. Зеркало называется Еиналеж (слово «желание» задом наперёд) и показывает то самое сокровенное, чего желает человек. Гарри Поттер не хочет ничего дурного — кто не поймёт его горя! – но постоянный разрыв между желаемым и действительным крадёт у него настоящую жизнь. Дамблдор говорит, что некоторые волшебники, поддаваясь силе этого зеркала, доходили до сумасшествия, и запретил Гарри впредь подходить к нему: «Нельзя цепляться за мечты и сны, забывая о настоящем, забывая о своей жизни».
Самопожертвование
Джоан Роулинг говорит, что смерть ради другого и жертва любви способна творить чудеса. Так, мама Гарри, подставляя себя под смертельное заклинание Волан-де-Морта и спасая таким образом Гарри, наделяет своего сына сильнейшей защитой.
А сам Гарри добровольно идёт в Запретный лес к Волан-де-Морту, чтобы тот не убил больше никого из его друзей и обитателей замка. Его добровольная жертва помогла ему даже после смертельного заклинания остаться живым.
Вам это ничего не напоминает?
Выбор
Джоан Роулинг не однажды поднимает тему выбора и говорит: наши изначальные настройки не определяют нас в полной мере, нас определяет наш выбор.
Когда в первой книге на праздничном пиру в Большом зале проходит разделение первокурсников по факультетам, Волшебная шляпа хочет отправить Гарри в Слизерин – факультет, из которого вышло много сильных, но и тёмных волшебников. Шляпа говорит, что у Гарри есть все шансы стать великим. Кроме того, Гарри, сам того не желая, в детстве получил часть даров тёмного волшебника Волан-де-Морта. Но мальчик изо всех сил противится опасному пути и просит Шляпу: «Только не Слизерин, прошу тебя, только не Слизерин!» Шляпа слышит его желание и определяет на другой факультет. И в итоге жизненный путь Гарри складывается противоположным от пути Волан-де-Морта образом. «Человек – это не свойство характера, а сделанный им выбор», – говорит, успокаивая мальчика, профессор Дамблдор.
Или взять недотёпу Невилла Долгопупса. Этот мальчик приезжает в Хогвартс невезучим и запуганным, постоянно теряет свои вещи, дрожит перед профессором зельеварения и, кажется, не способен не только на большое дело, но и на нормальную учёбу. Но в тяжёлые времена, когда Хогвартс переходит под власть тёмных сил, Невилл находит в себе силы сопротивляться, вести подпольную борьбу и наносит серьёзный удар Волан-де-Морту. И если кто-то скажет, что многое из этого делали и другие ученики, можно вспомнить слова Клайва Льюиса о том, что Бог судит нас на основе того морального выбора, который мы делаем: «Когда психически больной человек, испытывающий патологический страх перед кошкой, движимый жалостью, заставляет себя подобрать котенка, вполне возможно, что в глазах Бога он проявляет больше мужества, чем здоровый человек, награжденный медалью за храбрость в сражении. Когда человек, крайне испорченный с детства и привыкший думать, что жестокость – это достоинство, проявляет хоть немножечко доброты или воздерживается от жестокого поступка, рискуя быть осмеянным, он, быть может, делает больше, чем сделали бы мы с вами, пожертвовав жизнью ради друга».
В книгах о Мальчике, который выжил, есть ещё о верности своей любви длиною в жизнь, и о том, как много значит дружба и взаимопомощь, и о том, как важно оставаться человеком даже в тяжёлые времена, и о том, что помощь всегда приходит к тому, кто об этом просит, и о многом-многом другом. Мне кажется, каждый найдёт в этих книгах поддержку и утешение – чего бы он ни боялся.
Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ