В храме святителя Луки состоялась лекция «Православная антропология в современном дискурсе»
В храме свт. Луки Симферопольского и Крымского при Гродненской университетской клинике (бывшая областная больница) состоялась вторая лекция магистранта ПСТГУ Бутурли Сергея Федоровича на тему «Православная антропология в современном дискурсе». В ней лектор говорил о грехопадении человека в раю.
Раскрытие темы грехопадения, по сути, заключается в ответах на вопросы:
- зачем Всеведущий Бог попускает грехопадение; почему Бог создает человека, зная о том, что тот не оправдает Его надежд; зачем Бог попускает диаволу проникнуть в рай под видом змея и искушать наших первородителей.
Отвечая на эти вопросы, Сергей Федорович напомнил нам о том, что Бог сотворил человека по великой своей Благости для Себя и особо подчеркнул, что Бог, в отличие от человека, пользующегося логикой необходимости, всегда руководствуется логикой любви. Заповедь о невкушении – это был тот минимум, свидетельствующий о любви человека к своему Творцу, не сложный для исполнения и не требующий особых усилий со стороны самого человека. Человек призван был совершенствоваться в Боге. То, что произошло в раю – это был своего рода экзамен – промежуточная аттестация, которая должна была перевести человека уже в другой статус, с той только разницей, что экзамен этот был нужен не столько Богу Всеведующему, сколько человеку, который должен был сам осознать свое состояние.
О величайшей любви Бога к человеку свидетельствует и тот факт, что Бог, изначально знающий о падении человека, отдает Сына своего Единородного на крестную смерть, принеся искупительную жертву во спасение человека и приведения его к начальному замыслу о нем.
Бог допускает стать змею орудием искушения для того, чтобы «…человек в самом орудии искушения видел образ осторожности…», ведь змей в Священном Писании называется самым мудрым животным и те вопросы, которые исходили от змея, должны были смутить Еву и вызвать у нее недоумение.
Говоря о причинах грехопадения, святые отцы, сходятся во мнении, что истинной причиной падения явилось не древо и не змей, а внутреннее состояние прародителей, отсутствие полноценной любви к Богу.
Результатом такого отступничества явилось в человеке искажение образа и впадение в противоестественное состояние с искаженной иерархией духа, души и тела.
Но человек после грехопадения не оставлен Богом и уже в раю получает свое первое обетование о грядущем спасении.
Следующая лекция состоится в храме святителя Луки в ноябре 2019 г.
Елена ЧЕРНАЯ