Воспоминания о паломничестве к мощам Спиридона Тримифунтского
25 декабря в Православной церкви чтят память Спиридо́на Тримифу́нтского, или Салами́нского – христианского святого, который почитается в лике святителей как чудотворец.
Участники поездки в Москву к мощам Спиридона Тримифунтского, организованной в сентябре 2018 года паломнической службой Свято-Покровского кафедрального собора города Гродно, думаю, к зимнему празднику обязательно вспомнят радостный момент поклонения святыне, молитвы, с которыми они обратились к чудотворцу.
Поклонение деснице святого Спиридона Тримифунтского в храме Христа Спасителя в Москве.
Мощи святителя Спиридона Тримифунтского покоятся на острове Корфу в церкви его имени. Его десница (правая рука) находилась в церкви Божией Матери Санта Мария в Риме. Грекам святыню вернули только в 1984 году. Именно ее и привезли в Россию.
Ковчег с мощами святителя был доставлен в Москву для поклонения верующихв праздник Рождества Пресвятой Богородицы и отбыл в Грецию только 15 октября.
Очередь на поклонение деснице святого Спиридона Тримифунтского в храме Христа Спасителя ежедневно начиналась рано утром на Крымской и Якиманской набережных. В ходе движения всем помогали волонтеры из объединения «Православные добровольцы». И только после нескольких часов, проведенных в очереди, по Патриаршему мосту можно было попасть в храм Христа Спасителя и приложиться к деснице святителя Спиридона.
Передвигаясь в общей очереди, верующие молились, читали акафист. Наша гродненская делегация смогла также пообщаться с представителями из разных городов России, Украины. Тепло приветствовали нас, белорусов, петербуржцы и москвичи.
После многочасового ожидания и молитв мы радостно и благоговейно поклонились великому святому.
Конечно, во многих храмах есть частицы мощей разных святых, но принесение мощей из мест, где они исторически пребывают, – «важный знак милости Божией». И нам, гродненским паломникам, случилось приобщиться к этому великому «знаку» в столице государства братского народа. Хотя известно, что ничего случайного не бывает…
Откуда пошла традиция в Православной Церкви почитания мощей святых?
Мощи - останки православных святых, а также все, что соприкасалось с телами святых при их жизни или после смерти. Слово «мощи» вславянском языке имеет происхождение от слова «мощь», что говорит о той благодати Божьей, которую стяжали святые подвижники своей благочестивой жизнью и которая пребывает с их телами даже после физической смерти.
В Первом послании апостола Павла к Коринфянам говорится: «Разве не знаете, что тела ваши суть храм Святого Духа» (1 Кор.3:16). Церковь с самого начала своего существования верит в это, верит, что святые своей праведной жизнью сотворили из своих тел храм Духа Святого. Христианская Церковь первых веков особо почитала останки мучеников, засвидетельствовавших истину Евангелия своей кровью. На их гробах воздвигались алтари и храмы, их мощи переносились в храмы. Новые храмы посвящались их именам. В церковной истории мы можем найтим ножество примеров благочестивого почитания мощей святых и получения исцелений притекающим к ним.
Для того чтобы приготовиться ко встрече со святыней необходимо оставить все свое житейское, все свои заботы; верить в святость мощей; размышлять о житии угодников Божьих, мощам которых мы собираемся поклониться; иметь намерение подражать им.
Дело не в действии самой по себе иконы или мощей, а в силе веры, искренности и молитвы того человека, который подходит к этой иконе.
«Господи, да будет Твоя воля, Ты знаешь, Господи, что мне нужно, что я хочу, какова моя просьба, но да будет, Господи, Твоя воля. И через этого угодника Божия (если мы к мощам каким-то подходим) окажи Свою милость настолько, насколько Ты, Господи, хочешь, а не я,Твоя воля да будет, а не моя».Только когда смирение присутствует, когда Господь видит искреннее стремление человека, готового принять любой вариант – тогда происходит чудо.
Что мы знаем о Спиридоне Тримифунтском?
Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века (примерно в 270 году) в деревне Ассияна острове Кипр. Известно, что он был пастухом, имел жену и детей. Все свои средства будущий святитель отдавал на нужды ближних и странников, за что был вознагражден даром чудотворения и исцеления безнадежнобольных. После смерти жены Спиридон был избран епископом города Тримифунта.
По церковному преданию, святитель Спиридон совершил множество чудес: по его молитвам прекращалась засуха, исцелялись больные, умножалось масло в церковной лампаде. Провидя тайные грехи людей, святой призывал их к покаянию и исправлению.
Сам он, даже будучи епископом, по-прежнему пас овец и работал в поле. Для всех, кто слышало Спиридоне Тримифунтском и знал святого, он был чистым примером благочестия, простоты и скромности.
Святитель Спиридон известен не только лишь чудесами, во множестве совершающимися по молитвам к нему, но также и как защитник Православия на I ВселенскомСоборе.
В 325 году по инициативе императора Константина Великого был созвал Первый Вселенский Собор, который проходил в Никее. На Соборе впервые встретились вместе триста восемнадцать святых отцов, среди которых были епископы Спиридон Тримифунтский и святейший Николай Мирликийский (Николай Чудотворец). На этом Соборе обсуждались важные церковные дела, в особенности нужно было определить свое отношение к набиравшему тогда арианскому учению, в защиту которого выступали очень умные ораторы и философы.
После выступления Спиридона, который простыми словами объяснил свои мысли о Христе, даже самый искушенный арианский философ Евлогий признал, что из уст святителя он почувствовал особенную силу, против которой любые доказательства были бессильны. Позже Евлогий отрекся от этой ереси и принял Крещение.
Выступая на Соборе, епископ Спиридон воочию показал Единство во Святой Троице, против которой выступал Арий. Выйдя перед всеми и перекрестившись, он, со словами «Во имя Отца» сжал кирпич (плинфу), которая была у него в руке, и в этот момент из камня полыхнул огонь. Святитель продолжил: «и Сына!»–из руки потекла вода. После слов «и Святого Духа!» Спиридон открыл руку, и все увидели на ней сухую глину - остатки кирпича.
«Вот три стихии, а плинфа одна. Так и в Пресвятой Троице - Три Лица, а Божество Едино» – так арианам объяснил святитель Спиридон Единство Трех Божественных Ипостасей Святой Троицы. В простом кирпиче в месте соединены три вещества - огонь, вода и земля. Также един и Бог, три Ипостаси которого мы знаем: Отец, Сын и Святой Дух. Увидев такие доводы святого, некоторые ариане вновь вернулись к исповеданию Православия.
После Собора в Никее, слава Спиридона Тримифунтского распространилась на весь Православный мир. Его стали особо уважать и почитать, но смиренный пастырь вернулся к себе на Кипр, чтобы далее скромно исполнять свои обязанности.
Его земная жизнь окончилась в возрасте около 80 лет во время молитвы. Точная дата упокоения святого не известна, но считается, что это произошло в 348 году. Был погребен в храме Святых апостолов в Тримифунтена Кипре. В середине VII века мощи его после нашествия арабов были перенесены в Константинополь, а оттуда – в греческий Эпир, и в 1453 году – на остров Корфу. Там, в городе Керкира (греческое название Корфу), они и поныне хранятся в храме во имя Спиридона Тримифунтского.
Спиридон Тримифунтский – Святитель и Чудотворец
Останки святого Спиридона уже шестнадцать веков остаются нетленными, а их температура равна 36,6 градусам – такая же, как у живого человека.
Спиридона Тримифунтского часто просят помочь с делами на работе, с деньгами, с решением жилищных трудностей и других мирских дел.Но после ознакомления с его житием приходит понимание, что святого Спиридона просят и во многих других случаях, ведь в христианстве он почитается наравне со своим современником – святым Николаем Чудотворцем.
Каждый год святого одевают в новое облачение – и его башмаки неизменно выглядят поношенными, на них находят морской песок. Люди верят, что их любимый святой ходит по земле и помогает всем нуждающимся.
В Москве в Покровском храме Данилова монастыря есть святыня - башмачок Спиридона Тримифунтского, который привезли с острова Корфу. Замечено, что этот башмачок изнашивается, будто чудотворец до сих пор ходит и помогает людям, творит святые чудеса. Научного объяснения этому факту нет.
Любой святой является только молитвенником за нас
Почитание святых – это древняя христианская традиция, сохраняющаяся с апостольских времен. Почитание их как наставников, как людей, достигших духовной высоты и Царства Небесного, как сослужителей Божиих, имеющих дерзновение к Богу по любви своей к Нему.
Любой святой является только молитвенником за нас, помощником в нашем служении Христу и нашем общении с Ним. Важны духовная связь со святым и те усилия, которые люди предпринимают, чтобы поклониться святыне. И святой помогает человеку именно тогда, когда видит с его стороны усилие и сердечное движение по отношению к себе.
Мы склоняемся перед величием христианского святого Спиридона Тримифунтского, который почитается в лике святителей как чудотворец.
«О всеблаженный святителю Спиридон Тримифунтский! Моли Господа Бога о прощении грехов моих, вольных и невольных!».
«Будем молиться, чтобы Святитель Спиридон исцелил наши недуги, душевные и телесные, своими молитвами небесными укрепил единство Церкви Православной».
Участницы паломнической поездки Людмила КИВЛЮК и Валентина ЛАГОНДА