В храме святителя Луки состоялась лекция «Символика православного храма»
Символика православного храма - так называлась лекция доцента кафедры культурологии ГрГУ им. Я. Купалы Шершеневич Наталии Сергеевны в храме свт. Луки Крымского, состоявшаяся после воскресного богослужения 25 марта сего года.
Архитектура, как и каждый вид искусства, имеет присущий ей профессиональный язык – язык архитектурных форм, неразрывно связанный с мировоззрением человека, с его духовным устроением.
Именно поэтому смысл и значение архитектурных форм православного храма можно уяснить, рассматривая храм в его идее как домостроительство Божие на основании предания, бережно хранимого Церковью. Человек, желающий приобщиться к древнему преданию и традициям, должен, глядя на земное в сооружении храма, стараться видеть в нем небесное.
Пребывание в храме - сторона сложной духовной работы; это форма духовного развития, это путь через видимое – к невидимому. В храме все подчинено единой цели, храм – это путь к обожению, это священное место, где члены Церкви приобщаются Божественной жизни в таинствах. Поэтому храм – частица грядущего Царствия Божия, предвосхищающая Его пришествие. Одновременно храм – это образ всего Божественного Царства, к которому Церковь ведет весь мир. И, наконец, храм – это мир, вселенная, смысл которой придает соучастие в деле Спасения.
Символика храма, таким образом, есть выражение литургической жизни Церкви, важнейшей стороны церковного предания. Общение с Богом, возрождение для новой жизни, «нового неба» и «новой земли», осуществляется, прежде всего, в таинстве Евхаристии, происходящем в храме. Именно поэтому храм – «дом Господень» – отличен от всякого другого здания.
Православный храм – сложный символ, под видом земного приоткрывающий нам неизвестное Горнее. Расположение храма и его архитектура, а также его убранство и система росписи символически выражают то, что непосредственно изобразить невозможно.
Исследователи В. Бобков и Е. Шевцов полагают, что поскольку «опыт религиозного сознания, по сути, есть акт откровения, идущий не снизу (от субъекта), но данный сверху – от Бога, то есть до конца непознаваемый и неописуемый, постольку онтологическим фундаментом православия является символизм». Поэтому, говоря о православной символике, следует отметить, что понимание ее вне Церкви невозможно в принципе.
«Здание – представление о мироустройстве. Архитектура оформляет содержание. Храм – место перехода земли в небо. Православный храм - как оболочка для обозначения пространства особого свойства.
Вертикальная ориентация здания храма сродни восхождению над собой».
Каждый тезис Натальи Сергеевны был похож на ступеньку, по которой слушателям была дана возможность подняться и обозреть (это больше, чем просто увидеть) гармонию православного храма. Каждый архитектурный элемент храма наполнился смыслом и зазвучал особым содержанием. Каждое слово лектора убеждало в том,что в храме нет ничего случайного и, даже сама материальная основа храма несет в себе глубокие христианские символы.
Ориентация храма по сторонам света зазвучала так очевидно: восточная часть – область света, «страна живых», страна райского блаженства. Потерянный нами рай был на Востоке, в Едеме (Быт. 2, 8). На восток от Иерусалима также расположено место вознесения Христа. Наконец, пришествие будущего Царства Божьего, «восьмой день творения», символизируется восходом солнца, востоком. «Само здание должно быть обращено на восток. Все вместе, встав и обратившись к востоку по выходе оглашенных и кающихся, пусть молятся Богу, восшедшему на небеса на востоке, в воспоминании также о древнем жительстве в раю, находящемся на востоке, откуда первый человек был изгнан за нарушение заповеди по наветам змея».
Алтарь - «высокий жертвенник» (altaaru) всегда находится на восточной стороне храма. Традиционно древние народы ставили свои жертвенники и храмы на возвышенностях, как бы приближая их к небу. Алтарь – основная святыня храма, освящающая все здание, символически изображает «селение Божие», «небо небес», место, по словам св. Германа, патриарха Цареградского, где восседает на престоле с апостолами Христос.Алтарь – символ Синайской горницы, где впервые было совершено таинство евхаристии. Символически это представлено киворием – куполом над престолом, поддерживаемым колоннами. Одновременно киворий – символ места распятия и поношения тела Христова.
Притвор соответствует двору древней скинии является символом мира не обновленного, еще лежащего во грехе, даже сам ад. Поэтому притвор находится в западной части храма, противоположной алтарю – символу рая. Здесь стоят оглашенные, те, кто готовится войти в Церковь, стать ее членами, и кающиеся, находящиеся под епитимьей, то есть те, кого Церковь не допускает к причащению святых таин. Они находятся между Церковью и миром. Они не изгоняются из храма и могут пребывать в нем до определенного момента, но не могут участвовать во внутренней жизни Церкви, ее таинствах.
Своды, купол. Так как средняя часть храма является символом преображенного тварного мира, «нового неба» и «новой земли», то есть Церкви, то в куполе изображается Глава Церкви – Христос Вседержитель.Над четырьмя стенами главной части храма возвышается свод, обычно в виде полусферы, подобно тому как над четырьмя сторонами света простирается небесная твердь. Затем представление о небесном своде было перенесено на купол – подобие неба, и, соответственно, представление о Боге Вседержителе переносится на храмовый купол.
Столпы. На четырех столпах, поддерживающих купол, изображены те, кто проповедовал слово Божие, кто распространил, утвердил словом, подвигами, образом своей жизни христианскую веру. Истинные столпы Церкви – апостолы, епископы, подвижники, мученики.Об апостолах как столпах говорит ап. Павел: «И, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным» (Гал. 2, 9) .Столпы, поддерживающие своды внутри храма, и столпы, встроенные в стены и выступающие из них в виде лопаток, – конструктивная основа всего вещественного храма. Они же в духовном смысле – образ «столпов Церкви» – апостолов, святителей, учителей Церкви.
Лекция вызвала большой интерес, о чем свидетельствовали многочисленные вопросы слушателей. По традиции, о. Александр поблагодарил гостью за замечательное выступление и преподнес ей в подарок книгу.
Галина МИХАЛЬЧЕНКО