В храме святителя Луки состоялась лекция Натальи Волкович на тему «Мировоззрение русского религиозного философа А.С. Хомякова»
По благословению протоиерея Александра Хомбака в храме свт. Луки Крымского и Симферопольского в воскресенье, 28 января 2018 года, состоялось выступление доцента, кандидата культурологии, директора гуманитарного колледжа ГрГУ им. Я. Купалы Волкович Натальи Александровны на тему «Мировоззрение русского религиозного философа А.С. Хомякова».
В кратком рассказе о себе Наталья Александровна сообщила, что предложенная тема выступления является темой ее кандидатской работы, затем достаточно подробно остановилась на биографии всемирно известного русского мыслителя.
Алексей Степанович Хомяков - русский религиозный философ, историк, экономист, разрабатывал проекты освобождения крестьян, изобретатель, полиглот-лингвист, живописец, поэт, писатель и драматург, публицист, член-корреспондент Петербургской Академии наук. Но не эта вышеперечисленная, причем блестящая, деятельность принесла ему всемирную известность, а его социально-политическое, историософское и богословское творчество.
Родился А. С. Хомяков в семье представителя древнего дворянского рода, отставного гвардии поручика. Получил великолепное образование. Уже в 15 лет юный Алексей переводил с латыни Тацита. Всего знал более 20 действующих и несколько мертвых языков. В 17 лет стал кандидатом математических наук. Но затем, к удивлению многих, подающий большие надежды математик поступил на военную службу. В это же время он начинает писать стихи.
В 1825 г. Хомяков уезжает за границу, где изучает немецкую философию. Важно отметить, что уже в это время западные философские влияния органично сочетаются с его глубокой православной религиозностью и искренним патриотизмом.
Когда начинается русско-турецкая война, добровольно принимает в ней участие в составе Гродненского гусарского полка. Отмечен наградами за мужество и отвагу.
После окончания войны Алексей Степанович уходит в отставку, решив заняться хозяйством в своих имениях и литературным трудом. Именно в эти годы у него складывается стройная система взглядов, которую позднее критики назовут «славянофильством». Эти взгляды мыслитель представил в своем уникальном, но незаконченном труде под названием «Семирамида», где предпринял попытку систематического изложения смысла мировой истории, представляя ее в виде многовековой борьбы двух противоположных духовных начал, названных по именам двух древних цивилизаций: иранской и кушитской. Первое начало является символом духа свободы, второе – «преобладания вещественной необходимости».
Единственным народом, сохранившим вплоть до ХIХ в. иранский культурный тип, Хомяков считал русский народ, причем речь идет не о национальном превозношении, а о свойстве русского духа, его способности нести в мир правильные христианские начала жизни, суть которых выражается в словах: «Единство в свободе на принципах любви».
Умер Алексей Степанович Хомяков в 1860 г., исключительно по-христиански. Занимаясь лечением крестьян во время эпидемии холеры, он заразился и быстро скончался.
Слушатели очень заинтересовались представленной темой и попросили Наталью Александровну о еще одной встрече, которая, предположительно, состоится в марте текущего года.
После того, как гостья ответила на вопросы слушателей, о. Александр поблагодарил ее за интересное изложение темы и, по традиции, преподнес ей в подарок книгу.
Елена ЧЕРНАЯ