В храме святителя Луки прошла лекция на тему «Современный человек перед лицом будущего»
В храме свт. Луки Крымского и Симферопольского в воскресение 17 декабря 2017 года, после богослужения состоялось выступление кандидата философских наук, доцента кафедры философии Гродненского государственного университета им. Я. Купалы Снежаны Здиславовны Семерник на тему «Современный человек перед лицом будущего».
Лекция была посвящена последним научным разработкам (инновациям), которые, по замыслу их разработчиков, должны избавить человеческое сообщество от всевозможных кризисов и обеспечить людям благополучное, сытое и спокойное будущее.
Однако в лекции был поднят вопрос: действительно ли возникающие в обществе научные инновации способствуют улучшению жизни людей и гарантируют восходящее развитие человека?
Перед тем, как приступить к раскрытию темы, Снежана Здиславовна поблагодарила за предоставленную возможность выступить перед единомышленниками, смотрящими на мир под единым духовным углом зрения.
Важнейшая проблема современности, – сказала Снежана Здиславовна, – неосознанность происходящего в мире. Социальная инерция приводит к тому, что мы не в состоянии осмыслить стремительные изменения, которые происходят в обществе. Наше мышление соответствует реальности 20-го века. И это относится не только к обывателю, но и к экономической, и политической элите.
Нынешнее время – эпоха многовариантного будущего, характерной чертой которого является распространение технологий искусственного его конструирования, так называемых форсайт-технологий. Доступ к конструированию будущего, безусловно, имеется у наиболее сильных в экономическом, политическом и социальном отношении субъектов, цели которых часто далеки от идеи общественого блага, благополучия отдельно взятого человека.
Эта проблема является чрезвычайно острой для общества, поскольку изменение будущего с неизбежностью предполагает изменение собственно самого человека, которому в созданных форсайт-моделях отводится роль «служебного» существа, накладывая ограничения и подвергая трансформации самые важные стороны его личности.
Лектор подчеркнула, что при всем многообразии создаваемых форсайт-проектов их многовариантность является кажущейся, поскольку идейным основанием названных форсайтов выступает единая концепция трансгуманизма, суть которой сводится к тому, что возникновение человека - результат эволюции, действие которой не заканчивается и сегодня, а потому, по мнению трансгуманистов, мы наблюдаем ситуацию, когда человек из «венца» эволюции превращается в ее «промежуточное звено», над которым стремительно возникает новый «продукт» эволюционого развития - «постчеловек». Именно такое «постчеловеческое» будущее ожидает общество в ближайшее время.
Значительная роль в «постчеловеческом завтра» отведена технике, власть которой над человеком становится все больше. В этой ситуации сложным является вопрос: какова в грядущем технизированном мире участь обычного, естественного человека: он выступит «материалом» для создания новой генерации «постлюдей» или будет «упразднен» как вид, путем стремительного вытеснения из существующей социальной действительности? И в том, и в другом случае, речь идет о таких существенных изменениях, которые никак не могут сосуществовать с идеей человечности, идеей высокоразвитой, духовной личности. Именно поэтому данные трансформации представляют собой угрозу для современного общества, ставят его перед необходимостью мобилизовать усилия для противодействия деструктивным проявлениям инновационного развития, больше напоминающего антиинновационное.
Оценивая идеи, высказанные С.З. Семерник, хотелось бы отметить, что мы, христиане, тоже устремлены своими мыслями в будущее, нам также свойственно желание изменить человека. Но те изменения, к которым призывает христианская вера, связаны не столько с телесностью человека, сколько с его духовностью.
Не стремясь подвергнуть экспериментам тело человека, Церковь призывает иметь большое внимание к его душе, духовным ориентирам, представлениям о добре и зле. С тем, чтобы рассматривая эти важнейшие категории, человек в своей жизни служил добру, шел по пути очищения и преобразования своей души, становясь милосердным, любящим, терпеливым, отзывчивым к нуждам других людей. Именно такие изменения личности — преображающие ее на основе исполнения заповедей любви — способны изменить наш мир к лучшему, позволяя состояться такому будущему, в котором было бы место для благополучия и радости.
Елена ЧЕРНАЯ,
прихожанка храма